Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Губаревой С.А, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к администрации муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края о признании права на получение мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации муниципального (локального) характера на территории Краснодарского края по кассационной жалобе ФИО1, ФИО2 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения истца ФИО2, представителя истцов адвоката ФИО8, представителя третьего лица по доверенности ФИО7, судебная коллегия
установила:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к администрации муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края, в котором просили признать их постоянно проживавшими на момент введения режима чрезвычайной ситуации в жилом доме по "адрес", признать за каждым право на получение мер государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, и обязать администрацию муниципального образования Апшеронский район включить их в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации в соответствии с Законом Краснодарского края от 3 июля 2015 года N 3210-K3 "О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций" в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, обратив решение суда к немедленному исполнению.
Решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 23 декабря 2020 года исковые требования удовлетворены.
Граждане Российской Федерации ФИО2, ФИО1 признаны постоянно проживающими по "адрес", пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, происшедшей на территории муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края 24, 25 октября 2018 года.
Признано право ФИО2, ФИО1, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, происшедшей на территории муниципального образования Апшеронский район 24, 25 октября 2018 года, на получение мер социальной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
На администрацию муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края возложена обязанность включить ФИО2, ФИО1 в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, происшедшей на территории муниципального образования Апшеронский район 24, 25 октября 2018 года, имеющих право на получение мер государственной поддержки в соответствие с законом Краснодарского края от 3 июля 2015 года N3210-K3, в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Решение обращено к немедленному исполнению.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 марта 2021 года решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 23 декабря 2020 года отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1, ФИО2 к администрации муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края о признании права на получение мер социальной поддержки оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО1, ФИО2 просят отменить апелляционное определение, оставив в силе решение, поскольку считают определение незаконным и необоснованным. Выводы суда, содержащиеся в апелляционном определении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций, неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В судебное заседание Четвертого кассационного суда общей юрисдикции явились истец ФИО2, представитель истцов ФИО2, ФИО1 адвокат ФИО8, представитель третьего лица Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края по доверенности ФИО7
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, в суд не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения истца ФИО2, представителя истцов адвоката ФИО8, поддержавших жалобу, представителя третьего лица по доверенности ФИО7, возражавшей против удовлетворения жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене апелляционного определения.
Одной из процессуальных гарантий права на судебную защиту в целях правильного рассмотрения и разрешения судом гражданских дел являются нормативные предписания части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающие, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 5 и 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи и лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению. В случае заблуждения сторон относительно фактов, имеющих юридическое значение, судья на основании норм материального права, подлежащих применению, разъясняет им, какие факты имеют значение для дела и на ком лежит обязанность их доказывания (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
Судебная коллегия полагает, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 марта 2021 года приведенным критериям законности и обоснованности судебного акта не соответствует.
Как установлено судебными актами, истцы ФИО1 и ФИО2 являются гражданами Российской Федерации, что подтверждается копиями паспортов РФ, представленными в дело.
С 6 марта 1996 года ФИО2 значится зарегистрированной по "адрес", ФИО1 - с 28 января 1999 года.
Жилой дом по "адрес", с 7 мая 2019 года принадлежит на праве собственности ФИО1 Указанное право собственности на объект недвижимости возникло у ФИО1 на основании договора безвозмездной передачи недвижимого имущества от 16 апреля 2019 года, заключенного между администрацией Кабардинского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края и ФИО1
Ранее, 18 октября 2010 года распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края N, на территории муниципальных образований Туапсинский, Апшеронский район, г-к. Сочи был введен режим ЧС в связи наводнением.
Постановлением администрации Кабардинского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края от 3 апреля 2012 года N жилой дом, расположенный по "адрес", где проживали истцы, находившийся в собственности ФИО1, был признан непригодным для проживания. Указанным правовым актом местной администрации было предписано осуществить мероприятия по переселению жителей указанного дома во вновь приобретаемое ими жилье.
Во исполнение указанного выше постановления 2 апреля 2012 года между ФИО1 и администрацией Кабардинского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края на основании ранее действующего постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18 ноября 2010 года N был заключен договор безвозмездной передачи в собственность администрации жилого дома и земельного участка по "адрес" на условии предоставлении меры государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения в результате ЧС, вызванной наводнением в Апшеронском районе в октябре 2010 года (пункт 4).
Однако истцы остались проживать в указанном доме, поскольку социальную выплату в установленном законом порядке не получили, приобрести иное жилье за счет собственных средств не имели возможности.
При этом за администрацией Кабардинского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края было зарегистрировано право собственности на признанный непригодным для проживания жилой дом.
8 мая 2019 года постановлением главы Кабардинского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края постановление от 3 апреля 2012 года N, которым жилой дом, расположенный по "адрес", признан непригодным для проживания, отменено.
16 апреля 2019 года между ФИО1 и администрацией Кабардинского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края заключен договор безвозмездной передачи в собственность ФИО1 жилого дома и земельного участка по "адрес", в договоре указано, что по указанному адресу зарегистрированы ФИО1, ФИО9 Е.Д, ФИО2
На основании указанного договора за ФИО1 7 мая 2019 года вновь зарегистрировано право собственности на жилой дом по "адрес", который, как следует из обстоятельств дела, был вновь подтоплен в результате ЧС, имевшей место 24, 25 октября 2018 года, и вновь в установленном законом порядке был признан непригодным для проживания.
Стороны в судебном заседании не оспаривали тот факт, что ФИО1, как собственник жилого дома по "адрес", не получил социальную выплату тождественного свойства при аналогичных событиях, имевших место ранее, в 2010 году. При этом истцы остались проживать в указанном доме, сохранили в нем регистрацию и длительное проживали в нем, в том числе на дату возникновения ЧС, имевшей место в 2018 году, то есть около восьми лет с момента предыдущего подтопления, а зарегистрированы с 1996, 1999 года.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 суд первой инстанции, исходил из того, что истцы постоянно проживали в жилом доме, расположенном по "адрес", признанном непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением территории населенных пунктов вследствие сильных дождей и ливней в муниципальном образовании Апшеронский район 24, 25 октября 2018 года, и, следовательно, у каждого из них возникло право на получение мер социальной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
При этом суд первой инстанции в полном объеме исследовал обстоятельства возникновения и утраты права собственности истца ФИО1 на указанный жилой дом, подробно мотивировал выводы о том, в связи с чем сама по себе безвозмездная передача истцом жилого дома в собственность администрации в 2012 году не свидетельствует об отсутствии права на социальную выплату на приобретение жилого помещения.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, исходил только из того, что ФИО1 является собственником жилого дома по "адрес", с 7 мая 2019 года, следовательно, на момент чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края в результате дождей и ливней 24, 25 октября 2018 года он не являлся собственником жилого дома, также как и ФИО2 - членом семьи собственника жилого дома, поэтому истцы не имеют права на социальную выплату на приобретение жилого помещения.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции признает выводы суда апелляционной инстанции ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Законом Краснодарского края от 3 июля 2015 года N3210-КЗ предусмотрено предоставление за счет средств краевого бюджета мер государственной поддержки по обеспечению жильем граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края.
Такие меры предоставляются в натуральной форме - в виде строительства жилого помещения или в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N3210-КЗ от 3 июля 2015 года решение о предоставлении мер государственной поддержки и о форме их предоставления принимается в отношении каждой чрезвычайной ситуации высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
При этом порядок предоставления мер государственной поддержки гражданам, лишившимся жилого помещения, определяется нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
Пунктом 1 статьи 1 названного Закона N3210-КЗ (в редакции, действовавшей на день возникновения чрезвычайной ситуации) право на получение мер государственной поддержки имеют следующие граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие и зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации (далее - утраченные жилые помещения) на день ее возникновения (далее - граждане, лишившиеся жилого помещения):
Собственники указанных жилых помещений (далее - собственники) и члены их семей;
Члены семьи собственника, если собственник постоянно не проживал совместно с ними на день возникновения чрезвычайной ситуации в указанных жилых помещениях. К членам семьи собственника утраченного жилого помещения в целях настоящего Порядка относятся его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные, родители и усыновители, внуки.
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 октября 2018 года N266-р "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края" в результате сильных дождей 24, 25 октября 2018 года, резкого подъема уровня воды в реках Краснодарского края и произошедшего в результате этого подтопления территорий Краснодарского края на территории Апшеронского района Краснодарского края введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно указанному нормативному правовому акту, территория муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края включена в зону чрезвычайной ситуации.
В силу требований пункта 2 Главы 2 Общих положений Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 сентября 2015 года N 891 заявление о включении граждан, лишившихся жилого помещения, в список подается не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу правового акта высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края, предусматривающего решение о предоставлении мер государственной поддержки: гражданином - собственником утраченного жилого помещения; в случае если собственник утраченного жилого помещения постоянно не проживал в нем на день возникновения чрезвычайной ситуации - членами его семьи, постоянно проживавшими в указанных жилых помещениях, или их законными представителями; в случае смерти собственника утраченного жилого помещения, постоянно проживавшего в нем на день возникновения чрезвычайной ситуации, - членами его семьи, постоянно проживавшими в указанных жилых помещениях, или их законными представителями; в случае если утраченное жилое помещение принадлежало членам семьи на праве общей собственности - одним из членов семьи по согласию остальных членов семьи либо совместно.
Органы местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней со дня получения заявлений и документов, предусмотренных пунктом 3 раздела 2 настоящего Порядка, проверяют представленные документы на соответствие их требованиям настоящего Порядка и принимают решение о включении в список либо об отказе во включении в список, о чем уведомляют гражданина (п. 6 Главы 2 Общих положений Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 сентября 2015 г. N 891).
На основании Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 года N62-ФЗ и пункта 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N1325 (последняя редакция) наличие гражданства Российской Федерации удостоверяется паспортом гражданина Российской Федерации, в том числе заграничным паспортом.
Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК). Это может быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. (Закон РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации") При этом место жительства гражданина должно быть определено с достаточной точностью. В случае спора о том, является ли данное место местом жительства лица, вопрос решается на основании объективных признаков - постоянного или преимущественного проживания его в данном месте. Постоянное проживание не означает обязательно длительное проживание. Важно, чтобы в силу сложившихся условий гражданин обосновался в данном месте. Понятие "преимущественное проживание", содержащееся в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, имеет существенное значение, поскольку жизнь и деятельность гражданина часто не связаны постоянно с определенным местом пребывания. Местом жительства в данном случае признается место, где гражданин преимущественно проживает, то есть больше, чем в других местах.
Как установлено судом первой инстанции, истцы ФИО1 и ФИО2 являются гражданами Российской Федерации, что подтверждается копиями паспортов РФ.
ФИО1 и ФИО2 на момент объявления чрезвычайной ситуации 24, 25 октября 2018 года проживали и были зарегистрированы в жилом доме, пришедшем в негодность в результате наводнения, что подтверждено актом обследования и заключением межведомственной комиссии от 24 июня 2019 года N.
Постановлением администрации МО Апшеронский район от 9 августа 2019 года N "О признании жилых помещений, расположенных на территории муниципального образования Апшеронский район непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной циклоном, произошедшим на территории муниципального образования Апшеронский район 24 октября 2018 года, сопровождающимся обильными осадками и приведшим к подъему уровня воды в реке Пшиш", жилой дом, расположенный по "адрес", признан непригодным для проживания.
Установив, что жилой дом истцов включен в границу зон чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края, истцы постоянно проживали в жилом помещении на момент возникновения чрезвычайной ситуации, до наступления неблагоприятных событий спорное жилое помещение являлось пригодным для проживания и единственным местом жительства истцов, непригодность жилого помещения возникла в результате чрезвычайной ситуации, что, в том числе, наряду с другими доказательствами подтверждается Постановлением администрации МО Апшеронский район от 9 августа 2019 года N, которым жилое помещение, принадлежащее истцу ФИО1 признано поврежденным именно в результате чрезвычайной ситуации в границах муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края, непригодным для проживания, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у истцов права на получение меры социальной поддержки в форме предоставления пострадавшим гражданам выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья.
Судом первой инстанции обоснованно не ставится под сомнение право собственности истца ФИО1 на жилой дом, которым он владел на момент возникновения режима ЧС, ввиду исключительных обстоятельств, при которых указанный дом был передан обратно в собственность данного гражданина на основании договора безвозмездной передачи от 16 апреля 2019 года, заключенного между ФИО1 и администрацией Кабардинского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края после отмены постановления от 3 апреля 2012 года N, которым жилой дом, расположенный по "адрес" был также признан непригодным для проживания.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, истцы на момент аналогичных событий, имевших место в 2010 году вынужденно, ввиду невыполнения администрацией обязательств по оказанию мер социальной поддержки на приобретение жилого помещения, остались проживать в указанном жилом доме, хоть и непригодном к проживанию, сохранили в нем регистрацию и проживали в нем, в том числе на дату возникновения ЧС, имевшей место в 2018 году.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правильно установилсущественные для дела обстоятельства, верно применил нормы материального права и удовлетворил исковые требования правомерно.
Апелляционное определение вынесено при ошибочном применении норм материального права, выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Согласно частям 1, 3 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений.
Принимая во внимание, что судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела допущены существенные нарушения норм материального права, судебная коллегия находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 марта 2021 года подлежащим отмене, а решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 23 декабря 2020 года полагает необходимым оставить в силе, как законное и обоснованное.
Руководствуясь статьями 379.5-379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 марта 2021 года отменить.
Решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 23 декабря 2020 года оставить в силе.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.