Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Губаревой С.А, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.Д. к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 о включении периодов работы в стаж и понуждении выплачивать надбавку к пенсии с учетом районного коэффициента по кассационной жалобе С.Д. на решение Советского районного суда г. Волгограда от 27.10.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 22.04.2021.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
С.Д. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 (далее - ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий ПФ РФ по Волгоградской области N 2) о включении периодов работы в стаж и понуждении выплачивать надбавку к пенсии с учетом районного коэффициента.
Решением Советского районного суда г. Волгограда от 27.10.2020 в удовлетворении исковых требований С.Д. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 22.04.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба С.Д. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе С.Д. просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
В обоснование жалобы указано, что судами должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов неверно применены нормы законодательства о пенсионном обеспечении граждан, неверно дана оценка доказательствам по делу, представленным истцом.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, С.Д. обратилась в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в "адрес" с заявлением о назначении пенсии на льготных условиях по основаниям, предусмотренным пп.2 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", указав, что в период с июня 1980 г. по декабрь 1988 г. проживала и работала в "адрес" края, являющейся местностью, приравненной к районам Крайнего Севера.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ N и дополнительным решением пенсионного органа, С.Д. засчитано в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пп. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ? 06 лет 05 месяцев 09 дней. В назначении пенсии отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа продолжительностью 17 лет.
С ДД.ММ.ГГГГ С.Д. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно расчета стажа, имеющегося в материалах пенсионного дела, спорный период работы также включен в подсчет страхового стажа истца.
Обращаясь в суд, С.Д. указала, что вышеуказанный период работы не был включен в специальный стаж и истец получает пенсию по старости без учета надбавки районного коэффициента.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила суд обязать ответчика включить в стаж период работы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности гладильщицы белья в Войсковой части N, выплачивать надбавку к пенсии с учетом районного коэффициента 1, 7.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что, коэффициент 1, 7, предусмотренный постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 561 "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали" (п. 1 приложения 9), устанавливался на время строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и железнодорожной линии БАМ - Тында - Беркакит. Следовательно, установление повышенного коэффициента носило временный характер. Данный коэффициент не является районным, который устанавливается в централизованном порядке к заработной плате работников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Согласно пп.2 п.1 ст. 28 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-Ф3 (ред. от 01.10.2019) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-Ф3) досрочная трудовая пенсия по старости устанавливается женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
При оценке трудового стажа, представляемого для назначения страховой пенсии, органы Пенсионного фонда Российской Федерации руководствуются ст. 14 Закона N 400-ФЗ, в соответствии с которой, при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Периоды страхового стажа, имевшего место после даты регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Такие сведения представляются страхователями в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), с проставлением соответствующих кодов на основании документов, подтверждающих необходимые сведения.
С 01 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон "О трудовых пенсиях", с этой даты размер трудовой пенсии по старости определялся в соответствии с нормами настоящего Федерального закона, вплоть до введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию ст. 30 Федерального закона N 173-Ф3 предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом законодатель установил, что отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1, 2.
Для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, установлено более высокое, чем для других граждан, соотношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, учитываемое при оценке пенсионных прав, а именно:
не свыше 1, 4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1, 5;
не свыше 1, 7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 5 до 1, 8;
не свыше 1, 9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 8 и выше.
Значения районных коэффициентов к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются в централизованном порядке (ч. 1 ст. 316 ТК РФ).
В соответствии с Информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, ПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке", "адрес", в котором располагается поселок Ургал, относится к районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1, 4.
Согласно разъяснениям п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" судам необходимо иметь в виду, что, исчисляя трудовую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании ст. 30 Федерального закона N 173-Ф3 производится по состоянию на 01 января 2002 года, исходя из пункта 3 ст. 3 Федерального закона N 173-Ф3 отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1, 4: 1, 7; 1, 9) может учитываться:
лицам, проживавшим по состоянию на 01 января 2002 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в указанном случае возможность учета заработной платы в повышенном размере Закон не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 01 января 2002 или остались там проживать;
мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 01 января 2002 г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж, соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраст; выхода на пенсию - 55 и 50 лет соответственно для мужчин и для женщин). При этом отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
если лица до 1 января 2002 года работали на строительстве объектов, имеющих важное народнохозяйственное значение, и органами государственной власти СССР на период строительства был установлен районный коэффициент к заработной плате и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то, поскольку установление такого коэффициента носило временный характер (устанавливался лишь на определенный период с учетом важного народнохозяйственного значения объекта и сложности производственных условий его строительства и применялся для увеличения заработной платы в целях обеспечения строительства объекта), он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях возмещения гражданам дополнительных материальных и физиологических затрат, т.е. учитывают особенности природно-климатических условий и более высокую стоимость жизни в данных районах. Исходя из изложенного лицам, принимавшим участие в строительстве названных объектов, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) должно учитываться в размере не свыше 1, 2 либо при наличии к тому оснований (пункт 2 ст. 28, пункт 3 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ) в размерах не свыше 1, 4; 1, 7; 1, 9 (повышенное отношение заработков);
Исходя из вышеизложенного, законодателем определены четкие условия и круг лиц, которым оценка пенсионных прав может быть проведена с применением повышенного отношения заработков по состоянию на 01 января 2002 года.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Волгограда от 27.10.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 22.04.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу С.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи С.А. Губарева
Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.