Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Губаревой С.А, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.Н, к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 1 об установлении факта выплаты заработной платы, понуждении произвести зачисление пенсии по кассационной жалобе А.Н, на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 02.09.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 27.01.2021.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
А.Н, обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 1 (далее - ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий ПФ РФ по Волгоградской области N 1) об установлении факта выплаты заработной платы, понуждении произвести зачисление пенсии.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 02.09.2020 в удовлетворении исковых требований А.Н, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 27.01.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба А.Н, - без удовлетворения.
В кассационной жалобе А.Н, просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, и принятии нового решения.
В обоснование жалобы указано, что судами первой и апелляционной инстанций должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов неверно применены нормы законодательства о пенсионном обеспечении граждан, неверно дана оценка доказательствам по делу, представленным истцом.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, А.Н, обратился в ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий ПФ РФ по Волгоградской области N 1 с заявлением о проведении предварительной проверки документов, необходимых для установления пенсии.
Согласно уведомления о результатах проведения заблаговременной оценки документов от ДД.ММ.ГГГГ, по имеющимся сведениям за период работы А.Н, с 2000 по 2000 годы коэффициент по заработной плате, учитываемый при расчете пенсии, предположительно составляет 0, 240. По представленной справке о заработной плате за период работы с 1989 по 1991 годы просчитать коэффициент не представляется возможным, так как справка не содержит сведений о заработной плате за 60 месяцев подряд.
С ДД.ММ.ГГГГ А.Н, является получателем пенсии по старости.
Период работы истца в совхозе "Ахтубинский" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при назначении пенсии учтен в общий стаж.
Поскольку первичных документов, подтверждающих размер заработной платы в совхозе "Ахтубинский" в указанный период, не имеется, ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий ПФ РФ по Волгоградской области N 1 размер заработный платы за время работы истца в совхозе не учтен.
Заявляя требования об установлении факта выплаты А.Н, заработной платы в совхозе "Ахтубинский" за период с августа 1986 года по декабрь 1989 года исходя из сведений, указанных в комсомольском билете и понуждении ответчика произвести исчислении пенсии исходя из средней заработной платы, полученной за осуществление трудовой деятельности на основании установленного факта, применив при этом наиболее выгодный вариант, истец ссылался на невозможность предоставить справки о размере заработной платы за данный период в совхозе. Совхоз "Ахтубинский" прекратил свое существование и не имеет правопреемника. Также ссылался на невозможность получения сведений о заработной плате в совхозе "Ахтубинский", поскольку указанные документы утрачены совхозом в результате пожара, имевшего место в 2000 году.
Согласно сообщению администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 10.02.2020 выдать справки о стаже и заработной плате за период работы А.Н, в совхозе "Ахтубинский" не представляется возможным, так как документы по данному предприятию в архив не поступали.
Согласно сообщению ГУ МЧС РФ по Волгоградской области факт пожара в совхозе "Ахтубинский" не подтвержден, в связи с истечением пятилетнего срока хранения в органах ГПН ФПС материалов об отказе в возбуждении уголовного дела.
Представленный А.Н, комсомольский билет содержит сведения о заработной плате А.Н, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с указанием ежемесячного размера заработной платы и сумм членских взносов, а также отметок, подтверждающих их уплату.
Обращаясь в суд с требованиями о А.Н,, указал, что у него имеется трудовая книжка и комсомольский билет, подтверждающие факты, об установлении которых заявлено в исковом заявлении. Других документов А.Н, не имеет, получить их невозможно.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что, вопреки доводам истца, его стаж работы в совхозе "Ахтубинский" был учтен ответчиком при назначении пенсии. В этой связи доводы о том, что судом первой инстанции не были учтены сведения о работе, отраженные в трудовой книжке, правового значения не имеют.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Пунктом 6 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), предусмотрено, что Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
На основании части 3 ст. 36 Закона N 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащих настоящему Федеральному закону.
Порядок исчисления расчетного размера страховой пенсии определен пунктом 2 ст. 30 Закона N 173-ФЗ, в соответствии с которым, расчетный размер страховой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 г. определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
На основании Приказа Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Кроме того, перечень документов, подтверждающих периоды работы, как до регистрации граждан в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", согласно которым, размер заработной платы подтверждается справками, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписками из приказов, лицевыми счетами и ведомостями на выдачу заработной платы.
Согласно пункту 59 этих же Правил документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию, (должность), основание их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы).
В соответствии с пунктом 104 Перечня документов, необходимых для установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н, среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности, в случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам, указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в Обзоре практики пенсионного законодательства по порядку исчисления и подтверждения заработка от 25 июня 2009 г. N 10-01/17189, Письмо от 27 ноября 2001 г. N 8389-ЮЛ//ЛЧ-06-27/9704 содержат исчерпывающий перечень причин утраты документов, и определение среднемесячного заработка по косвенным документам, в соответствии с положениями указанного письма допускается в том случае, если возможность установления заработка на основании первичных бухгалтерских документов отсутствует за весь период трудовой деятельности.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от 02.09.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 27.01.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу А.Н, - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи С.А. Губарева
Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.