Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Бетрозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудряшева ФИО10 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе г. Волгограда о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, возврате незаконно списанных денежных средств на лицевой счет и возмещении морального вреда
по кассационной жалобе Кудряшева ФИО11 на решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 23 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 10 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, представителя ответчика, судебная коллегия
установила:
Кудряшев ФИО12 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе г. Волгограда (далее - ГУ-УПФР в Красноармейском районе города Волгограда), в котором с учетом уточненного иска просил:
- признать незаконным решение ГУ-УПФР в Красноармейском районе города Волгограда N N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии;
- возложить на ГУ-УПФР в Красноармейском районе города Волгограда обязанность включить в стаж периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности слесаря автобазы N по ремонту автомобилей;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности автослесаря 3-го разряда автобазы N по ремонту автомобилей (с 30 августа 1979 года в должности шофера 3 класса);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба в рядах Советской Армии;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя автомобиля автотранспортного цеха N;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пожарного ППЧ-11 Нерюнгринского отряда профессиональной пожарной охраны МВД Якутской АССР;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя военизированной пожарной части N в Управлении пожарной охраны МВД Якутской АССР;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в должности машиниста крана автомобильного участка N управления механизации строительства комбината "Якутуглестрой";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в должности слесаря 6-го разряда производственного предприятия "Зенит-2";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год служба в органах МВД;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в должности машиниста автомобильного крана 4-го разряда товарищества с ограниченной ответственностью "Экурс";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя 5 разряда в Нижневолжском МУ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя 1 класса в филиале открытого акционерного общества "Волгоградэнерго";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя автоколонны N;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя общества с ограниченной ответственностью "Евро-Балт";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в должности водителя общества с ограниченной ответственностью "Транзит";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в должности водителя автомобиля 1 класса закрытого акционерного общества "Югспецстрой";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста автомобильного крана 6 разряда в ГСИ Волгоградской фирме "Нефтезаводмонтаж";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в должности машиниста автомобильного крана 9 разряда общества с ограниченной ответственностью "Виклон-ТМ";
с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности водителя автотранспортного цеха N общества с ограниченной ответственностью "Каустик";
- возложить на ГУ-УПФР в Красноармейском районе города Волгограда обязанность назначить Кудряшеву ФИО13 трудовую пенсию по старости с 08 июля 2018 года;
- возвратить Кудряшеву ФИО14 на лицевой счет незаконно списанные денежные средства в размере 55113, 07 рублей;
- взыскать с ГУ-УПФР в Красноармейском районе города Волгограда в пользу Кудряшева ФИО15 компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Решением Красноармейского районного суда города Волгограда от 23 января 2020 года и дополнительным решением Красноармейского районного суда города Волгограда от 07 августа 2020 года исковые требования Кудряшева ФИО16 удовлетворены частично.
Признано незаконным решение ГУ-УПФР в Красноармейском районе города Волгограда N N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Кудряшеву ФИО17 в части не включения периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Нерюнгринском отряде профессиональной пожарной охраны Управления пожарной охраны Министерства внутренних дел Якутской АССР в должности старшего инструкторы по вождению пожарной автомашины пожарной части N.
На ГУ-УПФР в Красноармейском районе города Волгограда возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, Кудряшеву ФИО18 период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Нерюнгринском отряде профессиональной пожарной охраны Управления пожарной охраны Министерства внутренних дел Якутской АССР в должности старшего инструктора по вождению пожарной автомашины пожарной части N.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 10 декабря 2020 года решение Красноармейского районного суда города Волгограда от 23 января 2020 года отменено в части признания незаконным решения ГУ-УПФР в Красноармейском районе города Волгограда N N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Кудряшеву ФИО19 в части не включения периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Нерюнгринском отряде профессиональной пожарной охраны Управления пожарной охраны Министерства внутренних дел Якутской АССР в должности старшего инструктора по вождению пожарной автомашины пожарной части N и в части возложении на ГУ-УПФР в Красноармейском районе города Волгограда обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, Кудряшеву ФИО20 данный период. В указанной части постановлено новое решение об отказе Кудряшеву ФИО21 в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Кудряшев ФИО22 просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, с неправильным применением норм материального права, направив дело на новое рассмотрение.
В обоснование доводов кассационной жалобы Кудряшев ФИО23 указывает, что с 23 августа 2018 года он являлся получателем пенсионных выплат в размере 13873 рубля 46 копеек. С принадлежащего истцу лицевого счета списаны денежные средства в размере 55113 рублей 07 копеек, поскольку решением ГУ-УПФР в Красноармейском районе города Волгограда N N от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении пенсии по причине отсутствия специального стажа 9 лет, требуемого для определения права на пенсию в 57 лет. Полагает судебные акты не законным и не обоснованным, поскольку суд не полностью исследовал материалы дела и представленные доказательства, не дал оценку доводам заявителя, а также неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Логвинов ФИО24 возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено и следует из материалов дела следует, что 09 июня 2018 года Кудряшев ФИО25, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ-УПФР в Красноармейском районе города Волгограда с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
ДД.ММ.ГГГГ решением ГУ-УПФР в Красноармейском районе города Волгограда N Кудряшеву ФИО26 назначена пенсия в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В специальный стаж истца включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ решением ГУ-УПФР в Красноармейском районе города Волгограда N выявлена ошибка, допущенная при выплате пенсии по старости Кудряшеву ФИО27 в связи с неправильным применением норм действующего законодательства, поскольку общая продолжительность периода работы истца в районах Крайнего Севера составляет 02 года 05 месяцев 28 дней.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением ГУ-УПФР в Красноармейском районе города Волгограда N с ДД.ММ.ГГГГ Кудряшеву ФИО28 прекращена выплата досрочной страховой пенсии по старости.
ДД.ММ.ГГГГ решением ГУ-УПФР в Красноармейском районе города Волгограда N Кудряшеву ФИО29 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия необходимого специального стажа. По предоставленным документам специальный стаж работы Кудряшева ФИО30 в районах Крайнего Севера составил 02 года 05 месяцев 25 дней вместо требуемых 9 лет.
В специальный стаж Кудряшева ФИО31 не включены периоды прохождения истцом службы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор, и частично удовлетворяя исковые требования Кудряшева ФИО32, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьей 8, 11, 14, 18, 26.1, 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьями 3, 8, 8.1, 11, 12, 14 Федерального закона от 01 апреля 1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N1015, разъяснениями Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N5, исходил из того, что периоды службы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в органах внутренних дел подлежат включению на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в специальный стаж как работа в районах Крайнего Севера, вследствие чего решение ГУ-УПФР в Красноармейском районе города Волгограда N от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда не согласилась с выводами суда первой инстанции в части признания незаконным решения ГУ-УПФР в Красноармейском районе города Волгограда N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии и возложении обязанности включить в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку периоды прохождения службы в органах внутренних дел включаются в общий страховой стаж и не могут быть включены в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С такими выводами суда первой и апелляционной инстанций согласна судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, поскольку они следуют из установленных по делу обстоятельств с учетом норм материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно статье 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 7 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона.
Согласно Постановлениюостановлению Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающей право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочно назначаемую пенсию за работу на Крайнем Севере, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Таким образом, в отношении лиц, несущих военную или иную службу на профессиональной основе, включение периода прохождения службы в районах Крайнего Севера и приравненных местностях прямо предусмотрено не было.
Согласно части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктами 7 - 14 статьи 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 6 - 9 статьи 15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", следует, что решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.
Данные Правила не предусматривают включения в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы. Правила не содержат положения о том, что к стажу работы в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям приравнивается военная служба, служба в органах внутренних дел.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 23 декабря 2014 года N 2781-О, от 16 июля 2015 года N 1640-О, от 28 января 2016 N 48-О и др.).
Данная правовая позиция отражена также и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2018 года N946-О.
Соответственно, период прохождения службы в органах внутренних дел включается в общий страховой стаж (из материалов дела следует, что пенсия за выслугу лет истцу не назначалась) и не может быть включен в специальный трудовой (страховой) стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям при определении права на досрочную страховую пенсию, что следует как из ранее действующего законодательства, так и из законодательства, действующего в настоящее время.
Таким образом, оснований для включения спорного периода прохождения истцом службы в органах внутренних дел в подсчет специального стажа по основаниям пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" у судов не имелось.
При вынесении по делу дополнительного решения в части отказа во включении в специальный страховой стаж периодов работы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя военизированной пожарной части N в Управлении пожарной охраны Министерства внутренних дел Якутской АССР суд указал, что право на пенсию военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов реализуется в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека исчисление пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях. Федеральный законодатель, устанавливая правило о включении периодов военной службы, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов такой работы в специальный страховой стаж работы в районах Крайнего Севера.
С указанным согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии оснований для включения указанного периода в специальный страховой стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных местностях основанными на законе.
В соответствии с пунктом 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ:
1) подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах;
2) работы с тяжелыми условиями труда;
3) работа женщин в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве и других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин;
4) работа женщин в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;
5) работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы;
6) работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;
7) работа в качестве рабочих и мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования;
8) работа в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;
9) работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения);
10) работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов и трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;
11) работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
12) работа граждан (в том числе временно направленных или командированных) в зоне отчуждения по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
13) работа в летном составе гражданской авиации;
14) работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации;
15) работа в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации;
16) работа в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
17) работа с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
18) работа на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно пункту 3 приведенных Правил суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления:
к периодам работы, указанной в подпункте 11, - периодов работ, указанных в подпунктах 1 - 10, 16 - 18.
В данном случае истец осуществлял трудовую функцию в военизированной пожарной части, относящейся к системе Министерства внутренних дел.
Как верно указал суд первой инстанции, ряд периодов работы, заявленных истцом в качестве спорных, включены ответчиком в специальный стаж работы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в бесспорном порядке (начиная с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в отношении периодов начиная с ДД.ММ.ГГГГ, истцом не представлено доказательств работы во вредных условиях, предусмотренных в подпунктах 1 - 10, 16 - 18 пункта 2 приведенных Правил.
Материалы дела не содержат сведений о том, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец осуществлял трудовую деятельность, проходил срочную службу в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. Сведений о вредном характере работы истца за данный период также не имеется.
Суд первой инстанции также пришел к выводу о том, что поскольку на момент вынесения оспариваемого решения с учетом включения спорного периода в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, у Кудряшева ФИО33 не возникло право на досрочное назначение страховой пенсии, то требования истца о назначении ему досрочной страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению, а также учитывая, что стаж работы истца в районах Крайнего Севера является недостаточным для назначения досрочной страховой пенсии, то списание денежных средств в размере 55113, 07 рублей пенсионным органом произведено законно.
Судом обоснованно отклонены требования истца о признании за ним права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и возложении на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости по основаниям, предусмотренным пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возврате денежных средств.
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций установлены все обстоятельства, имеющие значение для его правильного разрешения, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводы судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
При таких обстоятельствах решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 23 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 10 декабря 2020 года являются законными и обоснованными, приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для отмены указанных судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 23 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 10 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кудряшева ФИО34 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.