Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Мишиной И.В, Евтифеевой О.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Исилькульского муниципального района Омской области, поданную через суд первой инстанции 27 апреля 2021 г, на решение Исилькульского городского суда Омской области от 12 января 2021 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 17 марта 2021 г.
по административному делу N 2а-18/2021 по административному исковому заявлению Исилькульского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Исилькульского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к ликвидации несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, выслушав пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Исилькульский межрайонный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Исилькульского муниципального района Омской области, в котором просил:
признать незаконным бездействие администрации Исилькульского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии мер к ликвидации 15 несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов, расположенных: Боевое "адрес"в северном направлении от "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N), "адрес" (в северо-восточном направлении на удалении "данные изъяты". от "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N), "адрес" (в северном направлении на удалении "данные изъяты". от "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N "адрес" (в восточном направлении на удалении "данные изъяты". от "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N), Каскатское сельское поселение (в северо-восточной части на удалении "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N), "адрес" (в северном направлении на удалении "данные изъяты" "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N), "адрес" (на территории "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N (на территории "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N), "адрес" (в северо-восточном направлении от д. "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N), "адрес" (в северо-восточном направлении от д "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N (в северо-восточном направлении от д "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N), "адрес" (на территории "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N), (на территории "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N "адрес" "данные изъяты" от "адрес", "данные изъяты" в северном направлении от дороги "данные изъяты", на земельном участке с кадастровым номером N), ("данные изъяты" направлении от "адрес" "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N
обязать администрацию Исилькульского муниципального района Омской области ликвидировать указанные несанкционированные места размещения твердых коммунальных отходов, произвести рекультивацию земельных участков, на которых они расположены.
В обоснование требований указал, что в ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления на территории сельских поселений Исилькульского муниципального района Омской области выявлено 15 несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов, которые существуют на протяжении длительного времени. Администрацией Исилькульского муниципального района меры, направленные на их ликвидацию, не приняты. Неисполнение администрацией Исилькульского муниципального района Омской области требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Исилькульского муниципального района и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Решением Исилькульского городского суда Омской области от 12 января 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 17 марта 2021 г, административные исковые требования удовлетворены, признано незаконным бездействие администрации Исилькульского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии мер к ликвидации 15 вышеуказанных несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов, на администрацию Исилькульского муниципального района Омской области возложены обязанности в срок до 31 декабря 2021 г. ликвидировать данные несанкционированные места размещения твердых коммунальных отходов, произвести рекультивацию земельных участков, на которых они расположены.
В кассационной жалобе администрация Исилькульского муниципального района Омской области ставит вопрос об отмене судебных актов, просит направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с необходимостью разрешения вопроса о привлечении к участию в деле в качестве административного соответчика Министерство природных ресурсов и экологии Омской области.
В обоснование жалобы указывает, что судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права. Судами не учтено, что на муниципальные районы возложена не вся полнота бремени несения затрат по очистке территории муниципального образования от загрязнения коммунальными отходами, при этом необходимо учитывать компетенцию субъекта Российской Федерации, которой он наделен в этой области. Ответственным органом государственной власти субъекта Федерации в сфере охраны окружающей среды и в сфере обращения с отходами в Омской области является Министерство природных ресурсов и экологии Омской области. Вместе с тем судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве соответчиков Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, "данные изъяты" ни в протокольном определении, ни в решении суда не указаны мотивы, ссылки на нормы закона, на основании которых суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства. Тем самым административный ответчик был лишен возможности воспользоваться правом на защиту в судебном заседании.
На кассационную жалобу Прокуратурой Омской области представлены возражения.
В судебном заседании прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлов А.А. против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в ходе осуществления надзора за исполнением законов в сфере законодательства об отходах производства и потребления Исилькульской межрайонной прокуратурой на территории сельских поселений Исилькульского муниципального района Омской области выявлено 15 несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов. Указанные несанкционированные места размещения твердых коммунальных отходов расположены на земельных участках, которые относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришел к выводу о том, что ответственным органом по ликвидации несанкционированных свалок отходов и рекультивации земельных участков, на которых они расположены, является администрация Исилькульского муниципального района Омской области.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, полагая их обоснованными.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, органами местного самоуправления.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 названного кодекса в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Понятие отходов содержится в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с данной статьей отходы производства и потребления - вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на указанных выше земельных участках.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).
По смыслу приведенной нормы права в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.
Принимая во внимание, что несанкционированные свалки отходов образовались на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельских поселений Исилькульского муниципального района, возложение обязанности по ликвидации указанных свалок на администрацию Исилькульского муниципального района, которая осуществляет полномочия по распоряжению указанными земельными участками, является правомерным.
Частью 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Исходя из п. 6 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 800 (далее также - Правила), рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
В силу пп. "в" п. 4 Правил в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.
Доводы кассационной жалобы о том, что обязанность по ликвидации свалок должна быть возложена на Министерство природных ресурсов и экологии Омской области основаны на неправильном толковании норм материального права. Принимая во внимание, что несанкционированные свалки отходов образовались на земельных участках, расположенных на территории сельских поселений муниципального образования Исилькульский муниципальный район, которое в силу приведенных выше положений законодательства несет ответственность по их надлежащему содержанию, следует признать обоснованным вывод судов о том, что надлежащим административным ответчиком является администрация Исилькульского муниципального района.
Также являются несостоятельными доводы кассационной жалобы о том, что в качестве административного соответчика к участию в деле подлежал привлечению региональный оператор "данные изъяты"".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156), в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В случае осуществления ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов силами регионального оператора, согласно пункту 17 Правил N 1156, за региональным оператором остается право обращения в суд с требованием о взыскании понесенных убытков.
Вопреки доводам кассационной жалобы разрешение судом первой инстанции ходатайства администрации Исилькульского муниципального района Омской области о привлечении к участию в деле административных соответчиков без составления отдельного судебного акта в письменной форме не влечет нарушение прав администрации Исилькульского муниципального района Омской области, поскольку ходатайство было разрешено в судебном заседании путем вынесения протокольного определения, что предусмотрено частью 4 статьи 198 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о том, что в протокольном определении не указаны мотивы, ссылки на нормы закона, на основании которых суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве административных соответчиков Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, "данные изъяты"", на правильность выводов суда по существу административного спора не влияют и не могут являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке. В решении суда указаны нормы права, в силу которых надлежащим административным ответчиком является администрация Исилькульского муниципального района Омской области.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и не опровергают выводы судов.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба администрации Исилькульского муниципального района Омской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Исилькульского городского суда Омской области от 12 января 2021 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 17 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции и время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 июля 2021 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.