Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Благотворительного регионального молодёжного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности", поданную через суд первой инстанции 4 августа 2021 г, на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 19 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 27 июля 2021 г.
по административному делу N 2а-2397/2021 по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой грамотности и юридической помощи" к Министерству труда и социального развития Новосибирской области и Министру Фролову Ярославу Александровичу о признании незаконными действий государственного органа.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Благотворительное региональное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий государственного органа.
Требования мотивированы тем, что письмом от 14 декабря 2020 г. N N организатор добровольческой деятельности обратился к органу государственной власти с предложением о намерении воздействовать в части организации добровольческой деятельности и с запросом о предоставлении порядка взаимодействия. Административный ответчик отказал во взаимодействии, что повлекло нарушение прав, свобод и публичных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, благотворителей и добровольцев в оказании детям благотворительной помощи.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 19 апреля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 27 июля 2021 г, административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что 14 декабря 2020 г. организатор добровольческой деятельности Королев Ю.В. обратился в Министерство труда и социального развития Новосибирской области в электронной форме с предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности во исполнение Перечня поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного совета, в связи с чем, просил направить в адрес организатора добровольческой деятельности Порядок взаимодействия, утвержденный административным ответчиком и проект соглашения о взаимодействии.
Из текста указанного письма следует, что целями и задачами вебинара "Военный заём 1942 -1945 годов" является профессиональная ориентация, самоопределение, развитие ключевых компетенций, направленных на формирование у детей профессиональных навыков в сфере экономики, финансов и права с целью социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения; содействия добровольческой (волонтерской) деятельности; участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи; содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи; поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций; содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы; содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.
Из аннотации к вебинару следует, что вебинар проводится по теме: "Военный заем 1942-1945". Великая Отечественная война потребовала огромных расходов. Чтобы их возместить, с 1942 по 1945 гг. выпускались специальные займы, участие в которых было как добровольным, так и принудительным (часть зарплаты и премий выдавались в виде облигаций). Население охотно несло свои сбережения, чтобы хоть как-то помочь в борьбе с фашистскими захватчиками. Ежегодно выпускалось по два вида займов - процентные и выигрышные. Общая сумма займа выигрышного выпуска: 1942 - 10 млрд, 1943 - 12 млрд, 1944-1945 - по 25 млрд, рублей. Процентный заём имел фиксированную надбавку 2% от суммы в год.
29 декабря 2020 г. Министром труда и социального развития Новосибирской области Фроловым Я.А. административному истцу дан ответ о рассмотрении обращения, согласно которому информация о содержании и программе вебинара, опубликованная на сайте урфинграм.рф, www.modam.ru, принята к сведению и направлена для ознакомления руководителям организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенных на территории Новосибирской области. Также указано, что популяризация финансовых деловых игр, а также содействие в проведении вебинаров по вопросам организации финансовых деловых игр не относится к видам работ (услуг), при реализации которым министерством осуществляется взаимодействие с организаторами добровольческой деятельности.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный истец обратился к Министерству труда и социального развития Новосибирской области с предложением о взаимодействии в проведении вебинара с программой: размещение облигаций государственного займа, получение дивидендов, выигрышей и погашение ценных бумаг, однако, в соответствии с Порядком взаимодействия министерства труда и социального развития Новосибирской области, подведомственных ему государственных учреждений, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями, утвержденным министерством труда и социального развития Новосибирской области N 214 от 11 марта 2019 г. в развитие положений пункта 3 статьи 17.3 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", министерство не осуществляет содействие в популяризации финансовых деловых игр, а также содействие в проведении вебинаров по указанным в предложении о взаимодействии вопросам.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным истцом обстоятельств дела.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, заявитель указывает на необоснованное применение судами к возникшим правоотношениям положений Федерального закона Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", поскольку поступившее в адрес административного ответчика обращение подлежало разрешению в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. N 1425 "Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями".
Данные доводы подлежат отклонению, так как было установлено судом первой инстанции с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, поступившее в адрес Министерства труда и социального развития Новосибирской области предложение не отвечало параметрам, приведенным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. N 1425, указывающим на наличие оснований для осуществления взаимодействий с организатором добровольческой деятельности, вследствие чего ответ на обращение был направлен заявителю в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан".
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Доводы о допущенных процессуальных нарушениях проверены, своего подтверждения не нашли, на наличие безусловных оснований для отмены судебных актов не указывают.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов по существу заявленных требований установленным обстоятельствам соответствуют, не допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, основания для отмены судебных актов в кассационном порядке в пределах доводов жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 19 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 27 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 5 октября 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.