Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В.
судей: Гусева Д.А, Раужина Е.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N2-4014/20 (УИД N) по иску Яблонской Л.Л. к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу", Муниципальному унитарному предприятию "Дирекция единого заказчика N 1" Ленинского района г. Барнаула о возложении обязанности назначить и выплатить компенсацию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, списать долги по коммунальным платежам
по кассационной жалобе Яблонской Л.Л. на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 1 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 февраля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Яблонская Л.Л. обратилась в суд с иском к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу", Муниципальному унитарному предприятию "Дирекция единого заказчика N 1" Ленинского района г. Барнаула о возложении обязанности назначить и выплатить компенсацию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, списать долги по коммунальным платежам.
Исковые требования мотивированы тем, что с 14 ноября 2019 г. истец имеет инвалидность 2 группы бессрочно. Выплата компенсации на оплату коммунальных услуг, как ветерану труда ей прекращена с 19 декабря 2019 г. КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" (далее Управление социальной защиты) отказало в компенсации расходов по коммунальным услугам как инвалиду из-за долгов по ОДН (общедомовые нужды) за воду, долг сформирован в 2015 году, МУП "Дирекция единого заказчика N 1" Ленинского района г. Барнаула (далее Управляющая компания) начисляет ОДН по воде, электричеству больше, чем по счетчикам в ее квартире. Истец указывает на то, что в 2018-2019 годах расходы по ОДН были меньше, дети истца в квартире не проживают. За содержание квартиры и капитальный ремонт она платит по 1 400 рублей ежемесячно без просрочки.
По мнению истца, нарушено ее право на получение качественных услуг: температура горячей воды составляет 50 градусов, в связи с чем утром приходится спускать большое количество воды; двор зимой чистится плохо, истец несколько раз падала, получала травмы; вентиляцию на кухне не могут пробить с 1984 года; в коридоре постоянно засыпается вентиляционная шахта; уличные стены в квартире намокают, чернеют.
Яблонская Л.Л. просила возложить на КГУ "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" обязанность назначить компенсацию расходов по коммунальным услугам как инвалиду "данные изъяты" с 19 декабря 2019 г.; выплатить компенсацию за период с 19 декабря 2019 г. по 31 мая 2020 г. в сумме 6 917, 415 рублей; обязать МУП "Дирекция единого заказчика N 1" Ленинского района г. Барнаула убрать долги: по ОДН (горячая вода 4 538 рублей 37 копеек за период с апреля 2015 г. по ноябрь 2017 г.), прочие расходы 331 рубль 70 копеек за период с июня 2018 г. по апрель 2019 г, прочие расходы - 6 215 рублей 80 копеек за период с августа 2017 г. по май 2018 г, пеня 1 039 рублей 07 копеек за период с апреля 2015 г. по май 2020 г, всего 12 952 рубля 91 копейка, за счет платежей на содержание и текущий ремонт жилья, капитальный ремонт.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 1 октября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 февраля 2021 г, в удовлетворении исковых требований истцу отказано.
Яблонской Л.Л. на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 1 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 февраля 2021 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных актов, как незаконных, удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений, указанных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является собственником 1/3 доли в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", собственниками данной квартиры являются также дети истца - ФИО6, ФИО7, который вместе с матерью состоит на регистрационном учете в квартире по месту жительства.
3 декабря 2019 г. истцу установлена инвалидность "данные изъяты" и истец включена в федеральный регистр для получения мер социальной поддержки по льготному основанию "инвалид "данные изъяты"".
19 декабря 2019 г. истец обратилась в Краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" с заявлением о предоставлении компенсации по льготному основанию "инвалид "данные изъяты"".
20 декабря 2019 г. Управлением социальной защиты принято решение об отказе в назначении компенсации, в связи с наличием задолженности по оплате коммунальных услуг.
Согласно выписке из финансового лицевого счета МУН "ДЭЗ N1 Ленинского района" у истца имеется задолженность по услугам "холодное водоснабжение ОДН" в размере 892 рубля 93 копейки и "горячее водоснабжение ОДН" в размере 4 705 рублей 70 копеек. Соглашение о погашении задолженности истцом не было представлено.
Задолженность истца по оплате жилищно-коммунальных услуг по жилому помещению по адресу: "адрес", по состоянию на 3 сентября 2020 г. составляет 11 841 рубль 66 копеек, в том числе: прочие расходы 2 - 6 215 рублей 80 копеек, прочие расходы 4 - 331 рубль 70 копейка, горячая вода/подогрев СОИ (содержание общего имущества) - 4 498 рублей 68 копеек, холодная вода СОИ - 795 рублей 48 копеек.
Начисление по услугам "прочие расходы 2" и "прочие расходы 4" произведено на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N13 по ул. В. Кащеевой, в г. Барнауле, от 21 августа 2017 г. (вопросы 6, 7), связанных с установкой камер видеонаблюдения, а также работ по установке и обслуживанию автоматизированного теплового пункта.
Разрешая исковые требования, руководствуясь положениями статьи 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 г. N156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае", статьи 6 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", пункта 13.1 Правил определения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 1 апреля 2008 г. N126, суд первой инстанции пришел к выводу о законности действий КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" об отказе в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с наличием у истца задолженности по оплате коммунальных услуг, начисление которых произведено Управляющей компанией в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2001 г. N354, а также решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе инвалиды (часть 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В силу части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам I и II групп предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с Законом Алтайского края от 27 декабря 2007 г. N156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае", меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Размер компенсации определяется краевыми государственными казенными учреждениями управлениями социальной защиты населения по городским округам и (или) муниципальным районам (округам) по месту жительства (пребывания) как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона.
Условия предоставления компенсации регламентированы статьей 3 данного закона, частью 10 которой предусмотрено, что компенсация по предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Данное основание отказа в предоставлении компенсации предусмотрено и пунктом 13.1 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 1 апреля 2008 г. N126.
Разрешая спор, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что отказ в компенсации истцу расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг связан с наличием задолженности по оплате услуг холодного и горячего водоснабжения ОДН с 2015 года, а также расходов на установку видеонаблюдения, обслуживание теплового пункта, в соответствии с решением общего собрания собственников помещений МКД, холодного водоснабжения СОИ, истцом суду не представлены доказательства уважительности причин неоплаты данных видов расходов (истец указывает на нежелание платить за жильцов квартир, в которых отсутствуют приборы учета, неоплата по строке "прочие расходы" вызвана несогласием с принятым решением общего собрания собственников помещений МКД, которое не оспорено истцом), судебные инстанции пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы о предоставлении некачественных услуг управляющей компанией, тяжелое материальное положение были предметом оценки судебных инстанций, с которой суд кассационной инстанции согласен, основаны на неправильном толковании норм материального права, на оспаривание выводов судов, а также на иную оценку доказательств, исследованных судом по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, допущенных судами первой и второй инстанции при вынесении оспариваемых судебных актов, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, в связи с чем на основании части 3 статьи 390 и части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Выводы судов соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу, поэтому иные доводы кассационной жалобы подлежат отклонению.
Поскольку судебными инстанциями материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 1 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Яблонской Л.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.