Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Жуленко Н.Л, судей Благодатских Г.В, Зайцевой Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 38RS0018-01-2019-000473-25 по иску Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Федосеенко Александру Владимировичу о возложении обязанности снести самовольную постройку, привести земельный участок в первоначальное состояние, выполнить работы по рекультивации земельного участка, по кассационной жалобе представителя ИП Федосеенко А.В. - Саенко И.В. на решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 27 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 января 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Благодатских Г.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Федосеенко Александру Владимировичу об обязании снести самовольную постройку и привести земельный участок после сноса в первоначальное состояние, выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка.
Исковые требования мотивировал тем, что на особо охраняемой территории Прибайкальского национального парка на земельном участке с кадастровым N расположенном по адресу "адрес", ИП Федосеенко А.В. осуществляет коммерческую деятельность при эксплуатации объекта - гостевой дом "Флагман". Разрешение на строительство выдано неуполномоченным на то органом, с нарушением градостроительных и строительных норм, в связи с чем указанный объект является самовольной постройкой.
Земельный участок, на котором находится самовольная постройка, расположен в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории Прибайкальского национального парка, в связи с чем эксплуатация объектов рекреации запрещена.
Истец просил обязать ответчика снести самовольную постройку, привести земельный участок после сноса самовольной постройки в первоначальное состояние, выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка.
Решением Ольхонского районного суда Иркутской области от 27 октября 2020 г. исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 января 2021 г. решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 27 октября 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ИП Федосеенко А.В. - Саенко И.В. ставит вопрос об отмене судебных актов в связи с нарушением норм материального и процессуального права, неверной оценкой доказательств. Кассатор указывает, что суды, разрешая требования, не установили вины застройщика, осуществившего постройку на принадлежащем ему земельном участке. При этом, ответчик не знал и не мог знать о наличии ограничений и запретов в использовании земельного участка. Кроме того, выражает несогласие с отказом суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства ответчика об отложении рассмотрения дела.
Ольхонским межрайонным природоохранным прокурором на кассационную жалобу представлены возражения.
В судебном заседании прокурор восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслакова О.Г. возражала против доводов кассационной жалобы, полагала об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Поддержала представленные Ольхонским межрайонным природоохранным прокурором возражения.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы не просили, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 ГПК РФ предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Суд кассационной инстанции таких нарушений при принятии обжалуемых судебных актов не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Прибайкальский национальный парк образован постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 г. N 71 "О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области" на базе лесоохотничьего хозяйства "Байкал", Ольхонского и Голоустинского лесхозов с передачей ему земли площадью 170 000 га в границах лесоохотничьего хозяйства и 136 000 га земель государственного фонда, а также 112 000 га земель сельскохозяйственного назначения без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. При этом границы национального парка были установлены при его создании и не изменялись.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N1641-р утверждены границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в которую включена территория озера Байкал, Байкало-Ленинский государственный природный заповедник, Байкальский государственный природный биосферный заповедник, Баргузинский государственный природный биосферный заповедник, Прибайкальский национальный парк, Тункинский национальный парк, Забайкальский национальный парк, государственный природный заказник федерального значения "Фролихинский", ряд особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Федосеенко А.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 7 мая 2015 г, одним из видов деятельности является деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания.
Федосеенко А.В. является собственником земельного участка площадью 1191 кв.м, с кадастровым N, расположенного по "адрес" право собственности зарегистрировано 21 августа 2015 г.
При рассмотрении дела судами установлено, что земельный участок с кадастровым N расположен в границах Прибайкальского национального парка Центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
ИП Федосеенко А.В. на территории Прибайкальского национального парка осуществляет коммерческую деятельность по предоставлению услуг, приносящую прибыль. Информация об осуществляемой коммерческой деятельности, а также используемых в этих целях строениях (сооружениях) под наименованием гостевой дом "Флагман", общедоступна и размещена в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет".
Администрацией Хужирского муниципального образования 28 июня 2016 г. ответчику выдано разрешение на строительство, вид объекта - жилой дом.
Решением Иркутского областного суда от 4 декабря 2019 г. признан недействующим генеральный план Хужирского муниципального образования.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 г. N 643 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории", распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 1641-р "О границах Байкальской природной территории и ее экологических зон", постановлением Совмина РСФСР от 13 февраля 1986 г. N 71 "О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области", Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", исходил из того, что спорный земельный участок находится в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории на землях особо охраняемой природной территории - Прибайкальского национального парка, собственником которого является Российская Федерация, соответственно, разрешение на строительство спорного объекта капитального строительства могло быть выдано только Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Установив, что ответчиком объект капитального строительства возведен без соответствующего разрешения на то уполномоченного органа, при его эксплуатации нарушаются требования пожарной безопасности, природоохранного законодательства, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу причинения вреда особо охраняемой территории национального парка, возложил на ответчика обязанность по сносу самовольной постройки и приведению земельного участка в первоначальное состояние.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и его правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3).
В 1972 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (вступила в силу в 1975 году). СССР ратифицировал Конвенцию 9 марта 1988 г. Согласно положениям Конвенции государства, на территории которых расположены объекты Всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению.
В 1996 году Решением XX Сессии Комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию озеро Байкал включено в Список участков всемирного природного наследия. 5 декабря 1996 г. на XX сессии Комитета по всемирному наследию ЮНЕСКО в Мериде (Мексика) утверждены границы Участка всемирного природного наследия "Озеро Байкал" (N 754).
Согласно преамбуле Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" (далее - Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ) озеро Байкал является объектом всемирного наследия.
В соответствии со ст. 2 названного закона Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. На Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны: центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал; буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации; экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.
Статьей 5 Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ установлено, что в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития; обязательности государственной экологической экспертизы.
Согласно п. 2 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных земельным кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.
Частью 3 ст. 6 Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ Правительству РФ предоставлены полномочия по определению видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
В рамках реализации указанных полномочий Правительством РФ издано постановление N 643 от 30 августа 2001 г. "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории" (действовавший до 1 января 2021 г.), которым утвержден перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, в числе которых также предусмотрено:
- строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
- размещение рекреационных объектов, временных палаточных городков, туристских стоянок и стоянок транзитного транспорта за пределами особо охраняемых природных территорий и особых экономических зон туристско-рекреационного типа без утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования, а также размещение указанных объектов на особо охраняемых природных территориях за пределами рекреационных зон.
Границы Байкальской природной территории и ее экологических зон утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 1641-р.
В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе в соответствии с требованиями к сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, нормативами допустимого воздействия на окружающую среду.
Порядок выдачи разрешения на строительство объектов капитального строительства регламентирован статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и предусматривает получение разрешения на строительство, в том числе жилого дома, в установленном законом порядке.
Согласно пункту 5.17 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219, разрешение на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов, если иное не предусмотрено федеральными законами, выдает Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Оценив представленные по делу доказательства, суды обеих инстанций пришли к убеждению, что спорное строение, возведенное ответчиком, являющееся объектом капитального строительства, имеет признаки самовольной постройки, поскольку возведено при отсутствии разрешения на его строительство, выданного уполномоченным органом. Кроме того, строение расположено на земельном участке в границах Прибайкальского национального парка, Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в пределах территории которого строительство новых объектов запрещено.
Данные выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на нормах действующего законодательства, приведенных в судебном постановлении, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.
Доводы кассационной жалобы о недоказанности нахождения спорного объекта на земельном участке, находящемся в границах Прибайкальского национального парка, Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Суд апелляционной инстанции при проверке решения суда первой инстанции вопреки доводам кассационной жалобы проверил указанные обстоятельства и установил, что на момент приобретения ответчиком земельного участка границы центральной экологической зоны являлись определенными; границы Прибайкальского национального парка с 1986 года не изменялись на основании постановления Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 г. N 71 "О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области" (с изм. от 09 октября 1995 г.).
Доводы кассационной жалобы о том, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о том, что спорный земельный участок входит в границы особо охраняемой природной территории "Прибайкальский Национальный Парк, в связи с чем ответчику не было известно о наличии ограничений на ведение хозяйственной деятельности на указанном земельном участке, не отменяет факта нахождения земельного участка в зоне особо охраняемой природной территории с соответствующими ограничениями. Доказательств, свидетельствующих о возможности сохранения самовольной постройки, не представлено.
Несогласие кассатора с выводами судов о наличии оснований для сноса самовольной постройки направлены на переоценку исследованных судом апелляционной инстанции по правилам статьи 67 ГПК РФ доказательств и установленных по делу обстоятельств. Вышеуказанные выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют нормам права, оснований для иной оценки установленных судом обстоятельств, исходя из материалов дела, не имеется.
Вопреки доводам кассатора, суды при рассмотрении дела полно и всесторонне исследовали и оценили представленные по делу доказательства, выяснили юридически значимые по делу обстоятельства. При оценке судами доказательств нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ допущено не было.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судом были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных актов. Несогласие заявителя с выводами суда первой и апелляционной инстанции, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
В соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, в связи с чем доводы кассатора о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут быть приняты во внимание.
Доводы кассатора о том, что суд первой инстанции необоснованно не отложил рассмотрение дела, являлись предметом проверки судом апелляционной инстанции. Так, разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчика, суд не нашел оснований для отложения судебного заседания. Суд первой инстанции, рассматривая дело в отсутствие ответчика, исходил из того, что ответчик ИП Федосеенко А.В, будучи надлежаще уведомленным о времени и месте судебного заседания 27 октября 2020 г, в судебное заседание не явился, не ходатайствовал об отложении судебного заседания, в том числе в связи с неявкой его представителя, тогда как в силу положений ч.6 ст. 167 ГПК РФ право заявлять ходатайство об отложении судебного заседания по причине неявки представителя предоставлено лишь лицам, участвующим в деле.
При таких обстоятельствах, рассмотрев ходатайство представителя ответчика Саенко И.В. об отложении судебного заседания по причине наличия признаков простудного заболевания, в отсутствие документов, подтверждающих указанное обстоятельство, учитывая надлежащее извещение ответчика, отсутствие поданных им ходатайств об отложении разбирательства дела в связи с неявкой представителя, суд обоснованно пришел к выводу об отказе в его удовлетворении и возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчика и его представителя.
Нарушений принципов состязательности и равноправия сторон судом первой инстанции не допущено, суд в соответствии с положениями статей 12, 56 ГПК РФ создал все необходимые условия для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела, все представленные в материалы дела доказательства судом исследованы, заявленные ходатайства разрешены судом в установленном законом порядке.
С учётом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 27 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 января 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ИП Федосеенко А.В. - Саенко И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.