Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой Е.Н, судей Попова А.А, Жуленко Н.Л.
с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Симоненко Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N27RS0003-01-2020-004657-05 по иску заместителя военного прокурора Борзинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ, филиалу ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу о понуждении к совершению определенных действий
по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Читинского районного суда Забайкальского края от 2 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 20 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Попова А.А, заслушав заключение прокурора Симоненко Е.В., возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Борзинского гарнизона обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование требований ссылается на результаты проведенной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при предоставлении коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, согласно которой установлено, что на территории военного городка N ("адрес") расположена водонасосная станция инв. N, построенная и введенная в эксплуатацию в 1976 г, которая обеспечивает водой объекты военной инфраструктуры.
Согласно результатам ежегодных осенних (весенних) осмотров за 2019-2020 г. водонасосная станция и сети водоснабжения требуют проведения капитального ремонта, связанного с заменой ограждения, дверных блоков, труб D 159 мм протяженностью "данные изъяты" м, монтажом стеклоткани, заменой утеплителя и антикоррозийной окраской труб D 159 мм, устройством металлической лестницы и заменой крышек люков 4 водоприемных колодцев. До настоящего времени ремонтные работы не проведены, что создает угрозу возникновения частых аварийных ситуаций. С 2017 г. водонасосная станция и ее сети водоснабжения закреплены на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
В связи с изложенным просил возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность выделить лимиты бюджетных средств на 2021 г. на капитальный ремонт водонасосной станции N и ее сетей водоснабжения, расположенных в военном городке N ("адрес"), связанный с заменой ограждения, дверных блоков, труб D 159 мм протяженностью 3143 м, монтажом стеклоткани, заменой утеплителя и антикоррозийной окраской труб D 159 мм, устройством металлической лестницы и заменой крышек люков 4 водоприемных колодцев; возложить на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу выполнить капитальный ремонт водонасосной станции N и ее сетей водоснабжения в объеме, определенном актом весеннего осмотра и ведомостью дефектов от 2020 г, оформленными должностными лицами производственного участка N службы N, утвержденными начальником службы N.
Решением Читинского районного суда Забайкальского края от 2 декабря 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 20 апреля 2021 г, исковые требования удовлетворены.
Министерством обороны Российской Федерации подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, постановленных с нарушением норм процессуального и материального права. Повторяя доводы апелляционной жалобы, указывают, что судами не принято во внимание, что приказом Министра обороны РФ от 2 марта 2017 г. N 155 создано Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" МО РФ.
Полагают, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ возложено на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" МО РФ.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 ГПК РФ предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Суд кассационной инстанции таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которого указанное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил (подпункт 71 пункта 7 положения).
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту (капитальному, текущему) его имущества возможно, если это предусмотрено законом, либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 г. N 155 было создано Федеральное Государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации. Основной целью деятельности данного Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 21 Устава ФГБУ "Центральное жилищно- коммунальное управление", утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений МО РФ N 607 от 3 марта 2017 г, Учреждение в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленным законодательством РФ.
Согласно статье 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора органов прокуратуры являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в этом пункте (пункт 1).
Судами установлено и из материалов дела следует, что на территории военного городка N 5 ("адрес") расположена водонасосная станция инв. N, построенная и введенная в эксплуатацию в 1976 г, которая обеспечивает водой объекты военной инфраструктуры, дислоцированные в названном военном городке, войсковую часть 11915, поликлинику с. Цугол ФГКУ "321 ВКГ" Минобороны России, а также котельные N и N.
Указанное недвижимое имущество находится в собственности Российской Федерации в лице МО РФ и передано на баланс ФГБУ "ЦЖКУ" согласно Приказа Директора Департамента имущественных отношений МО РФ N1140 от 12 апреля 2017 г. "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, передаточного акта N3/1140/ВКХ передачи объектов недвижимого имущества в оперативное управление ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ от 2017 г.
Военной прокуратурой Борзинского гарнизона проведена проверка технического состояния водонасосной станции инв. N. Установлено, что актом осмотра системы водоснабжения от 26 марта 2020 г. водонасосная станция и сети водоснабжения требуют проведения капитального ремонта, связанного с заменой ограждения, дверных блоков, труб D 159 мм. протяженностью "данные изъяты" м, монтажом стеклоткани, заменой утеплителя и антикоррозийной окраской труб D 159 мм, устройством металлической лестницы и заменой крышек люков 4 водоприемных колодцев.
Акт осмотра системы водоснабжения от 26 марта 2020 г. подтвержден ведомостью дефектации оборудования на коммунальных объектах военного городка N, "адрес", утвержденного начальником отдела эксплуатации ЖКС N9 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ (по ВВО).
Из материалов дела следует, что по результатам осеннего и весеннего осмотров водонасосной станции, проведенных в 2019-2020 гг, выявлены дефекты, указанные в иске, необходим ремонт, связанный с заменой ограждения (ограждение периметра скважин колючей проволоки частично отсутствует, местами порвано, столбы не пригодны, требуется произвести замену ограждения на ВНС из деревянных столбов и досок), дверных блоков, труб D 159 мм протяженностью "данные изъяты" м, монтажом стеклоткани, заменой утеплителя и антикоррозийной окраской труб D 159 мм, устройством металлической лестницы и заменой крышек люков 4 водоприемных колодцев.
Из объяснения начальника производственного участка N9/5 ЖКС N9 ФГБУ "ЦЖКУ" по ВВО ФИО7 от 10 февраля 2020 г. следует, что в настоящее время здание водонасосной станции N находится в аварийном состоянии и требует проведения капитального ремонта, ремонт не проводился длительное время, станция обеспечивает водой военный городок N "адрес", поликлинику, котельные N, N.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные военным прокурором требования, суд первой инстанции указал на проведенную военной прокуратурой Борзинского гарнизона проверку, которой установлены факты ненадлежащего содержания объекта федеральной собственности, не приняты меры по выполнению капитального ремонта, что создает угрозу возникновения частых аварийных ситуаций, в том числе в период отопительного сезона 2020-2021 г.г, может повлечь прекращение поставки тепловой энергии на объекты Минобороны России, в связи с чем указанной станции необходимо выполнение ремонта, определенного ведомостями дефектов и актами осмотров.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и его правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
Судами обеих инстанций обоснованно учтено, что Министерство обороны Российской Федерации, как собственник, действия по организации капитального ремонта наружной сети водоснабжения не производит и надлежащим образом не осуществляет обязанности собственника, вытекающие из бремени содержания принадлежащего ему имущества, влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем прокурор, подавая исковое заявление в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, действовал в рамках предоставленных ему полномочий.
Согласно действующему законодательству на Министерство обороны Российской Федерации может быть возложена обязанность по организации капитального ремонта (реконструкции), которая подразумевает необходимость решения министерством как органом государственного управления, ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия в целях реализации поставленных перед ним целей и задач в конкретной сфере.
Согласно пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
В соответствии с подпунктами 52 и 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации организует эксплуатацию, модернизацию, ремонт и ликвидацию вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
Согласно подпункту 68.4 указанного Положения Министерство обороны Российской Федерации организует выполнение организациями, находящимися в его ведении работ по капитальному строительству и реконструкции специальных объектов, объектов производственного и жилищного назначения для нужд Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба.
Доводы кассационной жалобы о том, что Министерство обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком, на законность оспариваемых судебных постановлений не влияют. Указанные доводы были предметом апелляционного рассмотрения и обоснованно отклонены.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 г. N 155 было создано ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, основной целью деятельности которого является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 3 Устава ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 3 марта 2017 г, его учредителем является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Полномочия собственника имущества в соответствии с законодательством осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 55 "Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации" утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 860, осенний общий осмотр зданий и объектов производится перед наступлением отопительного сезона для проверки готовности их к эксплуатации в осенне-зимний период и в целях уточнения объемов ремонтных работ, включенных в план текущего ремонта следующего года. Заявку с дефектными актами (утвержденными командиром воинской части) и сметами ЖКС в течение 10 дней направляет в филиал ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" для обобщения и направления в отделы эксплуатации.
Таким образом, исходя из действующих нормативных правовых актов в сфере коммунально-эксплуатационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" как специализированное государственное учреждение участвует в организации текущего ремонта.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального права.
Нарушений норм процессуального права судом первой и апелляционной инстанций, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также могли бы служить основанием для отмены вступивших в силу судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы и материалам дела не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Читинского районного суда Забайкальского края от 2 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 20 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.