Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-725/2020 (УИД 38RS0016-01-2020-001200-03) по иску Самсоновой Кристины Викторовны к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида "Лесная полянка" N 13 п. Радищев, Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании недоплаченной части пособия по беременности и родам, компенсации за задержку и компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 3 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Самсонова Кристина Викторовна (далее по тексту - Самсонова К.В, истец) обратилась в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида "Лесная полянка" N 13 п. Радищев (далее - МДОУ детский сад общеразвивающего вида "Лесная полянка" N 13 п. Радищев, ответчик), Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, просила взыскать с ответчика недоплаченную часть пособия по беременности и родам в размере 78191, 40 рублей, компенсацию за несвоевременную выплату части пособия по беременности и родам в размере 2743, 87 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей.
Требования мотивированы тем, что истец работает в МДОУ детский сад общеразвивающего вида "Лесная полянка" N 13 п. Радищев по трудовому договору с 22 августа 2019 г. по профессии "данные изъяты" ставки и "данные изъяты" ставки (внутреннее совместительство). С 19 февраля 2020 г. по 7 июля 2020 г. ей был предоставлен отпуск по беременности и родам. Пособие было начислено неверно исходя из ставки 0, 5 по профессии "данные изъяты" в размере 36290, 80 рублей, поскольку должно рассчитываться исходя из 1, 0 ставки. 27 августа 2020 г. истец направила ответчику заявление о перерасчете, назначении и выплате недоначисленной части пособия по беременности и родам, ответ на которое не получила, перерасчет не произведен. Незаконными действиями ответчика истцу причинены нравственные страдания.
Решением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 3 декабря 2020 г. исковые требования удовлетворены частично, на филиал N 13 Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность выплатить Самсоновой К.В. недоплаченную часть пособия по беременности и родам в размере 78191, 40 рублей, с МДОУ детский сад общеразвивающего вида "Лесная полянка" N 13 п. Радищев в пользу Самсоновой К.В. взыскана компенсация за несвоевременную выплату части пособия по беременности и родам в размере 2743, 87 рублей, компенсация морального вреда в размере 500 рублей, в остальной части в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 марта 2021 г. решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 3 декабря 2020 г. в части разрешения исковых требований Самсоновой К.В. к МДОУ детский сад общеразвивающего вида "Лесная полянка" N 13 п. Радищев, Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании недоплаченной части пособия по беременности и родам, компенсации за задержку отменено, в отмененной части принято новое решение, которым исковые требования Самсоновой К.В. удовлетворены частично, с Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Самсоновой К.В. взыскано недоплаченное пособие по беременности и родам в размере 36290, 80 рублей, с МДОУ детский сад общеразвивающего вида "Лесная полянка" N 13 п. Радищев в пользу Самсоновой К.В. взыскана компенсация за задержку выплаты в размере 4438, 97 рублей, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит отменить решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 3 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 марта 2021 г. как незаконные.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Частью 1 статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
Из содержания приведенной нормы следует, что государство гарантирует предоставление женщинам на период, непосредственно предшествующий и непосредственно следующий за рождением ребенка, отпуск по беременности и родам, а также материальное обеспечение на данный период в виде пособия по государственному социальному страхованию в целях охраны здоровья женщины в период беременности и восстановления после родов, создания социальных условий для рождения детей.
С 2011 года на территории Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации реализует пилотный проект, направленный на осуществление страховых выплат по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам непосредственно территориальными органами Фонда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. N 294 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта.
В пункте 9 Положения установлено, что выплата пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Иркутская область участвует в реализации пилотного проекта с 1 января 2020 г.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, истец Самсонова К.В. с 22 августа 2019 г. работает в МДОУ детский сад общеразвивающего вида "Лесная полянка" N 13 п. Радищев в должностях "данные изъяты" на "данные изъяты" ставки и "данные изъяты" на "данные изъяты" ставки (внутреннее совместительство).
В связи с беременностью истцу выдан лист нетрудоспособности с 19 февраля 2020 г. по 7 июля 2020 г, который был предъявлен работодателю.
Приказом МДОУ детский сад общеразвивающего вида "Лесная полянка" N 13 п. Радищев от 20 февраля 2020 г. Самсоновой К.В. предоставлен отпуск по беременности и родам по указанным должностям на 140 календарных дней с 19 февраля 2020 г. по 7 июля 2020 г, ей выплачено пособие по беременности и родам в размере 36290, 80 рублей.
При разрешении заявленных исковых требований суд первой инстанции, руководствуясь разъяснениями, данными в пункте 9 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. N 294, согласно которому назначение и выплата пособий по беременности и родам застрахованным лицам осуществляются территориальным органом Фонда социального страхования, пришел к выводу о возложении на филиал N 13 Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанность произвести Самсоновой К.В. выплату пособия по беременности и родам в размере 78 191, 40 рублей, с учетом выплаченной ответчиком суммы 36290, 80 рублей и требований части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Установив факт невыплаты истцу пособия по беременности и родам в полном объеме, суд взыскал с МДОУ детский сад общеразвивающего вида "Лесная полянка" N 13 п. Радищев компенсацию за задержку выплаты в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации в размере 2743, 87 рублей.
Поскольку в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт причинения действиями ответчика Самсоновой К.В. морального вреда, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части взыскания с ответчика в пользу истца с учетом принципов разумности и справедливости компенсации морального вреда в размере 500 рублей.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании недоплаченной части пособия по беременности и родам, компенсации за задержку выплаты и морального вреда, однако указал, что расчеты пособия по беременности и родам являются неверными.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из представленных истцом расчетных листков, заработная плата истца по должности "данные изъяты" соответствовала минимальному размеру оплаты труда в "адрес" (11 280 рублей + 60 % районный коэффициент + 50 % надбавка за стаж работы в районе, приравненном к районам Крайнего Севера, = 23 688 рублей / 0, 5 ставки = 11 844 рублей).
Отменяя решение суда первой инстанции в части определенного судом ко взысканию размера недоплаченного пособия по беременности и родам, суд апелляционной инстанции исходил из того, установленный минимальный размер оплаты труда на день наступления страхового случая с учетом районного коэффициента 1, 3 составляет 15769 рублей. Среднедневной заработок для расчета пособия составляет - 518, 432 рублей (15 769 рублей*24 (2018-2019):730 дней). При работе на 0, 5 ставки среднедневной заработок составляет 259, 22 рублей (518, 432:0, 5). Размер подлежащего выплате пособия составит 36 290, 80 рублей (259, 22*140 дней). При этом расчет пособия необходимо производить, исходя из районного коэффициента 1, 3, установленного Постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1969 г. N 823, Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 4 сентября 1964 г. N 380/П-18, и принятых в соответствии с ними актов, а также без учета северной надбавки за стаж работы.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что недоплаченное пособие по беременности и родам в размере 36290, 80 рублей подлежит взысканию в пользу истца с Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, как уполномоченного органа.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает обоснованными указанные выводы суда апелляционной инстанции, поскольку в рамках пилотного проекта действует механизм прямых выплат, физическим лицам, работающим в учреждениях региона пилотного проекта, напрямую территориальным органом Фонда социального страхования производится выплата в том числе пособие по беременности и родам.
Поскольку с 1 января 2020 г. "адрес" участвует в реализации пилотного проекта, то, начиная с этой даты пособие по беременности и родам в том размере, котором работодатель не выплатил, выплачивается согласно механизму "прямых выплат", то есть территориальным органом Фонда социального страхования.
Отменяя решение суда первой инстанции в части определенного судом ко взысканию размера компенсации за задержку выплаты, суд апелляционной инстанции исходил из того, что из суммы задолженности 36290, 80 рублей, размер подлежащей выплате в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации компенсации за период с 21 февраля 2020 г. по 15 марта 2021 г. составляет 4438, 97 рублей, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что данная компенсация подлежит взысканию в пользу истца с МДОУ детский сад общеразвивающего вида "Лесная полянка" N 13 п. Радищев, своевременно не предоставившего в органы Фонда социального страхования Российской Федерации необходимые сведения для начисления и выплаты истцу пособия по беременности и родам, в указанной части апелляционное определение не обжалуется и предметом проверки суда кассационной инстанции не является.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает обоснованными указанные выводы суда апелляционной инстанции в оспариваемой части, в целом оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской.
Правовых оснований, которые могли бы повлечь отмену судебных постановлений кассационная жалоба не содержит.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, изложенную в суде первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учеты судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией ответчика, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда считает, что доводы кассационной жалобы не влекут отмену по существу правильных судебных постановлений, поскольку выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Положения статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 3 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.