Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шагаровой Т.В, судей Соловьева В.Н, Прудентовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1012/2021; 42RS0005-01-2021-001092-50 по иску Самсоновой Юлии Сергеевны к Щербинину Алексею Олеговичу, Щербинину Игорю Олеговичу о расторжении договора купли-продажи транспортного средства, по кассационной жалобе Самсоновой Юлии Сергеевны на решение Заводского районного суда города Кемерово от 31 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 10 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Прудентовой Е.В, объяснения истца Самсоновой Ю.С, ее представителя Величко Н.Д, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Самсонова Ю.С. обратилась в суд с иском к Щербинину А.О, Щербинину И.О. о расторжении договора купли-продажи транспортного средства.
Решением Заводского районного суда города Кемерово от 31 марта 2021 г. в иске отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 10 июня 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Самсонова Ю.С. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой поставила вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений как незаконных.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явились истец Самсонова Ю.С, ее представитель Величко Н.Д, другие участвующие в деле лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не сообщившие о возражениях о рассмотрении дела в их отсутствие, не явились.
Участник процесса считается извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в том случае, когда повестка направлена по месту нахождения стороны или указанному ею адресу, и у суда имеется доказательство, подтверждающее получение отправленного уведомления адресатом, в том числе с учетом положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Восьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участие которых при рассмотрении дела не является обязательным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения норм материального и процессуального права, фактические обстоятельства дела установлены судом, юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства вошли в предмет доказывания по делу и получили правовую оценку суда.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 14 февраля 2018 г. между Самсоновой Ю.С. и Щербининым О.П. был заключен договор купли-продажи автомобиля, в соответствии с которым Самсонова Ю.С. передает (продает) в собственность покупателя, а покупатель принимает (покупает) и оплачивает транспортное средство KIA ХМ (Sorento), 2012 года выпуска, цвет белый.
В соответствии с условиями Договора (пункт 4) стоимость указанного транспортного средства составляет 500 000 руб, право собственности на транспортное средство переходит к покупателю с момента подписания настоящего договора.
С 21 февраля 2018 г. по 21 октября 2020 г. автомобиль числился зарегистрированным в подразделениях ГИБДД МВД РФ за Щербининым О.П. на основании договора купли-продажи от 14 февраля 2018 г.
Щербинин О.П. умер 18 августа 2020 г.
21 октября 2020 г. регистрация данного автомобиля была прекращена по инициативе MOTH и РАМТС ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области в связи с наличием сведений о смерти владельца.
После смерти Щербинина О.П. открылось наследство, наследниками первой очереди являются дети умершего Щербинина О.П.: Щербинин А.О, Щербинин И.О. и Вернер (Щербинина) М.О.
Отказывая в иске, разрешая спор, сославшись на статьи 1, 8, 9, 209, 218, 223, 224, 235, 421, 431, 432, 450, 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, правовую позицию, изложенную в пункте 6.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 июня 2014 г. N 35 "О последствиях расторжения договора", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом не представлено суду достаточных и объективных доказательств, подтверждающих отсутствие факта оплаты автомобиля покупателем, что существенного нарушения условий договора со стороны покупателя допущено не было, Оставляя без изменения решение суда первой инстанции об отказе в иске, исследовав и оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, проанализировав условия договора, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 1, 8, 9, 209, 218, 223, 224, 235, 421, 431, 432, 450, 453, 454, 456, 486 Гражданского кодекса Российской Федерации, правовой позицией, изложенной в пункте 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 декабря 2017 г, и исходил из конкретных взаимоотношений продавца и покупателя, что неисполнение Щербининым О.П. обязанности по оплате автомобиля в данном случае нельзя отнести к существенному нарушению условий договора купли-продажи, а следовательно, признать основанием для его расторжения, что не лишает истца защитить свои права с использованием иных правовых механизмом, в том числе и предусмотренном пунктом 3 статьи 486 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о том, что истцом не представлено суду достаточных и объективных доказательств, подтверждающих отсутствие факта оплаты автомобиля покупателем, указав, что факт исполнения обязанности по оплате товара по договору купли-продажи должен доказать покупатель (ответчик, как его наследники), в то время как ими таких доказательств не представлено.
Доводы кассационной жалобы не являются основаниями для отмены судебных актов.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Самсонова Ю.С. и Щербинин О.П. состояли в гражданском браке с 2002 г. и до его смерти, то есть до 2020 г. В указанный период проживали одной семьёй, вели общее хозяйство, каких-либо расчетов между собой не производили, имели совместного ребенка.
Договор купли - продажи автомобиля между Самсоновой Ю.С. и Щербининым О.П. был заключен исключительно в целях уменьшения издержек по страхованию гражданской ответственности, после регистрации автомобиля в органах ГИБДД на имя Щербинина О.П. он продолжал использоваться в интересах семьи, в связи с чем расчет по договору не предполагался, что подтверждается и тем, что истцом требований об оплате автомобиля в течение более двух лет с момента заключения договора не заявлялось.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что неисполнение Щербининым О.П. обязанности по оплате автомобиля в данном случае нельзя отнести к существенному нарушению условий договора купли-продажи, а следовательно, признать основанием для его расторжения, что не лишает истца защитить свои права с использованием иных правовых механизмом, в том числе и предусмотренном пунктом 3 статьи 486 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты гражданского права приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу пункта 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Таким образом, гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, гражданами и юридическими лицами, действующими по своему усмотрению.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
На основании пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 421, статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (пункт 3 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Право собственности представляет собой совокупность прав по владению, пользованию и распоряжению им.
По смыслу положений пункта 1 статьи 223, пункта 2 статьи 224 Гражданского кодекса Российской Федерации транспортное средство, относится к движимому имуществу, а потому, в случае его отчуждения договор или переход права собственности государственной регистрации не подлежит, а право собственности на такую вещь возникает с момента ее передачи. К данной норме закона корреспондируют положения статей 454, 456 Гражданского кодекса Российской Федерации о возникновении права собственности по договору.
Согласно положениям статей 454, 456 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В силу статьи 486 Гражданского кодекса Российской Федерации, покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено | настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.
Если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар, продавец вправе потребовать оплаты товара и уплаты процентов в соответствии со статьей 395 Кодекса (пункт 3 статьи 486 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации договор может быть расторгнут по соглашению сторон или по решению суда. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 453 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае расторжения договора обязательства сторон прекращаются. При этом в случае расторжении договора в судебном порядке обязательства считаются прекращенными с момента вступления в законную силу решения суда (пункты 2 и 3).
Отказывая в иске, суд пришел к выводу о том, что неоплата стоимости транспортного средства не является существенным нарушением договора.
Данный вывод противоречит положениям пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункта 3 статьи 486 Гражданского кодекса Российской Федерации, если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар, продавец вправе потребовать оплаты товара и уплаты процентов в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из буквального толкования текста правовой нормы не следует, что в случае несвоевременной оплаты покупателем переданного в соответствии с договором купли-продажи товара продавец не имеет права требовать расторжения такого договора на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции обосновал, почему не применил правовую позицию, изложенную в пункте 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 декабря 2017 г.).
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили статьи 1, 8, 9, 209, 218, 223, 224, 235, 421, 431, 432, 450, 453, 454, 456, 486 Гражданского кодекса Российской Федерации, правовую позицию, изложенную в пункте 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 декабря 2017 г.
Доводы кассационной жалобы о том, что суды не приняли во внимание конкретные доказательства, не являются основаниями для отмены судебных актов, так как сводятся к оценке доказательств, которым суды дали надлежащую оценку. В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Позиция суда первой инстанции в части, в которой решение оставлено без изменения, суда апелляционной инстанции основана на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Изложенные в жалобе доводы сводятся к установлению иных обстоятельств по обособленному спору, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Вопросы доказывания и оценки доказательств, на которых основаны доводы жалобы, не составляют оснований для кассационного пересмотра судебных актов.
Приведенные доводы основаны на ином применении истцом положений законодательства к установленным обстоятельствам дела, не подтверждают нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут служить основанием для отмены обжалуемых решения в части, в которой оно оставлено без изменения, апелляционного определения на основании статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Заводского районного суда города Кемерово от 31 марта 2021 г. в части, в которой оно оставлено без изменения, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 10 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Шагарова
Судьи В.Н. Соловьев
Е.В. Прудентова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.