Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гордиенко А.Л, судей Варнавской Л.С, Ковалевской В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-20/2021 (УИД 70RS0021-01-2020-000351-30) по исковому заявлению прокурора Тегульдетского района Томской области в интересах Пантюхиной Натальи Петровны к администрации Тегульдетского района Томской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности
по кассационной жалобе представителя Департамента архитектуры и строительства Томской области Ассонова Д.Ю. и кассационной жалобе представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Кордюковой Е.А. на решение Тегульдетского районного суда Томской области от 19 февраля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 26 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Варнавской Л.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Тегульдетского района Томской области в интересах Пантюхиной Н.П. обратился в суд с иском к Администрации Тегульдетского района Томской области, в котором просит признать за Пантюхиной Н.П. право на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и возложить на Администрацию Тегульдетского района Томской области обязанность восстановить Пантюхину Н.П. на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, с учетом даты первоначального обращения и постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование требований указано, что прокуратурой Тегульдетского района по обращению Сотниковой Т.П. проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере защиты прав граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Томской области. По результатам проверки установлено, что Администрацией Тегульдетского района нарушаются требования законодательства в указанной сфере. Произвольное снятие Пантюхиной Н.П. с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилого помещения в г. Томске не отвечает требованиям закона.
Решением Советского районного суда г. Омска от 1 декабря 2020 г. исковые требований удовлетворены. За Пантюхиной Н.П, "данные изъяты" в с.Тегульдет, Тегульдетского района Томской области, признано право на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей. На Администрацию Тегульдетского района возложена обязанность восстановить Пантюхину Н.П. на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с учетом даты первоначального обращения и постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 26 мая 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителя Департамента архитектуры и строительства Томской области Ассонова Д.Ю. и кассационной жалобе представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Кордюковой Е.А. ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений ввиду неправильного применения норм материального права.
На кассационную жалобу Департамента архитектуры и строительства Томской области и на кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации поступили письменные возражения от прокуратуры Томской области.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца прокурор восьмого (апелляционно-кассационного) отдела (с дислокацией в г. Кемерово) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлов А.А. возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и письменных возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных в законе оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, что Пантюхина Н.П. "данные изъяты" в с.Тегульдет Тегульдетского района Томской области, "данные изъяты", прожила в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, более пятнадцати календарных лет.
Постановлением Администрации Тегульдетского района от ДД.ММ.ГГГГ г. N Дмитриенко Т.П. назначена опекуном над "данные изъяты" Пантюхиной Н.П.
Постановлением Администрации Тегульдетского района от ДД.ММ.ГГГГ г. N в постановление Администрации Тегульдетского района от ДД.ММ.ГГГГ г N внесены изменения: фамилия "Дмитриенко" заменена на "Сотникова".
Из справки Администрации Тегульдетского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. следует, что Пантюхина Наталья Петровна состоит на регистрационном учете с ДД.ММ.ГГГГ г. по месту жительства: "адрес"
В уведомлении Администрации Тегульдетского района ДД.ММ.ГГГГ г. N указано, что по заявлению Пантюхиной Н.П. о включении в состав граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, она поставлена на учет с ДД.ММ.ГГГГ г, категория "данные изъяты"
На основании решения комиссии по жилищным вопросам Администрации Тегульдетского района от ДД.ММ.ГГГГ г. N и постановления Администрации Тегульдетского района от ДД.ММ.ГГГГ г. N Пантюхина Н.П. снята с учета в связи с неправомерными действиями должностных лиц при решении вопроса о постановке ее на учет (подпункт "г" пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879) и изменениями других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении их районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета (подпункт "и" пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879), в связи с тем, что "данные изъяты" родившиеся в Тегульдетском районе до 1 июня 1985 г. правом на получение жилищной субсидии в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" не обладают.
Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в ЕГРН информация о правах Пантюхиной Н.П. на объекты недвижимости на территории Российской Федерации по стоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. отсутствует.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции руководствовались положениями норм жилищного законодательства Российской Федерации, в том числе, норм Федерального закона от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", регулирующими спорные правоотношения.
Удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции исходил из того, что Пантюхиной Н.П. обладает правом на получение государственного жилищного сертификата, указанное право не утратила, законных оснований для снятия Пантюхиной Н.П. с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, у ответчика не имелось.
С такими выводами суд апелляционной инстанции согласился
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными.
Согласно преамбуле Федерального закона от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" данный Федеральный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г, в соответствии с нормами данного Федерального закона.
В силу статьи 1 указанного Федерального закона право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Кроме того, право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Действовавший до 1 января 2003 г. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N131-Ф3 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (часть 1 статьи 1).
Согласно постановлению Совмина СССР от 28 июня 1985 г. N593 "О включении территории Тегульдетского района Томской области в перечень районов, приравненных к районам Крайнего Севера" с 1 июня 1985 г. территория Тегульдетского района Томской области включена в перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N1029.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на нормах действующего законодательства, приведенных в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.
Как следует из материалов дела 15 летний период проживания Пантюхиной Н.П. в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, при исчислении его начала с даты отнесения Тегульдетского района Томской области к таким местностям с 1 июня 1985 г, окончен 1 июня 2020 г, соответственно, с указанной даты у Пантюхиной Н.А. возникло право на получение жилищной субсидии, предоставляемой за счет средств федерального бюджета на основании Федерального закона от 25 июля 1998 г. N131-Ф3 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", который не ставил в зависимость право на получение жилищной субсидии от факта рождения на территории района Крайнего Севера или приравненных к ним местностей, не ограничивал граждан временными рамками для реализации имевшегося у них права на получение жилищных субсидий.
Установив, что Пантюхина Н.П. своим правом получение жилищной субсидии, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, не воспользовалась, является нуждающейся в обеспечении жилым помещением, суды пришли к законному выводу, что после введения нового правового регулирования она такое право не утратила.
При этом, судами учтена правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. N8-П, согласно которой по смыслу положений ст. 1, 2, 6, 18 и 55 Конституции Российской Федерации изменение законодателем ранее установленных условий предоставления жилищных субсидий, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, нуждающихся в этих субсидиях и рассчитывающих на их получение, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности, в частности посредством установления временного регулирования, в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям, в том числе при решении вопроса о выборе места жительства и работы.
Доводы кассационных жалоб об отсутствии у Пантюхиной Н.П. права на получение жилищной субсидии, основаны на неверном толковании норм материального права, не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые бы не были предметом исследования судебных инстанций или опровергали выводы постановленных по делу судебных постановлений. Эти доводы не свидетельствуют о несоответствии выводов суда установленным фактическим обстоятельствам дела, либо о нарушении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также могли бы служить основанием для отмены вступивших в силу судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы и материалам дела не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
на решение Тегульдетского районного суда Томской области от 19 февраля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 26 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационные жалобы представителя Департамента архитектуры и строительства Томской области Ассонова Д.Ю, представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Кордюковой Е.А. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.