Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В.
судей: Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1201/2020 (N) по иску Зарифова Е.А, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО8, Зарифовой И.В, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО3 к администрации городского округа "Город Чита", администрации Железнодорожного административного района городского округа "Город Чита", Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Управлению по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю, Министерству финансов Забайкальского края об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение единовременной материальной и финансовой помощи, включении в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, выплате единовременной материальной и финансовой помощи
по кассационной жалобе Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 29 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Зарифов Е.А, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО8, Зарифовой И.В, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО3 обратился с иском к администрации городского округа "Город Чита", администрации Железнодорожного административного района городского округа "Город Чита", Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Главное управление МЧС России по Забайкальскому краю), Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее - УМВД России по Забайкальскому краю), Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Управлению по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее - УВМ УМВД России по Забайкальскому краю), Министерству финансов Забайкальского края об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение единовременной материальной и финансовой помощи, включении в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, выплате единовременной материальной и финансовой помощи.
Исковые требования мотивированы тем, что решением правления ПСК "Маяк" от 30 мая 2009 г. Зарифову Е.А. на условиях аренды был предоставлен земельный участок по адресу: "адрес". В 2011 году на указанном участке истцами было завершено строительство жилого дома. 30 марта 2012 г. между Зарифовым Е.А. и Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края заключен договор аренды на указанный земельный участок сроком до 1 марта 2015 г, который впоследствии был продлен до 30 марта 2018 г. Определением Железнодорожного районного суда г. Читы от 22 августа 2017 г. утверждено мировое соглашение, заключенное между Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края и ФИО1, во исполнение условий которого между сторонами был заключен договор купли-продажи указанного земельного участка с расположенным на нем жилым домом, право собственности Зарифова Е.А. зарегистрировано в установленном порядке 28 марта 2019 г.
Таким образом, как указывают истцы, с 2011 г. они постоянно проживают в жилом доме по адресу: "адрес" однако ввиду длительного оформления необходимых документов своевременно зарегистрироваться в жилом помещении по месту жительства возможности не имели.
В июле 2018 г. земельный участок и расположенный на нем жилой дом по указанному адресу были подтоплены в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Забайкальского края, в связи с чем было частично утрачено имущество первой необходимости. Вместе с тем, в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, истцы включены не были в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в жилом помещении, попавшем в зону подтопления.
Истцы просили суд установить факт постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" "б"; признать за ними право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей каждому и финансовой помощи в размере 50 000 рублей каждому в связи с частичной утратой имущества первой необходимости; обязать администрацию городского округа "Город Чита" включить в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости; обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить денежные средства.
Определениями суда 21 сентября 2020 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Забайкальского края, УМВД России по Забайкальскому краю
Решением Железнодорожного районного суда г. Читы от 16 ноября 2020 г, с учетом определения об исправлении описки от 8 февраля 2021 г... постановлено в удовлетворении исковых требований Зарифова Е.А, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО5. ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Зарифовой И.В, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации городского округа "Город Чита", администрации Железнодорожного административного района городского округа "Город Чита", Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Управлению по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю, Министерству финансов Забайкальского края об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение единовременной материальной и финансовой помощи, включении в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, выплате единовременной материальной и финансовой помощи отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 29 апреля 2021 г. решение Железнодорожного районного суда г. Читы от 16 ноября 2020 г. с учетом определения об исправлении описки от 8 февраля 2021 г. отменено.
Принято по делу новое решение, которым исковые требования Зарифова Е.А, действующего в своих интересах, а также интересах несовершеннолетней ФИО5, Зарифовой И.В, действующей в своих интересах, а также интересах ФИО3 удовлетворены.
Установлен факт постоянного проживания Зарифова Е.А, ФИО5, Зарифовой И.В, ФИО3 в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", для получения единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости за счет средств выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 г. на территории Забайкальского края;
Признано за Зарифовым Е.А, ФИО5, Зарифовой И.В, ФИО3 право на получение единовременной материальной (в размере 10 000 рублей) и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости (в размере 50 000 рублей) за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, Забайкальского края;
На администрацию городского округа "Горд Чита" возложена обязанность включить Зарифова Е.А, ФИО6, Зарифову И.В, ФИО3 в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате ЧС, вызванной паводком из-за сильных дождей, произошедших в июле 2018 г. на территории Забайкальского края;
На Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края возложена обязанность выплатить Зарифову Е.А, ФИО5, Зарифовой И.В, ФИО3 каждому единовременную материальную помощь (в размере 10 000 рублей) и финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости (в размере 50 000 рублей) при поступлении средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 г. на территории Забайкальского края.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 12 мая 2021 г. устранена описка допущенная в резолютивной части апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 29 апреля 2021 г, правильно указаны данные истца " ФИО8".
Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 29 апреля 2021 г. подана кассационная жалоба, в которой содержится просьба об отмене указанного судебного постановления как незаконного.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении данного гражданского дела судом апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Судом апелляционной инстанции установлено, что истцы Зарифов Е.А, Зарифова И.В. и несовершеннолетние ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент чрезвычайной ситуации, произошедшей в июле 2018 г. на территории Забайкальского края, постоянно проживали в жилом помещении по адресу: "адрес".
Из материалов дела следует, что истцы Зарифов Е.А, Зарифова И.В. состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, воспитывают несовершеннолетнюю дочь ФИО8, а также несовершеннолетнего сына Зарифовой И.В. - ФИО3
Из приобщенных в суде апелляционной инстанции документов в качестве дополнительных доказательств, следует, что истцы ФИО4 и ФИО2 работают в пределах населенного пункта - г.Чита, Зарифов Е.А, проходит службу в Читинском линейном отделе МВД РФ на транспорте, Зарифова И.В. работает в ФКУЗ "МСЧ МВД России по Забайкальскому краю". По месту работы (службы) супруги Зарифовы в 2018 г. в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле 2018 г, получали материальную помощь. В анкетных данных Зарифовой И.В, хранящихся в личном деле ФКУЗ "МСЧ МВД России по Забайкальскому краю", указан адрес регистрации: "адрес" и фактический адрес проживания: "адрес".
Из материалов дела следует, что в мае 2009 г. между Зарифовым Е.А. и производственным сельскохозяйственным кооперативом "Маяк" был заключен договор аренды земельного участка для ведения подсобного хозяйства в размере 20 соток по адресу: "адрес"
В марте 2012 г. данный земельный участок на основании заключенного с Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края договора передан Зарифову Е.А. во временное владение и пользование для индивидуального строительства сроком до 1 марта 2015 г. Срок договора аренды на основании заключенного дополнительного соглашения от 5 мая 2015 г. продлен до 31 марта 2018 г.
22 августа 2017 г. Железнодорожным районным судом г.Читы утверждено мировое соглашение, заключенное между Зарифовым Е.А. и Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края согласно которому стороны обязались заключить договор купли-продажи земельного участка, со дня государственной регистрации права собственности на который за Зарифовым Е.А. признается право собственности на жилой дом площадью "данные изъяты" кв. м, расположенный по адресу: "адрес".
Из экспертного заключения ФГБУ "Судебно-экспертное учреждение" от 21 октября 2014 г. N 75, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае" от 9 декабря 2014 г. следует, что на земельном участке по адресу: "адрес" возведено индивидуальное строение, состоящее из двух одноэтажных помещений, расположенных в черте жилого частного сектора: гараж и жилой дом. Каждое строение имеет отдельный вход. Жилое здание электрифицировано, имеет водяное отопление от автономного водогрейного котла, работающего на твердом топливе. Жилые помещения жилого дома оборудованы всем необходимым для проживания. Территория жилого дома благоустроена, ограждена забором, имеет четкое функциональное зонирование (площадку для отдыха, хозяйственную зону, зону зеленых насаждений).
Суд апелляционной инстанции, также указывает на то, что исследованные судом и приобщенные в материалы дела документы по оплате коммунальных платежей (электроэнергии) за 2017-2019 годы подтверждают, что жилой дом эксплуатируется круглогодично: в летнее, а также зимнее время.
Данное жилое помещение, как следует из представленных в материалы дела документов с 23 декабря 2019 г. принадлежит на праве собственности Зарифову Е.А. Право собственности Зарифова Е.А. на земельный участок зарегистрировано 28 марта 2019 г.
Сторонами не оспаривалось, что жилое помещение по адресу: "адрес" попало в зону подтопления в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Из материалов дела следует, что на момент чрезвычайной ситуации истец Зарифов Е.А. был зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", истцы ФИО2, ФИО8, ФИО3 по адресу: "адрес".
Как установлено в ходе рассмотрения дела, жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" 15 июня 2012 г. принадлежит на праве собственности ФИО15, квартира по адресу: "адрес" 20 декабря 2010 г. принадлежит на праве собственности Зарифовой И.В.
Из имеющегося в материалах дела акта обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов Забайкальского края в июле 2018 года, составленного 16 июля 2018 г. комиссией, имущество первой необходимости у пострадавшей Зарифовой И.В. утрачено частично.
При этом на обращение Зарифова Е.А. за выплатой денежной компенсации администрацией городского округа "Город Чита" 20 августа 2018 г. выдана справка, в которой указано на отсутствие правовых оснований для включения семьи в списки на оказание единовременной материальной и (или) финансовой помощи в связи с отсутствием постоянной регистрации по адресу: "адрес".
Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N110, установив отсутствие регистрации истцов на момент возникновения чрезвычайной ситуации по адресу: : "адрес", непредставление доказательств постоянного проживания истцов в жилом доме по вышеуказанному адресу на момент возникновения чрезвычайной ситуации, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств нахождения истцов в трудной жизненной ситуации в связи с возникшей чрезвычайной ситуацией, и, как следствие, отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда не согласился, и установив факт проживания истцов на момент возникновения чрезвычайной ситуации в доме, находящемся в зоне подтопления, пришел к выводу о наличии у истцов права на включение в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, и удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
В силу статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона N68-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 N110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, действовавшие на момент возникновения спорных правоотношений, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Подпунктами "г, д" пункта 2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 000 рублей на человека).
Согласно пункту 1 вышеназванных Правил понятие "имущество первой необходимости" определяется как минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпункта "г" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпункта "д" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (п. 2(1) Правил).
Критериями утраты имущества первой необходимости являются:
а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования (пункт 2(2) Правил).
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 9 июля 2018 г. N 45 в связи с выпадением большого количества осадков, приведшим к повышению уровня воды в реках Забайкальского края, и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, с 9 июля 2018 г. на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации, Министерству труда и социальной защиты Забайкальского края и Министерству финансов Забайкальского края поручено организовать работу по осуществлению единовременных выплат финансовых средств пострадавшим гражданам.
Согласно пункту 7 Приказа МЧС России от 29 августа 2014 г. N470 "Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (действовавшего до 21 марта 2019 г.) на основании заявлений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение единовременной материальной помощи и (или) получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, утратой имущества в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, составленных по форме согласно приложению N9 к Правилам, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в соответствии с приложениями N10 и N12 к Правилам, подписываются главой местной администрации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее - акт обследования).
Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.
Таким образом, к юридически значимым обстоятельствам при разрешении данного спора с учетом доводов сторон относились установление факта постоянного проживания истцов в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", которое попало в зону подтопления и пострадало в результате чрезвычайной ситуации и в котором они зарегистрированы по месту жительства на день введения режима чрезвычайной ситуации, нарушение условий жизнедеятельности истцов в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, утрата частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Установив факт постоянного проживания истцов по вышеуказанному адресу на момент возникновения чрезвычайной ситуации суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Учитывая вышеприведенной правовое регулирование, предоставляемая гражданам единовременная материальная и финансовая помощь в связи с полной или частичной утратой имущества носит компенсационный характер, такие меры предоставляются лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в целях восстановления возможности нормальной жизнедеятельности пострадавших граждан.
Однако, судом апелляционной инстанции при определении нуждаемости истцов в мерах социальной поддержки с учетом регистрации истцов по иным адресам, наличия в собственности Зарифовой М.В. квартиры, расположенной по адресу: "адрес", не была дана оценка возможности проживания истцов по месту регистрации, нахождения по месту регистрации принадлежащего истцам имущества первой необходимости и возможности его использования.
Также суд апелляционной инстанции, в обоснование выводов о частичной утрате истцами предметов первой необходимости сослался на акт обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, который не был утвержден руководителем органа местного самоуправления, не содержит указания на размер единовременной финансовой помощи.
Таким образом, заслуживают внимания доводы кассационной жалобы ответчика, что судом апелляционной инстанции не дана оценка утраты истцами имущества первой необходимости в соответствии с критериями, установленными действующим законодательством.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела суд апелляционной инстанций в результате неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права не определилвсе обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, не установилэти обстоятельства, не оценил в совокупности имеющиеся по делу доказательства, в связи с чем выводы суда апелляционной инстанции об удовлетворении исковых требований Зарифова Е.А, действующего в своих интересах, а также интересах несовершеннолетней ФИО1, Зарифовой И.В, действующей в своих интересах, а также интересах ФИО3 нельзя признать отвечающим требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Без устранения допущенных нарушений норм материального и процессуального права невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что является основанием для отмены апелляционного определения.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит нужным отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 29 апреля 2021 г. и направить дело в отмененной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Забайкальский краевой суд.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 29 апреля 2021 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Забайкальский краевой суд
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.