Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1012/2021 (УИД 04RS0007-01-2021-000927-31) по иску Емельяновой Светланы Леонидовны к Республиканскому государственному учреждению "Центр социальной поддержки населения" о признании решений незаконными, обязании назначения ежемесячной денежной выплаты на детей, по кассационной жалобе Емельяновой Светланы Леонидовны на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 30 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 2 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Емельянова Светлана Леонидовна (далее - Емельянова С.Л, истец) обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по г. Улан-Удэ Республики Бурятия о признании решений незаконными, обязании назначения ежемесячной денежной выплаты на детей.
В обоснование своих требований указывала на то, что истец имеет на иждивении "данные изъяты" ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, воспитывает его одна.
23 мая 2020 г. Емельянова С.Л. через портал "Госуслуги" подала заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". 8 июня 2020 г. на портал "Госуслуги" пришло уведомление об отказе в назначении данной выплаты в связи с тем, что семья Емельяновой С.Л. не является малоимущей.
22 декабря 2020 г. Емельянова С.Л. повторно подала заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.
Уведомлением Управления социальной защиты населения по г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 30 декабря 2020 г. Емельяновой С.Л. отказано в назначении указанной выплаты по той причине, что среднедушевой доход семьи Емельяновой С.Л. выше прожиточного минимума в Республике Бурятия. С отказом Управления социальной защиты населения по г. Улан-Удэ Республики Бурятия в назначении денежной выплаты Емельянова С.Л. не согласна.
Емельянова С.Л. просила суд признать уведомления от 8 июня 2020 г. и от 30 декабря 2020 г. об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей с 3 до 7 лет включительно незаконными; обязать ответчика назначить и выплатить денежную выплату, согласно поданного заявления от 23 мая 2020 г.
Определением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 10 марта 2021 г. произведена замена ненадлежащего ответчика Управления социальной защиты населения по г. Улан-Удэ Республики Бурятия надлежащим - Республиканским государственным учреждением "Центр социальной поддержки населения".
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 30 марта 2021 г. исковые требования Емельяновой С.Л. о признании решений об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет незаконными, обязании ее назначения и выплаты, оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 2 июня 2021 г. решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 30 марта 2021 г. отменено. Принято по делу новое решение. В удовлетворении исковых требований Емельяновой С.Л. о признании решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет незаконным, о возложении обязанности назначить и выплатить данные выплаты, отказано.
В кассационной жалобе Емельянова С.Л. просит об отмене судебных актов как незаконных.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Емельянова С.Л. имеет двоих детей: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ДД.ММ.ГГГГ достиг совершеннолетия) и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
До достижения ФИО5 возраста 18 лет, оба ребенка являлись "данные изъяты".
Согласно уведомлению об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно от 30 декабря 2020 г. Емельяновой С.Л. отказано в назначении денежной выплаты по причине отсутствия права на данную выплату, поскольку общий доход семьи составляет 363 888, 93 руб, среднедушевой доход семьи - 15 162, 04 руб, что превышает величину прожиточного минимума, установленного во втором квартале 2019 г. - 11 549 руб.
Разрешая заявленные требования о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет, суд первой инстанции пришел к выводу о законности такого отказа, при этом указав на обоснованность включения в расчет среднедушевого дохода семьи дохода матери (истца) в виде выплаты по уходу за ребенком-инвалидом неработающему гражданину.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части включения в расчет среднедушевого дохода семьи дохода матери (истца) в виде выплаты по уходу за ребенком-инвалидом неработающему гражданину.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что судом первой инстанции неверно произведен расчет среднедушевого дохода семьи истца, который по расчету суда апелляционной инстанции также превышает величину прожиточного минимума, установленного во втором квартале 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции не усматривает, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, установлена с 1 января 2020 г. ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации. Ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (пункт 1, подпункт "а" пункта 3 данного Указа).
Во втором квартале 2019 г. прожиточный минимум был установлен в размере 11549 руб. в месяц.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее также - Постановление N 384).
В соответствии с пунктом 22 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 (в редакции от 29 апреля 2020 г, действовавшей на дату подачи истцом заявления) среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Согласно пункту 19 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 (в редакции от 29 апреля 2020 г, действовавшей на дату подачи истцом заявления) в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети.
В силу пункта 25 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 (в редакции от 29 апреля 2020 г, действовавшей на дату подачи истцом заявления) при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются:
а) предусмотренные настоящими основными требованиями ежемесячные выплаты, произведенные за прошлые периоды;
б) ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды:
в) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.
Разрешая гражданское дело в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции правомерно учитывал доход семьи истца за период ДД.ММ.ГГГГ, включая доход первого ребенка - ФИО5, поскольку последний достиг совершеннолетия - ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 находился в несовершеннолетнем возрасте.
Разрешая спор и отказывая в заявленных требований, суд апелляционной инстанции исследовав юридически значимые обстоятельства, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, исходил из установления факта того, что размер среднедушевого дохода семьи Емельяновой С.Л. за период с 1 июня 2019 г. по 31 мая 2020 г. составил 12289, 33 руб. (442415, 76 руб. : 12 : 3), что превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленную в субъекте во II квартале 2019 г. (в сумме 11549 рублей), в связи с чем право у истца на получение ежемесячной выплаты отсутствует и правовых оснований для удовлетворения требований не имеется.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права (Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей"; Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении"), подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка истца в кассационной жалобе на положения пункта 25 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384, согласно которому при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются суммы пособий и иных аналогичных выплат, а также алиментов на ребенка, который на день подачи заявления достиг возраста 18 лет (23 лет - в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации), является ошибочной, поскольку положения данного пункта приведены истцом в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 г. N 489 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384", вступившего в законную силу 1 апреля 2021 г.
Поскольку судом апелляционной инстанции проверялась законность отказа Управлением социальной защиты населения по г. Улан-Удэ Республики Бурятия 30 декабря 2020 г. в назначении указанных выплат, то подлежала применению редакция вышеназванных нормативных актов именно на момент обращения истца за получением данных выплат.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции необоснованными, так как выводов суда апелляционной инстанции не опровергли.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Отсутствие предмета обжалования при отмене решения суда первой инстанции исключает проверку судом кассационной инстанции решения Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 30 марта 2021 г.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены или изменения оспариваемого судебного акта суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 2 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Емельяновой Светланы Леонидовны - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.