Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гордиенко А.Л, судей Жуленко Н.Л, Ковалевской В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску прокурора Таштыпского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, Администрации Таштыпского района Республики Хакасия, Администрации города Абазы Республики Хакасия, Администрации Арбатского сельского совета Республики Хакасия об обязании совершить определенные действия
по кассационной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 28 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 27 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуленко Н.Л, выслушав объяснения старшего прокурора восьмого (апелляционно-кассационного) отдела (с дислокацией в г. Кемерово) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслаковой О.Г, возражавшей против отмены состоявшихся судебных актов, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Таштыпского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (далее - Минприроды РХ, Министерство) об обязании совершить определенные действия.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Таштыпского района Республики Хакасия в рамках осуществления надзорной деятельности за исполнением природоохранного законодательства проведено обследование территории муниципального образования Таштыпский район, в ходе которого выявлены несанкционированные свалки отходов производства и потребления:
в 670 метрах на юго-запад от "адрес";
в 1050 метрах на юго-восток от "адрес";
в 425 метрах на юго-восток от "адрес".
Указывая на то, что организация мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на землях лесного фонда, не переданных кому-либо в законное владение и пользование, в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на территории Республики Хакасия относится к полномочиям Минприроды РХ, однако меры по ликвидации вышеуказанных свалок ответчик не предпринимает.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация Таштыпского района Республики Хакасия, Администрация города Абазы Республики Хакасия, Администрация Арбатского сельского совета Республики Хакасия.
С учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просит:
возложить на Минприроды РХ обязанность в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке с координатами поворотных точек: "данные изъяты" в "адрес";
возложить на Администрацию Таштыпского района Республики Хакасия обязанность в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке с координатами поворотных точек: "данные изъяты" в "адрес".
Определением Абаканского городского суда от 28 января 2021 г. производство по делу в части требований к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Хакасия ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенные на территории лесного фонда "адрес", на земельном участке с координатами поворотных точек: "данные изъяты" "адрес", входящем в состав квартала "адрес"; а также в части требований к Администрации Таштыпского района ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенные на земельном участке с координатами поворотных точек "данные изъяты" в "адрес", в части, не входящей в состав квартала "адрес", прекращено в связи с отказом истца от исковых требований.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 28 января 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 27 апреля 2021 г, исковые требования прокурора Таштыпского района Республики Хакасия удовлетворены частично.
На Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия возложена обязанность в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на земельном участке с координатами поворотных точек: "данные изъяты" в "адрес".
На Администрацию Таштыпского района Республики Хакасия возложена обязанность в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на земельном участке с координатами поворотных точек: "данные изъяты" в "адрес".
В удовлетворении исковых требований прокурора Таштыпского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Абазы Республики Хакасия, Администрации Арбатского сельского совета Республики Хакасия об обязании совершить определенные действия отказано.
В кассационной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов со ссылкой на нарушения норм материального права.
Относительно доводов кассационной жалобы от прокурора, участвующего в деле, поступили возражения.
Помимо прокурора, иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Как следует из материалов дела и установлено судами, прокуратурой Таштыпского района Республики Хакасия в рамках осуществления надзорной деятельности за исполнением природоохранного законодательства проведено обследование территории муниципального образования Таштыпский район, в ходе которого выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления в "адрес", на земельном участке с координатами X "данные изъяты". Общая площадь свалки - 8628 кв. метров.
По сведениям Межмуниципального отдела по г. Абазе, Таштыпскому и Аскизскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, на котором расположена свалка твердых бытовых отходов: "адрес", общей площадью 8628 кв.м, не сформирован, на государственном кадастровом учете не состоит, право на него в установленном законом порядке не зарегистрировано, не относится к землям населенных пунктов, к землям сельскохозяйственного назначения и землям, переданным в ведение г. Абаза и Арбатского сельсовета.
По информации Администрации Арбатского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ N несанкционированная свалка, находящаяся на юго-западе с. Арбаты на расстоянии 600 метров от населенного пункта, находится на землях лесного фонда Арбатского участкового лесничества. Указанный земельный участок не относится к землям населенных пунктов, к землям сельскохозяйственного назначения, так как находится в лесном массиве Департамента лесного хозяйства Минприроды РХ.
Согласно схеме расположения несанкционированной свалки (Арбатское участковое лесничество) квартал 180, выдел - 2 площадь свалки в размере 0, 3 га находится в лесном фонде.
Таким образом, установлено, что несанкционированная свалка отходов производства и потребления, расположенная на земельном участке с координатами поворотных точек: "данные изъяты" в 670 метрах на юго-запад от дома "адрес" 3000 кв.м. входит в состав квартала 180 выдела 2 Арбатского участкового лесничества Абазинского лесничества Минприроды РХ, а площадью 5628 кв.м. - не входит в состав квартала 180 выдела 2 Арбатского участкового лесничества Абазинского лесничества Минприроды РХ.
Собственники земельных участков и лица, которые осуществляют несанкционированное складирование мусора на указанном выше земельном участке, судом не установлены.
Разрешая спор и принимая решение, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 4, 6, 8, 60.12, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 3, 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", дав оценку представленным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу о наличии правовых основания для возложения на Минприроды РХ обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на площади 3000 кв.м, расположенной на землях лесного фонда, указав, что Министерство является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, в чьи полномочия входит, в том числе, организация охраны и защиты от негативного воздействия и загрязнения бытовыми отходами земельного участка лесного фонда, организация ликвидации последствий таких загрязнений; а также возложил обязанность по ликвидации указанной несанкционированной свалки площадью 5628 кв.м, расположенной на межселенной территории, на администрацию муниципального образования Таштыпский район; установив, что несанкционированные свалки отходов производства и потребления не располагаются на территории Администрации города Абазы Республики Хакасия и Администрации Арбатского сельского совета Республики Хакасия, суд не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований, заявленных к указанным органам.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов нижестоящих инстанций незаконными, поскольку они отвечают требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения. Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судами определены верно.
В статье 58 Конституции Российской Федерации указано, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В силу положений статьи 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию, охрана, защита, лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами, в соответствии с пунктом 2 статьи 8 которого установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) к объектам накопленного вреда окружающей среде относятся в том числе территории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, а также объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона N 7-ФЗ на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ, а согласно пункту 3 статьи 78 указанного федерального закона иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Исходя из указанных норм закона, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что несанкционированное размещение в лесах отходов производства и потребления необходимо устранять в рамках мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) путем выявления, пресечения и понуждения к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах.
Случаи, когда лица, виновные в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах не выявлены, надлежит рассматривать как факты неэффективного осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).
В соответствии с положением пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) являются полномочиями, переданными для исполнения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 80.2 Федерального закона N 7-ФЗ организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Пунктом 4 статьи 80.2 Федерального закона N 7-ФЗ установлено, что порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым также относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.
Как верно установлено судами первой и апелляционной инстанций, в силу Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 25 июня 2013 г. N 346, Министерство является органом исполнительной власти Республики Хакасия, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области отношений, связанных с охраной окружающей среды, в области регулирования отношений недропользования, в области водных отношений, в области лесных отношений, в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами, в области обеспечения радиационной безопасности, в области экологической экспертизы, охраны и использования объектов животного мира, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области обращения с животными согласно компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 1.1). Министерство в соответствии с возложенными на него задачами обеспечивает исполнение таких установленных федеральным и областным законодательством полномочий, как осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения (п. 2.1.8.7).
Ссылка кассатора на то, что к полномочиям Министерства не отнесены обязанности по организации сбора отходов производства и потребления с территории участка лесного фонда не состоятельна, основана на неверном толковании норм материального права, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 13 октября 2015 г. N 26-П, положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Лесного кодекса Российской Федерации, Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 25 июня 2013 г. N 346.
Вопреки доводам кассационной жалобы о нецелевом расходовании бюджетных денежных средств, именно ответчик наделен соответствующими государственными полномочиями, а также финансовыми возможностями осуществления вмененных мероприятий.
В соответствии ч. 3, 5 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации охраны и защиты лесов предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, порядок расходования и учета которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
В п. 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N 837, предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых организация охраны и защиты лесов.
Финансирование расходов на осуществление деятельности Министерства осуществляется за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета, и средств республиканского бюджета Республики Хакасия (п. 3.5 Положения о Министерстве).
Таким образом, проведение мероприятий по охране лесов, в том числе по очистке лесов от отходов производства и потребления, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, в связи с чем расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенций на эти мероприятия нецелевым не является.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с указанными выводами судов, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, не опровергают правильности их выводов, о нарушении судами норм материального права не свидетельствуют.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций сводятся к изложению позиции, занимаемой ответчиком при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, они правильно оценены судами и мотивированно отклонены.
Доводы кассационной жалобы основаны на несогласии ответчика с той оценкой, которую дали суды исследованным по делу доказательствам, и неправильном толковании положений законодательства, что не может служить основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 28 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 27 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.