Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-133/2021 (УИД 38RS0032-01-2020-004550-66) по иску прокурора Иркутской области, в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Губернатору Иркутской области о признании незаконным основание увольнения, обязании изменить формулировку увольнения, по кассационному представлению прокуратуры Иркутской области на решение Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 14 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 17 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, пояснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, поддержавшего доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Иркутской области, в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился с иском к Губернатору Иркутской области о признании незаконным основание увольнения, обязании изменить формулировку увольнения.
В обоснование требований указывал на то, что в ходе рассмотрения запроса Губернатора Иркутской области прокуратурой установлено, что в соответствии с распоряжением врио Губернатора области от 9 января 2020 г. N 3-рк Управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений Аппарата Губернатора области и Правительства области назначена проверка соблюдения Уполномоченным Капитоновым А.П. ограничений и запретов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указом Губернатора области от 10 июля 2019 г. N 3-угк Капитонов А.П. с 11 июля 2019 г. назначен на государственную должность Иркутской области Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области сроком на пять лет.
Основанием для проведения проверки явились сведения, отраженные Капитоновым А.П. в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленной им как кандидатом к назначению на упомянутую должность, свидетельствующие о возможном нарушении запрета, установленного Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
В названной справке отражено наличие срочного обязательства финансового характера "данные изъяты"
Проверка соблюдения Капитоновым А.П. ограничений и запретов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, инициированная распоряжением врио Губернатора области от 9 января 2020 г. N 3-рк, завершена составлением Управлением доклада от 31 марта 2020 г. о том, что до поступления ответа Генеральной прокуратуры Российской Федерации на запрос от 27 января 2020 г. применение меры ответственности в виде освобождения Капитонова А.П. от должности в связи с утратой доверия представляется преждевременным. Доклад рассмотрен 24 апреля 2020 г. на заседании президиума комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области, на нем принято решение о неприменении мер юридической ответственности к Капитонову А.П. в связи с отсутствием информации надзорного ведомства.
Доклад Управления и материал проверки в отношении Уполномоченного рассмотрены президиумом комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области 13 августа 2020 г. По результатам голосования принято решение о признании наличия факта нарушения Капитоновым А.П. запрета, установленного Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", и Губернатору области рекомендовано применить к Уполномоченному меру ответственности в случае получения согласия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей на досрочное освобождение от должности.
29 сентября 2020 г. в адрес Губернатора области направлено письмо исх. N УПП/05506 о том, что им согласовано досрочное прекращение полномочий Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области Капитонова А.П. Вместе с тем, Губернатором области, располагавшим документами (доклад Управления от 16 июля 2020 г. и решение президиума комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области от 13 августа 2020 г.) об установлении факта несоблюдения Капитоновым А.П. и его супругой запрета, регламентированного Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", требования закона об увольнении (досрочном освобождении от должности) Уполномоченного в связи с утратой доверия проигнорированы, неправомерно принято решение о досрочном освобождении от должности Капитонова А.П. на основании его заявления о сложении полномочий.
Тем самым Капитонов А.П. избежал предусмотренной законом ответственности за коррупционное правонарушение, что наносит ущерб репутации и авторитету государственной власти.
Прокурор Иркутской области просил суд признать незаконным указанное в Указе Губернатора Иркутской области от 30 сентября 2020 г. N 97-угк "Об освобождении от должности Капитонова А.П." основание увольнения (досрочное освобождение от должности) Капитонова Андрея Петровича, замещавшего государственную должность Иркутской области Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области, на основании его заявления о сложении полномочий; обязать изменить формулировку увольнения (досрочное освобождение от должности) Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области Капитонова Андрея Петровича на досрочное освобождение от должности в связи с утратой доверия на основании части 3 статьи 7.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 14 января 2021 г. исковые требования прокурора Иркутской области, в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 17 мая 2021 г. решение Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 14 января 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационном представлении прокуратура Иркутской области просит об отмене судебных актов как незаконных.
Капитоновым А.П, Губернатором Иркутской области, Аппаратом Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области поданы возражения на кассационное представление.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационном представлении, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационного представления судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Капитонов А.П. в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представленной для назначения на соответствующую должность за период 2018 год указал сведения о наличии срочного обязательства финансового характера "данные изъяты"
10 июля 2019 г. Указом Губернатора Иркутской области N 3-угк Капитонов А.П. назначен с 11 июля 2019 г. на государственную должность Иркутской области Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области сроком на пять лет.
11 июля 2019 г. аппарат Губернатора Иркутской области предложил Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Иркутской области в течении 3х месяцев со дня замещения государственной должности осуществить отчуждения иностранного финансового инструмента, либо подтвердить причину невозможности такового.
9 января 2020 г. распоряжением врио Губернатора области N 3-рк Управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений Аппарата Губернатора области и Правительства области назначена проверка соблюдения Уполномоченным Капитоновым А.П. ограничений и запретов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основанием для проведения проверки явился анализ управления по профилактике коррупционных и иных нарушений аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Капитоновым А.П. как лицом, претендующим на замещение должности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области.
31 марта 2020 г. управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений направлен доклад о результатах проверки соблюдения Уполномоченным по защите прав предпринимателей Иркутской области Капитоновым А.П. в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления данной проверки ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными законами, нормативным правовыми актами Российской Федерации, законами Иркутской области, в котором указано на преждевременность применения к Капитонову А.П. мер ответственности в виде освобождения от должности.
2 апреля 2020 г. Губернатор Иркутской области в резолюции на доклад поручил "обеспечить рассмотрение результатов проверки".
24 апреля 2020 г. Президиум комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области рассмотрел указанный доклад и установилотсутствие оснований для применения мер юридической ответственности к Капитонову А.П. в связи с не поступлением информации по запросу в период проведения проверочных мероприятий, отсутствием фактов, подтверждающих нарушение Капитоновым А.П. и его супругой запрета на владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами.
2 июля 2020 г. распоряжением Губернатора Иркутской области N 337- рк вновь принято решение о проведении управлением проверки соблюдения Уполномоченным по защите прав предпринимателей Иркутской области Капитоновым А.П. ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными законами, нормативным правовыми актами Российской Федерации, законами Иркутской области.
16 июля 2020 г. подготовленный доклад по результатам проверки соблюдения Капитоновым А.П. ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции", другими федеральными законами, нормативным правовыми актами Российской Федерации, законами Иркутской области был направлен временно исполняющему обязанности Губернатора Иркутской области Кобзеву И.И. для рассмотрения и принятия соответствующего решения о представлении материалов проверки в комиссию по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области в соответствии с частью 3 статьи 8 Закона N 46-03; для принятия соответствующего решения и последующего согласования с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей досрочного освобождения Капитонова А.П. от должности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области.
23 июля 2020 г. Губернатор Иркутской области направил запрос N 02- 01-5481/20 в адрес Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Титова Б.Ю. на получение согласия на досрочное освобождение Капитонова А.П. от государственной должности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области.
13 августа 2020 г. Президиум комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области рассмотрел доклад и материалы проверки в отношении Капитонова А.П, которым Губернатору Иркутской области дана рекомендация и применении к Капитонову А.П. мер юридической ответственности в случае получения согласия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей на досрочное освобождение от должности.
29 сентября 2020 г. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области Капитонов А.П. подал Губернатору Иркутской области заявление о досрочном сложении полномочий с 30 сентября 2020 г.
29 сентября 2020 г. Губернатор Иркутской области направил письмо N 02-01-7100/20 в адрес Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Титова Б.Ю. о даче согласия на досрочное прекращение полномочий Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области Капитонова А.П. в связи с поступлением заявления о сложении полномочий.
Такой ответ Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей с согласованием досрочного прекращения полномочий Капитонова А.П. дан Губернатору Иркутской области 29 сентября 2020 г.
30 сентября 2020 г. Указом Губернатора Иркутской области N 97-угк Капитонов А.П. досрочно освобожден от должности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области с 30 сентября 2020 г. на основании заявления о сложении полномочий.
Разрешая заявленные требования, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав правовую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации", Закона Иркутской области от 16 декабря 2013 г. N 138-03 "Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Иркутской области", суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку Губернатором Иркутской области соблюдена предусмотренная законом процедура досрочного прекращения полномочий Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации при досрочном освобождении Капитонова А.П. от должности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области Указом от 30 сентября 2020 г. N 97-угк на основании его личного заявления.
При этом суд исходил из того, что согласие Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей на досрочное прекращение полномочий Капитонова А.П. в связи с утратой доверия на день издания Указа от 30 сентября 2020 г. N 97-угк у Губернатора Иркутской области отсутствовало.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав на то, что поскольку согласие Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей на досрочное прекращение полномочий Капитонова А.П. в связи с утратой доверия на 30 сентября 2020 г. не было дано, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации согласовал досрочное освобождение Уполномоченного Капитонова А.П. по его заявлению о сложении полномочий, самостоятельного права на досрочное прекращение полномочий Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области Губернатор Иркутской области не имеет, то вывод суда о соблюдении Губернатором Иркутской области предусмотренной законом процедуры досрочного прекращения полномочий уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации при досрочном освобождении Капитонова А.П. от должности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области Указом от 30 сентября 2020 г. N 97-угк на основании его личного заявления, является верным.
Суд апелляционной инстанции дополнительно указал на то, что из анализа приведенных норм следует, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае наличия счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
Действующее законодательство лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации, запрещает открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Несоблюдение данного запрета влечет досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой (занимаемой) должности или увольнение в связи с утратой доверия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяющими правовой статус соответствующего лица.
Вместе с тем законодатель предусмотрел соблюдение специальной процедуры при досрочном прекращении полномочий Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, а именно наличие представления либо получение согласия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей по вопросу досрочного прекращения полномочий.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит данные выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на правильном применении норм материального права и соответствующими исследованным судами доказательствам, которым, исходя из требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дана надлежащая правовая оценка.
Правовое положение, основные задачи и компетенция уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области определены Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" и Законом Иркутской области от 16 декабря 2013 г. N 138-ОЗ "Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Иркутской области".
Согласно статье 9 Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации (далее - уполномоченный в субъекте Российской Федерации), которая является государственной должностью субъекта Российской Федерации. Уполномоченный в субъекте Российской Федерации осуществляет свою деятельность в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Правовое положение, основные задачи и компетенция уполномоченного в субъекте Российской Федерации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона. Назначение кандидата на должность уполномоченного в субъекте Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по согласованию с Уполномоченным с учетом мнения предпринимательского сообщества.
Досрочное прекращение полномочий уполномоченного в субъекте Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по представлению Уполномоченного либо с его согласия.
В соответствии с указанным требованием федерального законодательства Законом Иркутской области от 16 декабря 2013 г. N 138-ОЗ "Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Иркутской области" определены правовое положение, основные задачи, полномочия и гарантии, условия и организационные формы деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области.
Согласно статье 6 Закона Иркутской области от 16 декабря 2013 г. N 138-ОЗ "Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Иркутской области" в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" на Уполномоченного распространяются ограничения и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Уполномоченный обязан не позднее 14 дней со дня вступления в должность прекратить деятельность, не совместимую с его статусом, и представить Губернатору Иркутской области копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом Уполномоченного, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей. Если Уполномоченный не выполнит указанное требование, он освобождается от должности в соответствии со статьей 8 настоящего Закона и в установленном порядке проводится назначение на должность Уполномоченного.
В силу статьи 8 Закона Иркутской области от 16 декабря 2013 г. N 138-ОЗ "Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Иркутской области" основаниями досрочного освобождения от должности Уполномоченного являются:
1) заявление о сложении полномочий;
2) несоблюдение ограничений и неисполнение обязанностей, установленных статьей 6 настоящего Закона, утрата доверия в случаях, предусмотренных федеральными законами;
3) неисполнение или ненадлежащее исполнение своих полномочий;
4) неспособность по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности;
5) вступление в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
6) признание его решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным или ограниченно дееспособным;
7) признание его решением суда, вступившим в законную силу, безвестно отсутствующим или объявление его решением суда, вступившим в законную силу, умершим;
8) прекращение у него гражданства Российской Федерации или приобретение им гражданства (подданства) иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
9) его смерть.
Решение о досрочном освобождении от должности Уполномоченного по основаниям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, принимается Губернатором Иркутской области по представлению Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо с его согласия не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного освобождения от должности Уполномоченного.
Таким образом, в силу придания уполномоченному по правам предпринимателей специального статуса, а также специального правового регулирования его деятельности, осуществления полномочий, вышеназванными Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" и Законом Иркутской области от 16 декабря 2013 г. N 138-ОЗ "Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Иркутской области" предусмотрен специальный порядок досрочного освобождения Уполномоченным по правам предпринимателей в Иркутской области должности вне зависимости от основания освобождения от данной должности.
Согласно данному порядку, требуется либо представление Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, либо его согласие на досрочное освобождение от должности Уполномоченного по правам предпринимателей в Иркутской области.
Данные нормативные акты в вышеуказанной части являются действующими, а потому правомерно применены судами первой и апелляционной инстанций по настоящему делу.
Правовую основу привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности в связи с совершением коррупционных проступков составляют Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) государственных служащих, а также основания и порядок применения к ним мер дисциплинарной ответственности.
В целях противодействия коррупции Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установилдля лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы, следующие запреты и обязанности: запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (пункт 3 части 1 статьи 7.1); обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (пункт 1 и 4 части 1 статьи 8); обязанность представлять сведения о своих расходах (часть 1 статьи 8.1); обязанность уведомлять о склонении к совершению коррупционных правонарушений (часть 1 статьи 9); обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно (часть 1 и 2 статьи 11); обязанность в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 11).
Установив, что Губернатором Иркутской области была соблюдена установленная как федеральным законодательством, так и законодательством субъекта Российской Федерации процедура освобождения от должности Уполномоченного по правам предпринимателей в Иркутской области, Губернатор Иркутской области не наделен вышеуказанными нормативными актами самостоятельными полномочиями по досрочному освобождению Уполномоченного по правам предпринимателей в Иркутской области от должности, суды первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Иркутской области, в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов основаны на приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и установленных фактических обстоятельствах и доводами кассационного представления не опровергаются.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Приведенные в кассационном представлении доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции необоснованными, так как выводов судебных инстанций не опровергли.
Все доводы кассационного представления являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции, оснований для переоценки данных выводов не имеется.
Вопреки доводам кассационного представления, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационное представление не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своем кассационном представлении в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационного представления о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационного представления и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 14 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 17 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационное представление прокуратуры Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи Л.П. Кожевникова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.