Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-620/2020 (УИД 84RS0001-01-2020-000772-59) по иску Фомина Максима Викторовича к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий России" о взыскании не доначисленной и невыплаченной заработной платы, процентов за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Фомина Максима Викторовича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Фомин Максим Викторович (далее - Фомин М.В, истец) обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий России" (далее - ФГКУ "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России", ответчик) о взыскании не доначисленной и невыплаченной заработной платы, процентов за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований указывал на то, что Фомин М.В. с 8 ноября 2012 г. работает у ответчика в должности спасателя 2 класса поисково-спасательного подразделения Дудинского арктического поисково-спасательного отряда МЧС России (филиал ФГКУ "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России").
В обязанности Фомина М.В. входит проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В период с 24 июня 2020 г. по 4 июля 2020 г. на основании приказа ФГКУ "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" от 19 июня 2020 г. N 347/ф "О проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в г. Норильске Красноярского края" Фомин М.В. в составе аварийно-спасательной группы принимал непосредственное участие в ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с разливом нефтепродуктов из резервуара ТЭЦ-3 АО "НТЭК" и загрязнением водных объектов. По окончанию работ, истцом был подготовлен акт проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ с указанием времени выполнения и наименования работ по каждому работнику, который был согласован и подписан представителем АО "НТЭК" без замечаний.
11 августа 2020 г. в счет оплаты работ при ликвидации чрезвычайной ситуации в период с 24 июня 2020 г. по 4 июля 2020 г. истец получил денежные средства в размере 31 247, 07 руб, вместо причитающейся суммы 82 454, 13 руб.
Фомин М.В. полагает, что ответчиком неверно произведена оплата его труда, разница в выплаченной истцу заработной плате и не доначисленной заработной платы составляет 51 318, 87 руб. Действиями ответчика Фомину М.В. причинен моральный вред.
Фомин М.В. просил суд взыскать с ответчика сумму не доначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 24 июня 2020 г. по 4 июля 2020 г. в размере 51 318, 87 руб, денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы в порядке статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации за с 6 августа 2020 г. по 29 сентября 2020 г. в сумме 799, 72 руб, а также компенсацию морального вреда в размере 25 000 руб.
Решением Дудинского районного суда Красноярского края от 25 ноября 2020 г. исковые требования Фомина М.В. удовлетворены частично. С ФГКУ "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" в пользу Фомина М.В. взыскана не доначисленная и не выплаченная заработная плата в размере 51 318, 87 руб, денежная компенсация за несвоевременную невыплату заработной платы по состоянию на 25 ноября 2020 г. в размере 1 628, 52 руб. и по дату фактической выплаты, компенсация морального вреда в размере 5 000 руб, расходы по оформлению нотариальной доверенности в размере 1 500 руб, а всего - 59 447, 39 руб. В удовлетворении остальных исковых требований Фомина М.В, в части взыскания денежной компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей, отказано. С ФГКУ "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2 088, 42 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12 мая 2021 г. решение Дудинского районного суда Красноярского края от 25 ноября 2020 г. отменено. Принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Фомина М.В. отказано.
В кассационной жалобе Фомин М.В. просит об отмене судебного акта апелляционной инстанции как незаконного.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит в том числе свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
В силу абзаца 7 части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Частями первой, второй статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", определяя общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" оплата труда спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований производится в соответствии с трудовым договором (контрактом).
В соответствии со статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
В силу статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года.
В связи с особым режимом труда в зависимости от конкретных условий спасателя устанавливается суммированный учет рабочего времени за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более, чем за год.
Положением по учету рабочего времени граждан, принятых в профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей, утвержденным Постановлением Минтруда России от 8 июня 1998 г. N 23, предусмотрено, что Время выполнения спасательных работ в нормальных условиях состоит из: времени проведения поисково - спасательных работ по ликвидации чрезвычайной ситуации (работа разведывательных подразделений спасателей с использованием транспортных средств, развертывание средств связи, проведение специальной и санитарной обработки, ремонт и прокладка дорог, расчистка завалов, вскрытие убежищ, переноска носилок с людьми и другие виды работ в соответствии с действующими правилами проведения поисково - спасательных работ), времени нахождения спасателей в пути от места сбора до места происшествия, времени проведения инструктажа по технике безопасности и подготовки к работе на рабочем месте, регламентированных перерывов для отдыха и восстановления работоспособности спасателей в соответствии с медицинскими показаниями при проведении ими работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Во время выполнения спасательных работ, оплачиваемых в повышенных размерах в соответствии с действующими условиями оплаты труда, входит время от начала выполнения спасателями указанных работ до момента их окончания.
В составе времени выполнения спасателями работ в повседневной деятельности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, графиками дежурств и т.д. учитывается время, затраченное на дежурства, учебные сборы, тренировки, профилактические мероприятия, медицинские обследования (плановые, предэкспедиционные, текущие, послеэкспедиционные), работы по обслуживанию техники и снаряжения.
Работы, выполненные спасателями в районах ликвидации чрезвычайных ситуаций, учитываются в журнале учета аварийно - спасательных работ. Ответственность за правильность учета выполненных спасателями работ возлагается на руководителя аварийно - спасательной службы (старшего группы спасателей). На основании выписок из журнала учета аварийно - спасательных работ составляется табель учета отработанного времени.
Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. N747 "Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России", наряду с другими нормативными актами утверждены "Условия, размеры, порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России" (далее - Условия).
Выплаты компенсационного характера работникам, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в ночное время, в соответствии с пунктами 2 "а", 7 Условий устанавливаются приказами руководителей органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России, наделенных полномочиями работодателя на основании документов, подтверждающих выполнение работ.
Согласно пункту 19 раздела II "Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных" Условий, работникам за каждый час работы в ночное время производится доплата в следующем размере: за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайной ситуации, медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездному персоналу дежурных частей и выездному персоналу реанимационных бригад, - из расчета 50 процентов часовой ставки (часовой тарифной ставки) за каждый час работы в ночное время; б) работникам медицинских организаций, учреждений (подразделений), в том числе водителям санитарного автотранспорта, медицинскому персоналу, - из расчета 40 процентов часовой ставки (часовой тарифной ставки) за каждый час работы в ночное время; в) остальным работникам, - из расчета 35 процентов часовой ставки (часовой тарифной ставки) за каждый час работы в ночное время.
В силу пункта 52 Условий, работникам за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездному персоналу дежурных частей и выездному персоналу реанимационных бригад выплачивается надбавка в размере до 45 процентов оклада (тарифной ставки).
В соответствии с пунктом 67 Условий (Раздел 5 "Выплаты работникам за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда), работникам производится выплата за проведение аварийно-спасательных работ в особых условиях: а) без применения изолирующих средств - из расчета пятикратной часовой ставки (часовой тарифной ставки) за каждый час работы; б) с применением изолирующих средств - из расчета десятикратной часовой ставки (часовой тарифной ставки) за каждый час работы.
Пунктами 68, 68.9, 69, 69.6 Условий предусмотрено, что под аварийноспасательными работами, проводимыми в особых условиях, понимается, помимо прочего, работа с сильно действующими ядовитыми и взрывчатыми веществами (агрессивными жидкостями и газами); под изолирующими средствами, при работе в которых за проведение аварийно-спасательных работ в особых условиях, производится выплата из расчета десятикратной часовой ставки (часовой тарифной ставки) за каждый час работы, понимаются: химические изолирующие костюмы (Л-1, КИО-2М, ИК-АЖ, Треллеборг и другие аналогичные костюмы).
Приказом начальника регионального поисково-спасательного отряда ФГКУ "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" от 28 февраля 2020 г. N 98, утверждено положение об оплате труда работников ФГКУ "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России", содержание положений пунктов 2.5, 2.38, 5.1, 5.3, 5.4, 5.4.9, 5.5, 5.5.6. которого аналогично вышеприведенным пунктам Условий.
Как видно из материалов дела, Фомин М.В. с 8 ноября 2012 г. состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности спасателя поисково-спасательного подразделения Дудинского АПСО МЧС России филиал ФГКУ "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России".
Согласно пунктам 5.1, 5.2. трудового договора сторон от 8 ноября 2012 г. N 14/2012, заключенного на неопределенный срок (бессрочный), работнику установлен должностной оклад в размере 9 921 руб, районный коэффициент в размере 80%, надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера - 80%; процентная надбавка за выслугу лет- 15%; а также ежемесячная надбавка за особые условия труда; ежемесячная премия (при выполнении условий премирования) и единовременное денежное вознаграждение (премия) по итогам календарного года. Положениями пункта 5.4. работнику установлены выплаты компенсационного характера на постоянной основе.
Пунктом 5.3. трудового договора работнику установлены выплаты компенсационного характера за фактическое время выполнения работ, в том числе, за проведение аварийно-спасательных работ в особо сложных и особо опасных условиях выездному составу Дудинского АПСО МЧС России (филиал ФГКУ "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России"): без применения изолирующих средств - из расчета двойной часовой тарифной ставки за каждый час работы; с применением изолирующих средств - из расчета четырёхкратной часовой тарифной ставки за каждый час работы (пункт 5.3.1.). За работу в ночное время производится доплата с следующих размерах: за непосредственное участие по ликвидации чрезвычайных ситуаций из расчета 50% часовой тарифной ставки за каждый час работы в ночное время; за работу в ночное время доплата из расчета 35% часовой тарифной ставки за каждый час работы в ночное время (пункт 5.3.3.).
В целях защиты населения и территорий, ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с разливом нефтепродуктов из резервуара ТЭЦ-3 открытого акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания" и загрязнением водных объектов (р. Далдыкан, р. Амбарная), постановлением Правительства Красноярского края от 31 мая 2020 г. N 400-п, с 18:00 31 мая 2020 г. введен режим чрезвычайной ситуации (далее- ЧС) для органов управления и сил муниципальных звеньев г. Норильска и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Территория г. Норильска и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района определены зоной чрезвычайной ситуации.
Согласно протоколу заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности N 3 от 3 июня 2020 г, на территории городского округа Норильск и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района введен режим чрезвычайной ситуации федерального характера и установлен федеральный уровень реагирования.
Приказом заместителя начальника ФГКУ "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" от 4 июня 2020 г. N 216 в Дудинском Арктическом ПСО МЧС России (филиал ФГКУ "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" с 09:50 (крск) до особого распоряжения введен режим чрезвычайной ситуации. Начальнику ПСС ФГКУ "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" МЧС России, начальнику Дудинского Арктического ПСО МЧС России (филиала ФГКУ "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России") поручено организовать выполнение мероприятий согласно Плану приведения в готовность к применению по предназначению в мирное время; выделить необходимое оборудование и снаряжение; для доставки личного состава, оборудования и снаряжения в г. Норильск и обратно выделить автотранспорт.
Приказом заместителя начальника ФГКУ "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" N 349/ф от 23 июня 2020 г, истец Фомин М.В, являющийся спасателем 2 класса, в составе группы спасателей в количестве 6-ти человек, был включен в состав дежурной смены и направлен 23 июня 2020 г. в 09:10 (крск) в г. Норильск Красноярского края, район ТЭЦ-3 ОАО "Норильско-Таймырская энергетическая компания", для проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ Дудинским арктическим поисково-спасательным отрядом МЧС России (пункт 1 приказа). При проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в особых условиях, бухгалтерии поручено произвести выплату компенсационного характера, в соответствии с пунктами 67-69 Приложения N 2 приказа МЧС от 14 декабря 2019 г. N 747, на основании документов, подтверждающих выполнение работ (пункт 9 приказа).
В период с 24 июня 2020 г. по 4 июля 2020 г. спасателями вышеуказанной группы в количестве 6 человек, включая Фомина М.В. был выполнен комплекс аварийно-спасательных и других неотложных работ, что отражено в акте проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и Перечне проведенных работ, являющегося приложением к акту, подписанных руководителем аварийно-спасательных и других неотложных работ Красновым Д.Я. и представителем заявителя Аникеевым Д.А.
Согласно служебной записке начальника отряда Саенко А.В. с просьбой установить надбавку в размере 45 % за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайной ситуации федерального характера за фактически отработанное время в данных условиях, согласно пункту 2.38 Положения об оплате труда работников ФГКУ "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России", утвержденного приказом ФГКУ "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" от 28 февраля 2020 г. N 98, фактически отработанное истцом время при ликвидации чрезвычайной ситуации составило: в период с 24 июня 2020 г. по 30 июня 2020 г. - 84 часа, в период с 1 июля 2020 г. по 4 июля 2020 г. -43, 5 часа.
Приказом от 10 августа 2020 г. N126 постановлено выплатить работникам Дудинского АПСО МЧС России (филиала ФГКУ "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России") надбавку за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайной ситуации федерального характера в размере 45% оклада за фактически отработанное время в данных условиях. Выплату установить за счет и в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на оплату труда.
Из расчетного листка Фомина М.В. за август 2020 г. следует, что, 11 августа 2020 г. ему была выплачена сумма в размере 31 247, 07 руб. (разовые начисления, межрасчет). При этом в августе 2020 г. начислены доплаты за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайной ситуации с 24 июня -30 июня за - 56, 0 час.; ПСР-5 за 17, 5 час. и за 2 ночных часа работы в этот же период, а также с 1 июля по 4 июля - за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайной ситуации - 39, 5 час.; ПСР-5 за 8, 5 час.
Согласно расчету задолженности по заработной плате истца, общее время его работы по непосредственному участию в ликвидации чрезвычайной ситуации с 24 июня 2020 г. по 4 июля 2020 г. составило 169, 5 час, из них - работа в ночное время - 5, 5 час, время выполнения работ с сильнодействующими ядовитыми и взрывчатыми веществами (агрессивными жидкостями и газами) - 30 часов, время использования защитного костюма Л-1 при проведении аварийно- спасательных и других неотложных работ - 27 час, которые работодатель в полном объеме не оплатил.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оплата труда истцу должна быть произведена согласно табелям учета рабочего времени и служебной записки, которые были составлены и подписаны непосредственно самим истцом.
Суд апелляционной инстанции не согласился с данными выводами суда первой инстанции.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что Фомин М.В. не являлся лицом, ответственным и полномочным за ведение табеля, а входил в состав спасателей, которому руководитель группы Краснов Д.Я. поручил вести учет рабочего времени спасателей, однако обязанности составлять и подписывать табели учета рабочего времени при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ на Фомина М.В. работодателем возложено не было.
В результате проведенной работодателем проверки в связи с представлением документов, оформленных с нарушением требований и наличием необъективных сведений, было установлено, что время проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, время непосредственного участия в ликвидации чрезвычайной ситуации в ночное время, время работы в особых условиях без изолирующих средств в табелях учета рабочего времени, составленных спасателем Фоминым М.В. было определено неверно, часы его работы в особых условиях были завышены, а выполнение истцом работы с применением изолирующих средств не соответствовало действительности.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводам о том, что Фомин М.В, являясь неуполномоченным лицом на составление и подписание табеля учета рабочего времени, самостоятельно, по своему усмотрению, отнес проведение тех или иных работ, фактически выполняемых спасателями, к работам в особых условиях, без применения защитных средств и с применением защитных средств, а также самостоятельно определилвремя выполнения спасателями аварийно- спасательных и других неотложных работ и время непосредственного их участия в ликвидации чрезвычайной ситуации.
При этом Фоминым М.В. все время выполнения спасателями служебных обязанностей в период с 24 июня 2020 г. по 4 июля 2020 г. отнесено к непосредственному участию в ликвидации чрезвычайной ситуации.
Согласно пункту 3 Положения по учету рабочего времени граждан, принятых в профессионально-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей, утвержденным постановлением Минтруда РСФСР от 8 июня 1998 г. N 23 предусмотрен отдельный учет в составе рабочего времени спасателей: - время выполнения спасательных работ в нормальных условиях; - время выполнения спасательных работ, оплачиваемых в повышенных размерах, в соответствии с действующими условиями оплаты труда; - время выполнения работ в повседневной деятельности.
При этом время выполнения спасательных работ в нормальных условиях входит как время проведения поисково - спасательных работ по ликвидации чрезвычайной ситуации (работа разведывательных подразделений спасателей с использованием транспортных средств, развертывание средств связи, проведение специальной и санитарной обработки, ремонт и прокладка дорог, расчистка завалов, вскрытие убежищ, переноска носилок с людьми и другие виды работ в соответствии с действующими правилами проведения поисково - спасательных работ), так и время подготовки к работе на рабочем месте, регламентированных перерывов для отдыха и восстановления работоспособности спасателей. Во время выполнения спасательных работ, оплачиваемых в повышенных размерах в соответствии с действующими условиями оплаты труда, входит время от начала выполнения спасателями указанных работ и до момента их окончания.
Работы, выполненные спасателями в районах ликвидации чрезвычайных ситуаций, учитываются в журнале учета аварийно - спасательных работ. Ответственность за правильность учета выполненных спасателями работ возлагается на руководителя аварийно - спасательной службы (старшего группы спасателей). На основании выписок из журнала учета аварийно - спасательных работ составляется табель учета отработанного времени.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что судом первой инстанции сделаны выводы без учета данных нормативных положений.
Также суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания повышенной оплаты истцу за 30 часов работы (13, 5 + 16, 5) в соответствии с пунктами 68, 68.9 приложения N2 к приказу МЧС России от 14 декабря 2019 г. N747 за проведение аварийно-спасательных работ в особых условиях без применения изолирующих средств - из расчета пятикратной часовой ставки (часовой тарифной ставки) за каждый час работы, поскольку нефтепродукт - дизельное топливо, разлив которого произошел в зоне ликвидации чрезвычайной ситуации, в соответствии с СН245-71 и ГОСТ 12.1.007-76 не относится к сильнодействующим ядовитым веществам, а относится к вредным веществам, которые по степени воздействия на организм человека относятся к четвертой группе и являются малоопасными.
При этом из материалов дела видно, что истец, кроме работ на выезде, непосредственно связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, выполнял служебные обязанности в лагере, занимался перевозкой людей, доставкой и рассыпкой сорбента, доставкой оборудования, установкой и снятием боновых заграждений, которые не связаны с работой с сильнодействующими и ядовитыми веществами и не влекут риска для жизни и здоровья истца, в связи с чем не могут быть отнесены к работам в особых условиях и не могут быть оплачены в повышенном размере.
Кроме того, суд апелляционной инстанции исходил и из отсутствия оснований для удовлетворения требований истца о взыскании повышенной оплаты 27 часов работы при проведении аварийно-спасательных работ в особых условиях с применением химического изолирующего костюма Л-1 из расчета десятикратной часовой ставки за каждый час работы, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии в местах проведения работ вредных и опасных факторов в виде превышенных ПДК вредных и опасных веществ, при этом из показаний свидетелей и обстоятельств дела следует, что спасатели использовали защитные костюмы Л-1 (не полный комплект) с целью защиты одежды от загрязнения дизельным топливом, без защиты органов дыхания.
Поскольку суммы заработной платы выплачены были истцу в полном объеме, суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и отказал в иске в полном объеме.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами суда апелляционной инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судом апелляционной инстанции дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав вышеназванные нормативные акты, а также приказы и распоряжения ответчика, пришел к правильному выводу о том, что ведение табеля учета рабочего времени отнесено к полномочиям работодателя. Такие полномочия истцу не были делегированы.
Также судом апелляционной инстанции было установлено, что кроме работ на выезде, непосредственно связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, истец занимался выполнением иных работ, оплата которых в повышенном размере не предусмотрена (доставка и рассыпка сорбента, перевозка людей и другие).
Установив, что истцу была произведена оплата труда и выплачены компенсационные выплаты, начисленные в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 14 декабря 2019 г. N747, исходя из объема и характера выполненных работ при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в период с 24 июня 2020 г. по 4 июля 2020 г. в размере 31247, 07 руб, что подтверждено документально, на основании служебной записки начальника Дудинского АПСО МЧС России (филиала ФГКУ "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России") Саенко А.В. "О направлении документов" от 6 августа 2020 г. с приложением копий наряда-задания, табеля учета рабочего времени при проведении аварийно-спасательных работ и других неотложных работ, подписанных руководителем аварийно-спасательной группы Красновым Д.Я.; копией служебной записки начальника Дудинского АПСО МЧС России (филиала ФГКУ "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России") Саенко А.В. "Об установлении надбавки за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайной ситуации" от 6 августа 2020 г, а кроме того, выплачена заработная плата согласно основного табеля учета рабочего времени за общее количество отработанных часов за период с 24 июня 2020 г. по 4 июля 2020 г, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции необоснованными, так как выводов суда апелляционной инстанции не опровергли.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом апелляционной инстанции обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления суда апелляционной инстанции в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Фомина Максима Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи Л.П. Кожевникова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.