Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Котченко Д.В. и Носковой А.А.
при секретаре судебного заседания Дораевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-978/2021 (УИД 23OS0000-01-2021-000303-78) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТЕПЛОГАЗСТРОЙПРОЕКТ КРАСНОДАР" о признании не действующими пункта 40732 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 г. N 2837, пункта 41114 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 г. N 2752, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ТЕПЛОГАЗСТРОЙПРОЕКТ КРАСНОДАР" на решение Краснодарского краевого суда от 12 мая 2021 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "ТЕПЛОГАЗСТРОЙПРОЕКТ КРАСНОДАР" Цыкало И.Г, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 г. N 2837 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее также - перечень на 2020 год, Перечень).
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 г. N 2752 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год (далее - перечень на 2021 г, Перечень).
Пунктом 40732 перечня на 2020 год, пунктом 41114 перечня на 2021 год в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено нежилое здание с кадастровым номером 23:43:0308038:93, площадью 442 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, пр-д 4-й Воронежский, д. 1/2.
Общество с ограниченной ответственностью "ТЕПЛОГАЗСТРОЙПРОЕКТ КРАСНОДАР" (далее - ООО "ТГСП КРАСНОДАР"), являющееся собственником указанного объекта недвижимости, обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими приведенных пунктов Перечней, обосновывая требования тем, что указанное здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в Перечни объектов недвижимого имущества не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, поскольку возлагает обязанность по уплате налога на имущество юридического лица в завышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 12 мая 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ТГСП КРАСНОДАР" просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по административному делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований, настаивает на доводах об отсутствии правовых оснований для включения объекта недвижимости в оспариваемые Перечни.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, участвующем в деле прокурором поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также -КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции, правильно пришел к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.
Проверяя соответствие содержания Перечней в оспариваемых частях нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности включения объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу, в оспариваемые Перечни.
Судебная коллегия считает позицию суда первой инстанции ошибочной, основанной на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
Статьей 378.2 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Из приведенных правовых норм следует, что нежилое здание может быть признано объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно обладает признаками административно-делового и (или) торгового центра.
Как следует из материалов административного дела, принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером 23:43:0308038:93, площадью 442 кв. м, включено в оспариваемые пункты Перечней на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, поскольку расположено на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0308038:55, имеющем вид разрешенного использования "для эксплуатации станции технического обслуживания", как объект бытового обслуживания.
Указанный в решении суда вид разрешенного использования указанного земельного участка "для эксплуатации станции технического обслуживания; для размещения объектов дорожного сервиса в полосах отвода автомобильных дорог" не основан на сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из ЕГРН от 23 марта 2021 г. (т.1, л.д. 133-135), а также представленным в адрес суда апелляционной инстанции письмом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю от 24 сентября 2021 г. N 27-14924-БВ/21.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами федерального законодательства, исходил из того, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0308038:55 позволял отнести принадлежащее административному истцу нежилое здание к объектам, обладающими признаками объектов налогообложения, для которых законодательно определена кадастровая стоимость в качестве налоговой базы, соответственно, включение в Перечни указанного объекта недвижимости не противоречит закону и не нарушает прав административного истца, как плательщика налога на имущество.
Вместе с тем, сам по себе вид разрешенного использования земельного участка "для эксплуатации станции технического обслуживания" не свидетельствует об отнесении объекта недвижимого имущества к объектам бытового обслуживания.
В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 (действовавшим на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов), в целях статьи 378.2 НК РФ вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий размещение объектов бытового обслуживания, имеет код 3.3, наименование "бытовое обслуживание" и описание - "размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро)".
По смыслу параграфа 2 главы 37 в совокупности с положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, положений Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1025, под бытовым обслуживанием следует понимать выполнение работ (оказание услуг), предназначенных для удовлетворения бытовых или иных личных потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности.
Согласно ГОСТ Р 57137-2016 "Бытовое обслуживание населения. Термины и определения" под предприятием (организацией) бытового обслуживания понимается исполнитель бытовых услуг совместно с имущественным комплексом, используемым им для оказания бытовых услуг, под бытовым обслуживанием населения - отрасль экономики, состоящая из предприятий различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг (выполнением работ), под бытовой услугой - услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребностью индивидуального клиента (заказчика) или группы клиентов, то есть потребностью, связанной с проведением ремонтных и профилактических услуг и работ, услуг и работ по изготовлению предметов, вещей, объектов по индивидуальным заказам, услуг и работ, связанных с личной гигиеной, оздоровлением и формированием индивидуального образа человека, а также удовлетворением иных потребностей, возникающих в бытовой среде обитания человека.
Рассматривая вид разрешенного использования земельного участка "для эксплуатации станции технического обслуживания" исключительно как предусматривающий размещение объекта бытового обслуживания, суд первой инстанции не принял во внимание общее понятие бытовых услуг, предусмотренное вышеперечисленными нормативными правовыми актами, и допустил ошибочное суждение.
Назначение, разрешенное использование или наименование помещений нежилого здания с кадастровым номером 23:43:0308038:93 согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 28 мая 2011 г, также свидетельствуют о несоответствии оспариваемых пунктов Перечней нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку не предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вопреки выводам суда первой инстанции наименование нежилого здания, содержащееся в Едином государственном реестре недвижимости, - "СТО" положениями статьи 378.2 НК РФ не предусмотрено в качестве условия признания его объектом налогообложения в целях приведенной статьи.
Мероприятия по обследованию нежилого здания в целях определения вида его фактического использования на момент включения в Перечни не проводились.
Результаты такого обследования, выполненного 6 апреля 2021 г, о чем составлен соответствующий акт, не могли быть приняты во внимание при формировании перечней на 2020-2021 годы.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
При этом департаментом имущественных отношений Краснодарского края относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие нежилого здания условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения его в Перечни, не представлено, не содержится их и в материалах административного дела.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции об отказе в признании не действующими пункта 40732 перечня на 2020 год, пункта 41114 перечня на 2021 год является незаконным, подлежит отмене с вынесением по административному делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормы Перечней должны быть признаны недействующими, судебная коллегия, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым признать пункт 40732 перечня на 2020 год, пункт 41114 перечня на 2021 год недействующими со дня их принятия, поскольку в ином случае не будет достигнута цель восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 12 мая 2021 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать не действующим со дня принятия пункт 40732 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 г. N 2837 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Признать не действующим со дня принятия пункт 41114 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 г. N 2752 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края опубликовать настоящее определение суда или сообщение о его принятии в течение тридцати дней со дня принятия определения суда в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 сентября 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.