Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего судьи: Кошелевой И.Л.
Судей: Ехаловой Ю.А, Переверзиной Е.Б.
при секретаре-помощнике судьи: Коротких А.Г.
рассмотрев апелляционную жалобу представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 26 июля 2021 года по административному делу N3а-218/2021 по иску ООО "СЗ "Гатчинская гольф-деревня" к Правительству Ленинградской области, Управлению Росреестра по Ленинградской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости, заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Кошелеву И.Л, представителя ООО "СЗ "Гатчинская гольф-деревня" Платонову Н.С,
УСТАНОВИЛА:
ООО "СЗ "Гатчинская гольф-деревня", в лице представителя, обратилось в Ленинградский областной суд с административным иском к Правительству Ленинградской области, Управлению Росреестра по Ленинградской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" кадастровая стоимость которого, по состоянию на 5 октября 2017 года, установлена в размере 136 910 503, 62 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" кадастровая стоимость которого, по состоянию на 23 октября 2017 года, установлена в размере 3 977 799, 84 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" кадастровая стоимость которого, по состоянию на 23 октября 2017 года, установлена в размере 10 410 154, 74 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" кадастровая стоимость которого, по состоянию на 23 октября 2017 года, установлена в размере 8 244 989, 88 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" кадастровая стоимость которого, по состоянию на 24 октября 2017 года, установлена в размере 11 204 662, 38 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", кадастровая стоимость которого, по состоянию на 24 октября 2017 года, установлена в размере 7 824 058, 68 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", кадастровая стоимость которого, по состоянию на 23 октября 2017 года, установлена в размере 9 899 775, 66 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", кадастровая стоимость которого, по состоянию на 20 января 2018 года, установлена в размере 58 056 935, 76 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", кадастровая стоимость которого, по состоянию на 20 января 2018 года, установлена в размере 22 969 689, 42 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", кадастровая стоимость которого, по состоянию на 20 января 2018 года, установлена в размере 51 911 340, 24 рублей.
Указанная кадастровая стоимость земельных участков существенно превышает размер их рыночной стоимости, установленный в отчетах об оценке отчета ООО "КСБ Оценка" от 24 декабря 2020 года.
Поскольку неправильное определение кадастровой стоимости объектов недвижимости влияет на размер налоговых платежей, возложенных на Общество, истец просил административные исковые требования удовлетворить.
Решением Ленинградского областного суда от 26 июля 2021 года исковые требования ООО "СЗ "Гатчинская гольф-деревня" удовлетворены.
Суд установилкадастровую стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 5 октября 2017 года, в размере его рыночной стоимости - 22 200 000 рублей;
- с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 23 октября 2017 года, в размере его рыночной стоимости - 850 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 23 октября 2017 года, в размере его рыночной стоимости - 2 230 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 23 октября 2017 года, в размере его рыночной стоимости - 1 760 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 24 октября 2017 года, в размере его рыночной стоимости - 2 400 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 24 октября 2017 года, в размере его рыночной стоимости - 1 670 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 23 октября 2017 года, в размере его рыночной стоимости - 2 120 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 20 января 2018 года, в размере его рыночной стоимости - 11 660 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 20 января 2018 года, в размере его рыночной стоимости - 4 910 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 20 января 2018 года, в размере 10 430 000 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости суд установил25 декабря 2020 года.
Суд взыскал с ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ленинградской области в пользу административного истца расходы, понесенные на оплату составления отчета об оценке в размере 200 000 рублей, судебной экспертизы в размере 175 000 рублей, государственной пошлины в размере 20 000 рублей, а всего 395 000 рублей.
В апелляционной жалобе представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ленинградской области просит решение суда отменить в части возложения на Бюджетное учреждение обязанности по возмещению истцу понесенных по делу судебных расходов.
В жалобе указано, что кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих административному истцу, определена учреждением путем умножения УПКС, содержащегося в Постановлении Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 года N356 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области" на площадь объекта недвижимости.
Таким образом, определение кадастровой стоимости земельных участков учреждением в порядке статьи 24.19 Закона об оценке, не является утверждением результатов определения кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах ФГБУ "ФКП Росреестра" является ненадлежащим ответчиком по делу и с него не могут быть взысканы судебные расходы в пользу истца.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ленинградской области и Правительства Ленинградской области не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Из материалов административного дела следует, что административный истец является собственником объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", кадастровая стоимость которого, по состоянию на 5 октября 2017 года, установлена в размере 136 910 503, 62 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", кадастровая стоимость которого, по состоянию на 23 октября 2017 года, установлена в размере 3 977 799, 84 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", кадастровая стоимость которого, по состоянию на 23 октября 2017 года, установлена в размере 10 410 154, 74 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", кадастровая стоимость которого, по состоянию на 23 октября 2017 года, установлена в размере 8 244 989, 88 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" кадастровая стоимость которого, по состоянию на 24 октября 2017 года, установлена в размере 11 204 662, 38 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" кадастровая стоимость которого, по состоянию на 24 октября 2017 года, установлена в размере 7 824 058, 68 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", кадастровая стоимость которого, по состоянию на 23 октября 2017 года, установлена в размере 9 899 775, 66 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес" кадастровая стоимость которого, по состоянию на 20 января 2018 года, установлена в размере 58 056 935, 76 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" кадастровая стоимость которого, по состоянию на 20 января 2018 года, установлена в размере 22 969 689, 42 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", кадастровая стоимость которого, по состоянию на 20 января 2018 года, установлена в размере 51 911 340, 24 рублей.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области были утверждены Постановлением Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 года N356 (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области от 19 марта 2009 года N63) по состоянию на 1 января 2007 года.
Вышеуказанные земельные участки не вошли в перечень объектов оценки и не прошли пообъектную оценку, результаты которой были утверждены указанным Постановлением.
В связи с этим, для определения кадастровой стоимости указанных земельных участков ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ленинградской области применяло методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N222 с применением значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных Постановлением N356.
Как собственник указанного имущества ООО "СЗ "Гатчинская гольф-деревня" является плательщиком налога на имущество юридических лиц, величина которого зависит от размера кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В части 7 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" также содержаться аналогичные требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для целей указанного Закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
В подтверждение доводов о том, что установленная кадастровая стоимость земельных участков существенно превышает их рыночную стоимость, что приводит к нарушению имущественных прав налогоплательщика, представителем административного истца предоставлены отчеты об оценке, выполненные 24 декабря 2020 года ООО "КСБ Оценка" NN 20/12-28 (1), 20/12-28 (2).
Для проверки указанных отчетов на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки, судом первой инстанции по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту АО "Региональное управление оценки" Васильченко А.В.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, отчеты об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, выполненные 24 декабря 2020 года ООО "КСБ Оценка" NN 20/12-28 (1), 20/12-28 (2) не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности. При составлении отчетов были допущены нарушения, напрямую повлиявшие на определение итоговой величины рыночной стоимости. Проводимые в рамках отчета расчеты основаны на противоречивой информации, выполнены с методологическими ошибками. Информация, использованная оценщиком, не является в полной мере достоверной и достаточной.
Учитывая обнаруженные дефекты отчетов об оценке, а также принимая во внимание, что экспертное заключение таких дефектов не содержит, соответствует письменным доказательствам, представленным в материалы дела, и положениям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведенного исследования, составлено специалистом в области оценочной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за отказ от дачи заключения и дачу ложного заключения, суд первой инстанции согласился с изложенными в экспертном заключении выводами о размере рыночной стоимости объектов недвижимости.
Установленную судом кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, участники судебного разбирательства не оспаривают.
Доводы апелляционной жалобы представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ленинградской области сводятся к безосновательности взыскания с учреждения в пользу административного истца судебных расходов по делу в размере 395 000 рублей, в связи с отсутствием у него полномочий по утверждению кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными доводами по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 7 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N28 от 30 июня 2015 года " О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 г. на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно пунктам 1, 4 "Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N457, названный орган осуществляет государственную кадастровую оценку недвижимого имущества, в том числе через подведомственные организации, которой является ФГБУ "ФКП Росреестра".
Приказом Росреестра от 26 декабря 2011 г. N П/531 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик" с 1 марта 2012 г. федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик. Указанный документ действовал до 19 июня 2015 года.
С 20 июня 2015 г. действует Приказ Росреестра от 12 мая 2015 г. N П/210 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик", пунктом 1 которого федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
При таких обстоятельствах привлечение ФГБУ "ФКП Росреестра" в качестве соответчика по делу является обоснованным.
Из документов, представленных в материалы дела, следует, что земельные участки, принадлежащие административному истцу, и учтенные в ЕГРН с 2017 и 2018 годов, не вошли в перечень объектов оценки и не прошли пообъектную оценку, результаты которой были утверждены Постановлением Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 года N356 (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области от 19 марта 2009 года N63) по состоянию на 1 января 2007 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области".
Кадастровая стоимость указанных земельных участков была определена филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области в порядке ст.24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, ФГБУ "ФКП Росреестра", реализуя возложенные на него полномочия по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости в связи с их образованием или созданием, внесением в ЕГРН информации о ранее учтенных объектах недвижимости, непосредственно определило оспариваемую кадастровую стоимость объектов недвижимости, принадлежащих истцу, поскольку основанием для внесения сведений об оспариваемой кадастровой стоимости явился акт определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, принятый ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ленинградской области.
Позиция суда согласуется с разъяснениями, содержащимися в абзаце третьем пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", согласно которым по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Соглашаясь с решением суда первой инстанции в указанной части, судебная коллегия соглашается также с выводами суда о наличии оснований для возмещения истцу понесенных по делу судебных расходов, поскольку оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости превышает их рыночную стоимость, установленную судом, более чем на 50%, что не укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к указанным объектам недвижимости, повлекшей нарушение прав административного истца как их собственника.
Взысканные судом в пользу административного истца судебные расходы, непосредственно связаны с рассмотрением настоящего административного дела, являются объективно необходимыми и подтверждены документально, в связи с чем, оснований к изменению их размера судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
решение Ленинградского областного суда от 26 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области, без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения в соответствующий суд кассационной инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.