Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Ферапонтова В.Г. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 75 Верхнебуреинского судебного района Хабаровского края от 12 января 2021 года и решение судьи Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 19 февраля 2021 года в отношении главы городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Ферапонтова Вадима Григорьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 75 Верхнебуреинского судебного района Хабаровского края от 12 января 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 19 февраля 2021 года, должностное лицо - глава городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Ферапонтов В.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Ферапонтов В.Г. просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ (здесь и далее приведены нормы, действующие на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, понятие которых определено в статье 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
Статьей 13 Федерального закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Обеспечение безопасности дорожного движения на дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в соответствии со статьей 14 Федерального закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено к вопросам местного значения городского, сельского поселения.
Статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) к основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения отнесен приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Согласно положениям статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям установлены "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст) (далее ГОСТ Р 50597-2017).
В соответствии с Уставом городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын", принятого решением Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 30 августа 2005 года N 16, глава городского поселения является высшим должностным лицом городского поселения и наделяется настоящим уставом в соответствии с федеральным законом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 25). Глава городского поселения возглавляет местную администрацию городского поселения, является распорядителем средств бюджета городского поселения, издает распоряжения по вопросам организации работы администрации городского поселения (часть 2 статьи 26). Обеспечение исполнительно-распорядительных функций по эффективному решению вопросов местного значения городского поселения в интересах населения городского поселения отнесено к полномочиям администрации (статья 29).
Материалами дела установлено, что 12 октября 2020 года Ферапонтов В.Г, являясь главой городского поселения и одновременно главой администрации городского поселения, не выполнил требования по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог местного значения, что выразилось в отсутствии в нарушение пунктов 6.2, 6.3 "ГОСТ Р 50597-2017" горизонтальной разметки 1.1, 1.2, 1.5, 1.6, 1.7, а также дорожных знаков 3.20, 3.21, 3.24..
Факт совершения должностным лицом Ферапонтовым В.Г. данного административного правонарушения был установлен в ходе расследования обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, повлекшего смерть пассажира и всесторонне подтверждается доказательствами, представленными в материалы настоящего дела, а именно: спецсообщением о ДТП (л.д.1-2), протоколом об административном правонарушении от 13 октября 2020 года N 27 ОВ 983639 (л.д. 4-7), предписанием N 35-10/2020 от 13 октября 2020 года (л.д. 9-10); актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 13 октября 2020 года (л.д. 11); фототаблицей (л.д. 17-18); постановлением о регистрации Ферапонтова В.Г. в качестве главы городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" (л.д. 51); уставом городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын"; муниципальным контрактом на выполнение работ по содержанию, эксплуатации и ремонту технических средств организации дорожного движения городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" в 2020 году (л.д. 29-49), получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Виновное бездействие главы городского поселения, выразившееся в несоблюдении требований законодательства в области безопасности дорожного движения, отсутствии должного контроля со стороны ответственного лица за сохранностью автомобильных дорог местного значения образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Действия Ферапонтова В.Г. квалифицированы по указанной норме в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся постановлений, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Доводы Ферапонтова В.Г. о нарушении его прав на защиту, что выразилось в неотложении мировым судьей рассмотрения дела с 12 января 2021 года на другую дату по ходатайству Ферапонтова В.Г, в котором он указал, что с 11 по 15 января 2021 года убывает в командировку, а его защитники Власова Т.И, Мартынова Н.И. и Соколова И.С. по различным причинам в судебное заседание прибыть не могут, отмены состоявшихся судебных актов не влекут, так как их законность не опровергают.
Разрешив поданное Ферапонтовым В.Г. 11 января 2021 года ходатайство об отложении дела, мировой судья отклонил его мотивировано, приведя обоснованные суждения об отсутствии процессуальной необходимости в отложении рассмотрения дела, которое ранее неоднократно откладывалось. В ходе многократных судебных заседаний были истребованы и исследованы различные доказательства по делу, выслушаны пояснения защитника Ферапонтова Ф.Г, должностного лица ГИБДД ОМВД России по Верхненбуреинскому району.
В соответствии с положениями статьи 24.4 КоАП РФ ходатайство подлежит обязательному рассмотрению, что, однако, не предполагает его обязательного удовлетворения.
Вопреки доводам жалобы внесение изменений в протокол по делу об административном правонарушении путем вынесения определения нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено.
Положениями статьи 29.12.1 КоАП РФ установлено, что вынесением отдельного определения исправляются описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания в постановлении, определении по делу об административном правонарушении.
Неточности протокола по делу об административном правонарушении устраняются путем внесения в него исправлений либо путем составления нового протокола по делу об административном правонарушении при соблюдении процессуальных прав лица, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ
Нарушений требований статьи 28.2 КоАП РФ по делу не установлено.
Доводы жалобы о недоказанности того обстоятельства, что выявленные недостатки в содержании дороги улица Загородняя - улица Уральская в поселке Чегдомын явились причиной произошедшего 12 октября 2020 года дорожно-транспортного происшествия со смертью гражданина, правового значения не имеют. Причинно-следственная связь между несоблюдением требований обеспечения безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и наступившими последствиями в предмет доказывания по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ не входит.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 75 Верхнебуреинского судебного района Хабаровского края от 12 января 2021 года и решение судьи Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 19 февраля 2021 года в отношении главы городского поселения "рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края Ферапонтова Вадима Григорьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Ферапонтова В.Г.- без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.