Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Пономаревой Н.Н. в защиту ООО "Русмясомолторг" на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора отдела КМАП Восточно-Сибирского МУГАДН от 7 августа 2020 года N 9619/Ц, решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 6 ноября 2020 года и решение судьи Амурского областного суда от 8 февраля 2021 года в отношении ООО "Русмясомолторг" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением государственного инспектора отдела КМАП Восточно-Сибирского МУГАДН от 7 августа 2020 года N 9619/Ц, оставленным без изменения решением судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 6 ноября 2020 года и решением судьи Амурского областного суда от 8 февраля 2021 года, ООО "Русмясомолторг" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Пономарева Н.Н. в защиту ООО "Русмясомолторг" просит постановление должностного лица административного органа и судебные акты отменить.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей (здесь и далее приведены нормы в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности).
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ).
В силу статьи 5 данного Федерального закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые медицинские осмотры, которые проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года N 835н (далее - Порядок).
В силу пунктов 12, 16 указанного Порядка по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения об отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения, на путевых листах ставится штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
Таким образом, на работников, выполняющих трудовую функцию, связанную с управлением транспортными средствами, возложена обязанность прохождения обязательного предрейсового медицинского осмотра.
При этом в соответствии с пунктом 14 статьи 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.
Частью 2 статьи 6 указанного Федерального закона установлен запрет на осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ, выражается, в том числе в осуществлении перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Материалами дела установлено, что 8 июня 2020 года в 13 часов 40 минут в городе Благовещенске Амурской области на стационарном пункте весового и габаритного контроля (СПВГК), расположенном в Амурской области на 124 км ФАД Р-297 "Подъезд к г. Благовещенску", ООО "Русмясомолторг" допустило перевозку автомобильным транспортом (грузовой рефрижератор HINO 5792 YD государственный регистрационный знак Р 923 ВВ 27) с нарушением требований о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, что выразилось в отсутствии подписи медицинского работника, проводившего соответствующий осмотр в путевом листе N КН0001142 от 7 июня 2020 года (имеющаяся в путевом листе ЭЦП медицинского работника Набатовой Н.В. не подтверждает проведение предрейсового медицинского осмотра водителя ФИО5 в соответствии с Порядком).
Установленные фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о совершении обществом предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ административного правонарушения, подтверждаются собранными доказательствами по делу, полный перечень которых приведен в обжалуемых судебных актах. Доказательства непосредственно исследованы в ходе производства по делу и получили надлежащую оценку с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Имеющиеся в материалах дела доказательства обоснованно признаны допустимыми, полученными в соответствии с требованиями КоАП РФ, а также достаточными для рассмотрения дела по существу, и достоверными относительно обстоятельств правонарушений.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства их совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы всем утверждениям защитника общества о невиновности, в том числе и о том, что у водителя транспортного средства на момент проверки имелся путевой лист, выданный ООО "Русмясомолторг", подтверждающий факт прохождения водителем предрейсового медицинского осмотра, в судебных актах нижестоящих судов дана надлежащая правовая оценка.
Так, судами верно указано, что наличие в путевом листе водителя грузового рефрижератора HINO 5792 YD государственный регистрационный знак Р 923 ВВ 27 электронной подписи медицинского работника не свидетельствует о прохождении водителем предрейсового медицинского осмотра в процедуре, предусмотренной Порядком.
Действующий Порядок предполагает непосредственное взаимодействие медицинского работника с водителем и не предусматривает дистанционного проведения медицинского осмотра водителя с проставлением в путевом листе подписи медицинского работника в электронном виде.
Между тем по делу установлено и не оспаривается, что в отношении водителя ФИО6 медицинский осмотр был осуществлен удаленным способом, дистанционно в онлайн-режиме с использованием специального программно-аппаратного комплекса, определившего состояние водителя для получения заключения медицинского работника о прохождении указанного осмотра.
Нормативно такой способ медосмотра водителей транспортных средств не закреплен, в связи с чем судами сделан обоснованный вывод о том, что водитель Тупицкий Ю.Н. 8 июня 2020 года осуществлял перевозку груза - грузовым рефрижератором HINO 5792 YD государственный регистрационный знак Р 923 ВВ 27 с нарушением требований о проведении предрейсового медицинского осмотра водителя транспортного средства.
Вопреки доводам жалобы предусмотренная пунктом 15 Порядка возможность ведения журнала регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров на электронном носителе с заверением внесенных в него сведений усиленной квалифицированной электронной подписью не свидетельствует о праве заверять таким видом подписи вносимые в путевой лист сведения, равно как и не предоставляет право медицинскому работнику осуществлять предрейсовый осмотр водителей дистанционно.
Судами верно применено законодательство, подлежащее применению при рассмотрении настоящего дела.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ не установлено.
Таким образом, действия ООО "Русмясомолторг" по части 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ квалифицированы правильно с учетом всех обстоятельство по делу.
Обстоятельств, которые могли бы являться основанием к отмене состоявшихся по делу решений, не установлено, дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление государственного инспектора отдела КМАП Восточно-Сибирского МУГАДН от 7 августа 2020 года N 9619/Ц, решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 6 ноября 2020 года и решение судья Амурского областного суда от 8 февраля 2021 года в отношении ООО "Русмясомолторг" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Пономаревой Н.Н. в защиту ООО "Русмясомолторг" - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.