Судебная коллегия по уголовным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Резниченко Е.В, судей Горенко В.А, Железнова Е.В, при ведении протокола помощником судьи Ковалевской Н.Г.
рассмотрела уголовное дело по кассационному представлению и.о. прокурора Республики Саха (Якутия) Иванова А.Л. на апелляционное постановление Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 марта 2021 года в отношении ФИО1, Заслушав доклад судьи Резниченко Е.В. о содержании обжалуемого решения и существе кассационного представления, выступления прокурора ГОлохваст Г.А, поддержавшую доводы представления об отмене апелляционного постановления, осуждённого ФИО1 (с использованием системы видеоконференц-связи) и его защитника -адвоката Мельникова В.С, возражавших по доводам кассационного представления, судебная коллегия
установила:
приговором Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 января 2021 года
ФИО1, "данные изъяты", судимый
- 12 октября 2009 года Якутским городским судом Республики Саха (Якутия) (с учетом определения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2009 года, постановления Хангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2011 года) по ч. 2 ст. 162, п. "а" ч. 2 ст. 158 УК РФ, с применением ч. 3 ст. 69 УК РФ к 7 годам 11 месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, - 23 ноября 2012 года Якутским городским судом Республики Саха (Якутия) по ч. 1 ст. 313 УК РФ к 2 годам лишения свободы, с применением ч. 1 ст. 70 УК РФ (приговор Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2009 года) окончательно к 6 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима;
- 17 ноября 2014 года Хангаласским районным судом Республики Саха (Якутия) (с учетом постановления Хангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10 марта 2017 года) по ч. 1 ст. 159 (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года N 323-ФЗ), ч. 2 ст. 159 УК РФ, с применением ч. 2 ст. 69 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы, на основании ч. 1 ст. 70 УК РФ (приговор Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2012 года), окончательно к 4 годам 6 месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима; освобожденный 16 мая 2019 года по отбытии срока наказания;
-29 июня 2020 года мировым судьей судебного участка N62 г. Якутска Республики Саха(Якутия) по ч.1ст.158 УК РФ к 10 месяцам лишения свободы, с применением ст.73 УК РФ-условно с испытательным сроком 1 год 8 месяцев; постановлением Якутского городского суда Республики Саха(Якутия) от 17 декабря 2020 года условное осуждение отменено с направлением осужденного для отбывания наказания в исправительную колонию строгого режима, осужден по п. "в" ч. 2 ст. 158 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания исчислен с момента вступления приговора в законную силу. В срок наказания зачтено время содержания под стражей с 13 ноября 2020 года по 28 января 2021 года включительно и до дня вступления приговора в законную силу в соответствии с п. "а" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ, из расчета один день содержания под стражей за один день лишения свободы в исправительной колонии строго режима.
Приговором разрешены вопросы о мере пресечения, вещественных доказательствах, процессуальных издержках.
Апелляционным постановлением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 марта 2021 года приговор Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 января 2021 года отменен, уголовное дело передано на новое судебное разбирательство в тот же суд иным составом со стадии подготовки к судебному заседанию.
В кассационном представлении и.о. прокурора Республики Саха (Якутия) Иванов А.Л, ссылаясь на протокол судебного заседания, ставит вопрос об отмене апелляционного постановления Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 марта 2021 года в связи с допущенным существенным нарушением уголовно-процессуального закона.
В обоснование указывает, что проведенное по делу судебное разбирательство в общем порядке не нарушает требований уголовно-процессуального закона.
Обращает внимание, что в связи с возражением государственного обвинителя, суд вынес постановление о прекращении особого порядка и назначении дела в общем порядке, продолжив его рассмотрение 4 декабря 2020 года. При этом ФИО1 не было заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства; приговор по делу постановлен 28 января 2021 года.
Считает ошибочным утверждение суда о том, что переход с особого судопроизводства на общий аннулирует результаты судебного производства по делу, установленные до перехода в общий порядок.
Просит отменить апелляционное постановление, направив дело на новое апелляционное рассмотрение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, выслушав мнения участвующих лиц, судебная коллегия приходит к выводу, что по делу судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения уголовно-процессуального закона, которые в соответствии с ч.1ст. 401.15 УПК РФ, являются основаниями для отмены судебного решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 316 УПК РФ судебное заседание по ходатайству подсудимого о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства в связи с согласием с предъявленным обвинением проводится в порядке, предусмотренном главами 35, 36, 38, 39 УПК РФ.
К разрешению ходатайства подсудимого о применении особого порядка суд переходит после выполнения требований ч. 4 ст. 231 УПК РФ об извещении сторон о дате судебного заседания не менее чем за 5 суток до его начала.
Согласно ч. 6 ст. 316 УПК РФ, в случае возражений сторон против рассмотрения дела в особом порядке суд выносит постановление о его прекращении и назначении рассмотрения дела в общем порядке.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "данные изъяты"
"данные изъяты" "О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве", при несоблюдении срока, предусмотренного ч. 4 ст. 231 УПК РФ, суд выясняет у обвиняемого, имел ли он достаточное время для подготовки к защите, и по просьбе обвиняемого объявляет перерыв в судебном заседании.
Таким образом, вопрос о соблюдении процессуальных прав участников процесса, в том числе права подсудимого на подготовку к защите в случае изменения формы судопроизводства, надлежит разрешать с учетом конкретных обстоятельств дела и волеизъявления сторон.
Из материалов дела следует, что постановлением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 17 августа 2020 года назначено открытое судебное заседание на 24 августа 2020 года, а затем перенесено на 10 сентября 2020 года (том 2 л.д. 9), о чем соответствующие извещения направлялись участникам процесса. В связи с неустановлением местонахождения подсудимого ФИО1, в отношении него оформлялся принудительный привод на 21 сентября 2020 года.
21 сентября 2020 года судом вынесено постановление о приостановлении производства по делу, объявлении подсудимого ФИО10 в розыск и изменении ему меры пресечения (том 2 л.д. 28-29).
23 ноября 2020 года производство по уголовному делу возобновлено, судебное заседание назначено на 4 декабря 2020 года (том 2 л.д. 37), о чем участники процесса уведомлены надлежаще и в установленные сроки. Потерпевшая ФИО7 просила о рассмотрении дела в ее отсутствие и оглашении показаний (том 2 л.д. 38, 39, 40, 42, 44).
Согласно протоколу судебного заседания от 4 декабря 2020 года, государственным обвинителем изложено предъявленное ФИО1 обвинение, которое, как пояснил подсудимый, ему понятно. В связи с возражением гособвинителя против заявленного подсудимым ходатайства о рассмотрении дела в особом порядке, судом вынесено постановление о прекращении особого порядка судебного разбирательства и назначении рассмотрения уголовного дела в отношении ФИО1 в общем порядке на 4 декабря 2020 года в 12 часов 20 минут.
После оглашения данного постановления, суд разъяснил ФИО1 права, предусмотренные ч. 3 ст. 47 УПК РФ; выяснил, достаточно ли ему времени для подготовки к защите.
Подсудимому ФИО1 дополнительного времени не требовалось, продолжить рассмотрение дела в общем порядке он не возражал, также не имели возражений ни защитник, ни государственный обвинитель (том 2 л.д. 55).
В последующем судебное разбирательство неоднократно откладывалось: на 22 декабря 2020 года, 20 января 2021 года, 27 января 2021 года.
Все доказательства были исследованы, относительно порядка исследования доказательств ни подсудимый, ни его защитник не возражали.
27 января 2021 года в отношении ФИО1 был постановлен обвинительный приговор.
При таких обстоятельствах, вывод суда апелляционной инстанции о несоблюдении процедуры судопроизводства при переходе к рассмотрению дела в общем порядке нельзя признать законным, в связи с чем решение суда апелляционной инстанции подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
Поскольку ФИО1 отбываете наказание в виде лишения свободы по приговору мирового судьи судебного участка N62 г. Якутска Республики Саха (Якутия) 29 июня 2020 года, судебная коллегия не считает необходимым избирать ему меру пресечения.
Руководствуясь ст. 401.14 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
кассационное представление и.о. прокурора Республики Саха (Якутия) Иванова А.Л, удовлетворить.
апелляционное постановление Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 марта 2021 года в отношении ФИО1 отменить, уголовное дело передать на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд иным составом суда.
Председательствующий Е.В. Резниченко
Судьи В.А. Горенко
Е.В. Железнов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.