Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Войтко С.Н, при секретаре Крикуновой Е.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании постановления Елизовской территориальной избирательной комиссии, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа N, от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва, возложении обязанности зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N
с апелляционной жалобой ФИО1 на решение Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В, объяснения административного истца ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика ФИО4, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей решение суда не подлежащим отмене или изменению, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 16 июня 2021 года N 1155 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва на 19 сентября 2021 года.
Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 17 июня 2021 года N 135/797 полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа N 10 по подготовке и проведению выборов депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва возложены на Елизовскую территориальную избирательную комиссию (далее - ОИК N 10, окружная избирательная комиссия).
Постановлением ОИК N от ДД.ММ.ГГГГ N отказано в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва
ФИО1 обратилась в суд с административным иском об оспаривании указанного постановления окружной избирательной комиссии и возложении обязанности зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты. В обоснование заявленных требований (с учетом уточнений) указала, что в основу принятого решения об отказе в регистрации кандидата положено неверное количество проверяемых подписных листов на основании незаконно проведенной процедуры случайно выборки. Кроме того, рабочая группа должна была известить ее о том, что форма подписных листов не соответствует требованиям закона, что позволило бы ей забрать пакет документов и предоставить его в пределах периода самовыдвижения. Согласование формы подписных листов продолжалось в период сбора подписей, в итоге неверная форма подписного листа явилась следствием путаницы, созданной административным ответчиком. Также указывала на необоснованное исключение подписи N 603 и четырех подписей на странице 24 в папке N 2.
Решением Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении ее требований, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права. По мнению апеллянта, утвержденный постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 17 июня 2021 года N 135/807 порядок проведения случайной выборки, который предусматривает прекращение жеребьевки, когда количество подписей достигнет 20 %, в случае, если кандидатом представлено более одной папки с подписями, административным ответчиком был нарушен, в связи с чем вывод суда о том, что фактически проведенная выборка не повлекла нарушение прав административного истца, является несостоятельным, поскольку данный факт является прямым нарушением принципа равенства всех кандидатов. Также ФИО1 указала, что дата выборов из изготовленных подписных листов исчезла случайно в результате корректировок, необходимых для приведения листа к технически правильной форме. Когда форма подписного листа была предварительно утверждена, отсутствие даты выборов в подписном листе должно было быть очевидным для членов рабочей группы, принимающих документов, так как ошибка была на каждом подписном листе. Несмотря на это, документы были приняты и образец подписного листа согласован. Если бы комиссия незамедлительно сообщила кандидату об этом, подписной лист был бы приведен в соответствие. Кроме того, данная техническая ошибка была обнаружена рабочей группой после заседания, что является существенным нарушением порядка проверки подписных листов. Решение об отказе в регистрации кандидата является также незаконным потому, что принималось совместным составом окружных избирательных комиссий N 10 и N 11, что не предусмотрено законом. Поскольку, как считает ФИО1, число ошибок, если не считать нарушение формы подписного листа в части выпадения даты выборов, составляет менее 5%, имелись основания для регистрации ее кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным ответчиком представлены письменные возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании суда апелляционной инстанции, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что оспариваемое решение окружной избирательной комиссии вынесено в пределах компетенции данной избирательной комиссии, правомочным составом, с соблюдением порядка его принятия.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов выборов депутатов Законодательного Собрания Камчатского края, а также права и обязанности граждан, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, избирательных комиссий, права и обязанности кандидатов, зарегистрированных кандидатов и иных лиц и организаций - участников избирательного процесса урегулирован Законом Камчатского края от 14 марта 2011 N 565 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края" (далее - Закон Камчатского края N 565).
Пунктом 1 статьи 38 названного Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Согласно пункту 1.2 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Закона Камчатского края N 565 количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 60 подписей.
По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Перечень оснований отказа в регистрации кандидата установлен пунктом 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, к числу которых, в частности, относится: если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (подпункт "г.1").
Аналогичные положения содержатся в пункте 6(1) части 4 статьи 40 Закона Камчатского края N 565.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которых вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Как следует из материалов дела, постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 17 июня 2021 года N 135/802 установлено, что для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу N 10 на основании подписей избирателей, необходимо представить в окружную избирательную комиссию соответствующего избирательного округа не менее 577 и не более 634 подписей.
Постановлением этой же избирательной комиссии от 24 июня 2021 года N 138/859 определено количество подписей избирателей в подписных листах, подлежащих проверке в соответствии с требованиями части 3 статьи 39 Закона "О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края", по избирательному округу N 10 - 433.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в ОИК N подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 10 в порядке самовыдвижения и документы, необходимые для выдвижения своей кандидатуры в депутаты указанного представительного органа Камчатского края.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был представлен пакет документов для регистрации кандидата, в том числе 133 подписных листа в 2-х папках, содержащие 627 подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва. При этом в папке N содержалось 474 подписи избирателей на 100 подписных листах, в папке N 2 - 153 подписи на 33 подписных листах.
Согласно протоколу проведения случайной выборки подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата ФИО1, от ДД.ММ.ГГГГ для проверки из папки N 2 выбрано 153 подписи, из папки N 1 - оставшиеся 280 подписей.
В соответствии с итоговым протоколом проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных для регистрации кандидата, от ДД.ММ.ГГГГ количество заявленных подписей избирателей составило 627, количество представленных подписей избирателей - 625, количество проверенных подписей избирателей - 433, количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными - 433 (100%) в связи с тем, что форма подписного листа не соответствует требованиям, установленным приложением 5 к Федеральному закону N 67-ФЗ. Из 433 подписей, признанных недействительными, 39 подписей (9%) имели дополнительные нарушения: 21 подпись - сведения об избирателе не соответствовали действительности; 5 - имели неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя; 8 - неоговоренные исправления в сведениях об избирателе; 5 - неоговоренные исправления в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей.
Постановлением ОИК от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 отказано в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 10 на основании пункта 6(1) части 4 статьи 40 Закона "О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края".
Как следует из данного постановления (с учетом внесенных изменений постановлениями от 10 августа 2021 года N 40/216 и от 27 августа 2021 года N 46/243) и протокола заседания от 31 июля 2021 года, окружная избирательная комиссия установила, что в подписных листах ФИО1 отсутствует дата выборов, которая в соответствии с приложением N 5 Федерального закона N 67-ФЗ является обязательным реквизитом. Кроме того, по результатам проведенной проверки недействительными признаны 18 подписей избирателей в связи с неоговоренными исправлениями, в том числе, в дате внесения подписи избирателя, в сведениях об избирателе, о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и на основании официальных справок Управления по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ недействительной признана 21 подпись избирателей. В итоге недействительными признаны 433 подписи избирателей, что составляет 100 % от общего количества подписей, отобранных для проверки.
В силу пункта 5 статьи 39 Закона Камчатского края N 565 по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Согласно пункту 8 статьи 39 Закона Камчатского края N 565 недействительными признаются, в том числе: подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (пункт 3); подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями (пункт 6); подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей (пункт 7); все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей (пункт 8); все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4(1) и 5 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (пункт 9).
Пунктом 6.6 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что специально оговоренные избирателем, участником референдума или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с подпунктами "з", "и", "м" и "о" пункта 6.4 приведенной статьи.
Судом первой инстанции проведена проверка оригиналов подписных листов, признанных недействительными, по результатам которой установлено, что в нарушение пункта 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ и приложения N 5 к данному Федеральному закону подписные листы с подписями избирателей, представленные ФИО1 в окружную избирательную комиссию, не содержали сведений о дате выборов депутатов в Законодательное Собрание Камчатского края, в связи с чем все подписи в подписных листах, отобранные для проверки, подлежали признанию недействительными на основании подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 названного Федерального закона.
Судом дана оценка доводам административного истца, повторяющимся в апелляционной жалобе, о том, что рабочая комиссия по приему документов должна была известить ФИО1 о несоответствии формы подписных листов требованиям закона с тем, чтобы она имела возможность устранить выявленные нарушения, и обоснованно со ссылкой на положения пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, пункта 4 Порядка приема окружными избирательными комиссиями подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва и иных, связанных с ними документов, проведения случайной выборки подписей избирателей и их проверки, утвержденного постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 17 июня 2021 года N 135/807 (далее - постановление Избирательной комиссии Камчатского края от 17 июня 2021 года N 135/807), указано на их несостоятельность ввиду того, что действующее законодательство не предусматривает возможности внесения изменений, уточнений и дополнений в подписные листы с подписями избирателей.
Ссылки административного истца на то, что согласование формы подписных листов продолжалось в период сбора подписей, а неверная форма подписного листа явилось следствием действий избирательной комиссии, в рассматриваемом случае правового значения не имеют, поскольку форма подписного листа, которая устанавливает обязательное указание даты голосования, установлена Приложением 5 к Федеральному закону N 67-ФЗ.
Кроме того, даже если принять во внимание доводы апеллянта о несущественности нарушения, оснований для регистрации кандидата в депутаты также не имелось, поскольку более 5 процентов отобранных для проверки подписей были признаны недействительными и по другим основаниям.
С учетом сведений Отдела по вопросам миграции ОМВ по Елизовскому району Камчатского края, суд сделал заключение о том, что относительно 19 подписей, а не 21, как указано в итоговом протоколе, сведения об избирателе не соответствовали действительности, признав действительной подпись избирателя ФИО5 (папка 1 лист 16 строка 71) и подпись ФИО6 (папка 2 лист 27 строка 603), поскольку, как установилсуд, сведения об указанных избирателях заполнены правильно и соответствуют ответу органа регистрационного учета.
Также, проверив подписной лист 24 в папке 2, суд пришел к выводу, что обведение цифры "2" в номере паспорта лица, осуществлявшем сбор подписей, не является нарушением и не может служить достаточным основанием для признания 4 подписей в подписном листе недействительными.
Судом также признаны недействительными в связи с неоговоренными исправлениями 19 подписей, в том числе 6 - в связи с неоговоренными исправлениями в дате внесения подписи избирателя; 8 - в связи с неоговоренными исправлениями в сведениях об избирателе; 5 - в связи с неоговоренными исправлениями в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей (папка 1 лист 39).
Таким образом, судом по дополнительным основаниям признаны недействительными 38 подписей, что составляет 8, 8 % от числа отобранных для проверки (433) и проверенных судом подписей.
Выводы суда судебная коллегия находит правильными, соответствующими нормам материального права, устанавливающим основания для регистрации кандидата в депутаты, порядок проверки подписей избирателей, признание их недействительными.
Поскольку для регистрации кандидата требовалось представить более 200 подписей избирателей, выявление более 5 процентов недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, являлось в соответствии с подпунктом "г.1" части 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, пунктом 6(1) части 4 статьи 40 Закона Камчатского края N 565 основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты ФИО1
Судебная коллегия находит несостоятельными утверждения ФИО1 о нарушении порядка проведения случайной выборки подписных листов, в том числе о том, что проверке подлежали 20% подписей от количества подписей, необходимых для регистрации кандидата, то есть 115, а не 433 подписи.
Действительно, в соответствии с пунктом 6 Приложения N 2 к постановлению Избирательной комиссии Камчатского края от 17 июня 2021 года N 135/807 в случае, если в комиссию представлено более одной папки с подписями избирателей случайная выборка подписей избирателей прекращается, когда количество подписей в определенных путем жребия подписных листах будет составлять 20% от количества подписей, необходимых для регистрации кандидата.
Вместе с тем, постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 24 июня 2021 годаN 135/859 установлено, что количество подписей, подлежащих проверке при проведении проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных для регистрации кандидата, для избирательного округа N 10 составляет 433 подписи. Данное постановление административным истцом не оспаривалось.
В силу положений части 3 статьи 39 Закона Камчатского края N 565, количество подписей, подлежащих проверке, устанавливается Избирательной комиссией Камчатского края и не может составлять менее 20% от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей.
Согласно протоколу проведения случайной выборки подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, от 22 июля 2021 года для проверки из папки N 2, проверяемой первой, выбраны все 153 подписи, из папки N 1 - 280 подписей, необходимых для достижения установленного постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 24 июня 2021 года N 135/859 для проверки количества подписей, что соответствует положениям Приложения N 2 к постановлению Избирательной комиссии Камчатского края N 135/807.
С учетом изложенного указанные ФИО1 обстоятельства не могут повлечь отмену принятого избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидата.
Утверждения апеллянта о том, что решение об отказе в регистрации кандидата принималось совместным составом окружных избирательных комиссий N 10 и N 11 являются необоснованными и опровергаются материалами дела.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования судом первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной им оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы, изложенные в решении суда, в связи с чем являются несостоятельными. Все значимые для дела обстоятельства и представленные в дело доказательства судом проверены и надлежаще оценены. Судебная коллегия с данной оценкой согласна.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационная жалоба, представление через Камчатский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.