Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи Тертишниковой Л.А, при секретаре Грейсман А.А, рассмотрел в открытом судебном заседании
частную жалобу Мыколаенко Евгения Николаевича на определение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 01 июля 2021 года о прекращении производства по административному делу N 3а-38/2021 по административному исковому заявлению Мыколаенко Евгения Николаевича о признании установления сведений о размере кадастровой стоимости земельного участка неверными, обязании внести правильные сведения о размере кадастровой стоимости земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Мыколаенко Е.Н. обратился в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) с требованием о признании установления сведений о размере кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 14:36:108014:259 в сумме 6 124 793, 44 рублей неверным, обязании внести правильные сведения о размере кадастровой стоимости земельного участка в сумме 2 045 000 рублей.
В обоснование своих требований административный истец указал, что между ним и окружной администрацией г. Якутска заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 14:36:108014:259. Комиссия по кадастровым спорам на основании отчета об оценке установилакадастровую стоимость по состоянию на 07 марта 2019 года в размере 2 045 000 рублей. Однако Росреестр внес сведения об иной кадастровой стоимости земельного участка в размере 6 124 793, 44 рублей (на эту же самую дату 07 марта 2019 года). Указанную стоимость стала применять окружная администрация г. Якутска для исчисления арендной платы. Такое внесение данных противоречит статье 24.20 ФЗ "Об оценочной деятельности", а именно тому, что в случае наличия нескольких применяемых в один момент времени кадастровых стоимостей, определенных на одну дату, применяется наименьшая из таких стоимостей.
Определением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 01 июля 2021 года производство по административному делу прекращено.
Не согласившись с указанным определением, административный истец Мыколаенко Е.Н. подал частную жалобу, в которой просит определение от 01 июля 2021 года отменить.
В обоснование жалобы указано, что суд пришел к ошибочному выводу о неподсудности данного дела Верховному Суду Республики Саха (Якутия) и неправомерно не рассмотрел по существу требования административного истца об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Правительство Республики Саха (Якутия) в отзыве на частную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, определение суда без изменения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения частной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, возражений на нее, Пятый апелляционный суд общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Мыколаенко Е.Н. является арендатором земельного участка с кадастровым номером 14:36:108014:259, площадью 1168 кв.м, расположенного по адресу: г. Якутск, Покровский тракт, 7 км, по договору аренды N09-1/2019-0061 от 25 сентября 2019 года, заключенного с Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, сроком действия до 24 августа 2024 года.
Согласно расчету оплаты за землю за 2019 год арендная плата рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка (Приложение N 3 к договору аренды).
Земельный участок с кадастровым номером 14:36:108014:259 поставлен на кадастровый учет 17 августа 2017 года; категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)".
В связи с постановкой на кадастровый учет указанного земельного участка филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Саха (Якутия) определена его кадастровая стоимость на основе результатов определения кадастровой стоимости, утвержденных постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2013 года N 374 "О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)" в размере 26 026 435 рублей. Указанные сведения внесены в ЕГРН 17 августа 2017 года, дата начала применения 17 августа 2017 года.
Впоследствии филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Саха (Якутия) в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" был выполнен пересчет кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 7 марта 2019 года исходя из достоверной площади спорного объекта недвижимости, равной 1168 кв.м. Кадастровая стоимость определена названным учреждением в размере 6 032 720 рублей. Указанные сведения внесены в ЕГРН 07 марта 2019 года, эта же дата начала применения кадастровой стоимости.
04 сентября 2019 года Мыколаенко Е.Н. обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Саха (Якутия) (далее - Комиссия) об установлении в отношении земельного участка с кадастровым номером 14:36:108014:259 кадастровой стоимости в размере рыночной в сумме 2 045 000 рублей, определенной по состоянию на 07 марта 2019 года в отчете об оценке N10913/1 от 04 сентября 2019 года, составленным ООО "Аналитический центр оценки и консалтинга "Интеллект" (оценщик Коркин Е.О.).
Решением Комиссии от 12 сентября 2019 года N1016 заявление Мыколаенко Е.Н. удовлетворено, кадастровая стоимость земельного участка определена в размере рыночной стоимости - 2 045 000 рублей по состоянию на 07 марта 2019 года. Указанные сведения внесены в ЕГРН 19 сентября 2019 года, дата начала применения кадастровой стоимости 07 марта 2019 года.
Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 ноября 2019 г. N1472-р утверждены результаты очередной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, на территории Республики Саха (Якутия), проведенной в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Из приложения N36 к указанному постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) N1472 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 14:36:108014:259 по состоянию на 01 января 2019 года составила 26 423 659, 37 рублей.
Распоряжение вступило в силу с 1 января 2020 года. Указанные сведения внесены в ЕГРН 12 февраля 2020 года, дата начала применения кадастровой стоимости 01 января 2020 года.
10 марта 2020 года Мыколаенко Е.Н. подал в Минэкономразвития России жалобу на значительное (в 10 раз) увеличение кадастровой стоимости земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 14:36:108014:259.
Данное обращение Минэкономразвития России было направлено в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а затем, Росреестром Российской Федерации в Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия).
Заместителем руководителя Управления Росреестра по Республике Саха (Якутия) 31 марта 2020 года, в связи с поступлением заявления Мыколаенко Е.Н, в адрес и.о. директора Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр государственной кадастровой оценки" (далее также ГБУ РС(Я) "Центр государственной кадастровой оценки") направлено обращение с просьбой определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 14:36:108014:259.
07 апреля 2020 года ГБУ РС(Я) "Центр государственной кадастровой оценки" направило в Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия) XML-файлы на земельные участки, указанные в письме для внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН. К ответу в виде XML-файла приложен Акт N36 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 14:36:108014:259 равной 6 124 793, 44 рубля.
08 апреля 2020 года заместитель руководителя Управления Росреестра по Республике Саха (Якутия) направил и.о. директора филиала ФГБУ "Кадастровая палата" Управления Росреестра по Республике Саха (Якутия) обращение о внесении сведений в ЕГРН о кадастровой стоимости.
Как видно из распечатки информации по кадастровой стоимости земельного участка, представленной Управлением Росреестра по Республике Саха (Якутия), кадастровая стоимость в размере 6 124 793, 44 рубля по состоянию на дату 07 марта 2019 внесена на основании вышеназванного акта N 36 - 9 апреля 2020 года, дата начала применения кадастровой стоимости 1 января 2020 года, что также следует из выписки ЕГРН, предоставленной административным истцом.
14 декабря 2020 года Мыколаенко Е.Н. обратился в суд с настоящим административным иском с требованием о признании установления сведений о размере кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 14:36:108014:259 в сумме 6 124 793, 44 рублей неверным, обязании внести правильные сведения о размере кадастровой стоимости земельного участка в сумме 2 045 000 рублей, представив отчет об оценке от 4 сентября 2019 года составленный ООО "Аналитический центр оценки и консалтинга "Интеллект" (оценщик Коркин Е.О.).
При этом, он же 07 декабря 2020 года обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости и установлении в отношении земельного участка с кадастровым номером 14:36:108014:259 кадастровой стоимости в размере рыночной в сумме 3 785 000 рублей, определенной по состоянию на 07 марта 2019 года в отчете об оценке N14247/2 от 20 ноября 2020 года, составленном ООО "Аналитический центр оценки и консалтинга "Интеллект" (оценщик Коркин Е.О.).
Решением Комиссии N 04/И-09-13048 от 17 декабря 2020 года кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 14:36:108014:259 определена в размере рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 07 марта 2019 года в размере 3 785 000 рублей.
Согласно выписке из ЕГРН от 19 января 2021 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 14:36:108014:259 составляет 3 785 000 руб. Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, - 07 марта 2019 года, дата начала применения кадастровой стоимости - 01 января 2020 года, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН - 15 января 2020 года.
Таким образом, в отношении земельного участка с кадастровым номером 14:36:108014:259 по состоянию на 07 марта 2019 года были установлены следующие кадастровые стоимости: 6 032 720 рублей с датой начала применения - 7 марта 2019 года; в размере рыночной - 2 045 000 рублей с датой начала применения - 7 марта 2019 года; 6 124 793, 44 рублей с датой начала применения - 1 января 2020 года; в размере рыночной - 3 785 000 рублей с датой начала применения - 1 января 2020 года.
Прекращая производство по административному делу в связи с его неподсудностью Верховному Суду Республики Саха (Якутия), суд первой инстанции исходил из того, что в административном иске, уточнениях к нему, при подготовке дела к судебному разбирательству и в предварительном судебном заседании административный истец настаивал на том, что Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия) должно было внести в ЕГРН сведения о наименьшей кадастровой стоимости спорного земельного участка, а именно стоимость в размере 2 045 000 рублей на основании статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности", которой предусмотрено, что в случае наличия нескольких применяемых в один момент времени кадастровых стоимостей, определенных на одну дату, применяется наименьшая из таких стоимостей.
В связи с чем Мыколаенко Е.Н. заявлены требования об оспаривании действий (бездействия) Управления Росреестра по Республике Саха (Якутия) по неприменению и невнесению в ЕГРН наименьшей кадастровой стоимости земельного участка, которые подлежат разрешению в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего).
С выводами суда первой инстанции, о необходимости прекращения производства по делу и о неподсудности настоящего дела Верховному Суду Республики Саха (Якутия), суд апелляционной инстанции не может согласиться ввиду следующего.
Вынося обжалуемое определение, суд первой инстанции руководствовался частью 3 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой суд прекращает производство по административному делу и в иных предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации случаях. При этом не указал какие-либо специальные основания для прекращения производства по делу, предусмотренные положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяющими особенности производства по данной категории административных дел.
Вместе с тем, согласно пункту 2 части 2 статьи 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
При таких обстоятельствах, сам по себе вывод о неподсудности административного дела, не давал суду оснований для прекращения производства по делу.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в качестве суда первой инстанции рассматривают Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статье 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены гражданами и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции не учел, что административный истец обратился в суд с требованием о признании установления сведений о размере кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 14:36:108014:259 в сумме 6 124 793, 44 рублей неверным, обязании внести правильные сведения о размере кадастровой стоимости земельного участка в сумме 2 045 000 рублей.
Мыколаенко Е.Н. пояснил, что им подан административный иск к Управлению Росреестра по Республике Саха (Якутия) о неверном установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в сумме 6 124 793, 44 рублей, тогда как должна была быть установлена наименьшая из определенных на 07 марта 2019 года кадастровых стоимостей - 2 045 000 рублей.
Таким образом, указанные требования свидетельствуют об оспаривании Мыколаенко Е.Н. результатов определения кадастровой стоимости, поскольку их удовлетворение может привести к внесению в ЕГРН новых сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Принимая во внимание изложенное, определение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 01 июля 2021 года о прекращении производства по административному делу нельзя признать законным, оно подлежит отмене в связи допущенными нарушениями норм процессуального права, а дело - направлению для рассмотрения по существу заявленных требований.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 01 июля 2021 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток) путем подачи кассационной жалобы через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья Л.А. Тертишникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.