Постановление Президиума Верховного Суда Республики Адыгея
от 13 июля 2011 г.
Президиум Верховного Суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Трахова А.И.
членов - Мейстер В.М., Ткаченко В.В., Набоковой А.М., Иманкулова Р.И.
рассмотрел истребованное по надзорной жалобе заявителя Чадранцевой <данные изъяты> на решение Тахтамукайского районного суда от 29 июля 2010 года и на кассационное определение Верховного Суда Республики Адыгея от 1 октября 2010 года по делу по заявлению Чадранцевой Л.И. об отмене постановления главы администрации МО "Старобжегокайское сельское поселение".
Заслушав сообщение судьи Верховного Суда Республики Адыгея Богатыревой Е.В., Президиум установил:
Чадранцева Л.И. обратилась в суд с заявлением об отмене постановления главы администрации МО "Старобжегокайское сельское поселение" N от дд.мм.гггг "Об отмене постановления главы администрации МО "Старобжегокайское сельское поселение" N от дд.мм.гггг".
Решением Тахтамукайского районного суда от 29.07.2010 г. в удовлетворении заявления отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 01.10.2010 г. решение Тахтамукайского районного суда от 29.07.2010 г. оставлено без изменения.
Для проверки доводов жалобы судьей Верховного Суда Республики Адыгея дело истребовано в Верховный Суд Республики Адыгея.
В надзорной жалобе Чадранцева Л.И. просит отменить решение Тахтамукайского районного суда от 29.07.2010 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 01.10.2010 г. При этом ссылается на то, что судом допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права. Указывает, что суд без достаточных на то оснований признал пропущенным трехмесячный срок для обращения в суд и неверно применил ст. 256 ГПК РФ.
Согласно положениям ч. 2 п. 1 ст. 381 ГПК РФ по результатам рассмотрения надзорной жалобы судья выносит определение об истребовании дела, если имеются сомнения в законности судебного постановления.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ для признания ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным необходимо, чтобы он одновременно не соответствовал закону и нарушал права заинтересованного лица.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
Статья 37 Федерального закона N 131-ФЗ устанавливает, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
Из материалов дела следует, что Постановлением главы администрации МО "Старобжегокайское сельское поселение" N от дд.мм.гггг Чадранцевой Л.И. был предоставлен в аренду земельный участок, площадью 523 кв. м., для ведения садоводства, расположенный по адресу: <адрес>, РА (л.д.5).
Распоряжением главы администрации МО "Старобжегокайское сельское поселение" N от дд.мм.гггг в связи с нарушением п. 1 ст. 34, п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ отменено постановление главы администрации МО "Старобжегокайское сельское поселение" N от дд.мм.гггг "О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, РА, Чадранцевой Л.И." (л.д.10).
Суд первой инстанции при рассмотрении спора пришел к выводу о том, что оспариваемое Распоряжение является законным и обоснованным, в связи с этим не усмотрел оснований, для удовлетворения заявления Чадранцевой Л.И. С таким выводом согласилась кассационная инстанция Верховного Суда РА и оставила без изменения вынесенное судом решение.
Между тем, вывод, к которому пришли суды, рассматривавшие дело, нельзя признать правильным, поскольку он существенным образом противоречит действующим нормам материального права.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации.
Согласно статье 48 указанного Федерального закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
ld=134;dst=189 Часть 6 статьи 43 того же Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ наделяет главу местной администрации правом издавать правовые акты в двух формах: постановления и распоряжения. В форме постановлений главы администрации принимаются нормативные правовые акты, а в форме распоряжений - правовые акты по текущим вопросам функционирования администрации, индивидуальные правовые акты.
В соответствии с названной нормой, глава местной администрации издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением переданных отдельных государственных полномочий. Посредством издания постановлений глава администрации реализует свои исполнительно-распорядительные, административно-хозяйственные полномочия по управлению муниципальным образованием.
Постановления главы администрации издаются в пределах полномочий, установленных законодательством, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Распоряжениями являются правовые акты по вопросам организации работы местной администрации. Примерами таких актов могут служить распоряжения по вопросам о назначении и освобождении от должности заместителей главы администрации, начальников структурных подразделений, руководителей территориальных структурных подразделений, сотрудников администрации; о применении к вышеуказанным лицам меры поощрения, о привлечении их к дисциплинарной ответственности и т.п.
Положения приведенных норм права указывают на то, что правовой акт, вынесенный главой местной администрации в форме Распоряжения, не может отменять ранее принятый правовой акт, вынесенный в форме Постановления.
Однако, как свидетельствуют материалы дела, Постановление главы администрации МО "Старобжегокайское сельское поселение" N от дд.мм.гггг о предоставлении Чадранцевой Л.И. в аренду земельного участка, было отменено Распоряжением главы администрации МО "Старобжегокайское сельское поселение" N от дд.мм.гггг Тем самым руководитель местной администрации вышел за пределы своих полномочий, предоставленных законом.
Тогда как, исходя из смысла названных норм Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отменяющий акт должен также соответствовать закону, т.е. быть обоснованным и не нарушающим законных прав граждан и организаций.
Отмена ранее вынесенного акта не может противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать субъективные права. Объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Кроме этого, вывод суда о пропуске заявителем процессуального срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании правового акта, также нельзя признать правильным, поскольку он противоречит фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ и указания Пленума Верховного Суда РФ, изложенные в Постановлении от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", суду необходимо было выяснить, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следовало поставить на обсуждение независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Между тем, из материалов дела усматривается, что данный вопрос ни в предварительном судебном заседании, ни в процессе рассмотрения дела по существу, на обсуждение не ставился, причины пропуска срока у заявителя не выяснялись, тем самым она была лишена возможности представить суду доказательства, свидетельствующие об уважительности причин пропуска процессуального срока.
Помимо этого, в решении районного суда и в кассационном определении оспариваемый заявителем правовой акт указывается как "постановление", что противоречит материалам дела, согласно которым данный правовой акт является распоряжением (л.д.10).
По смыслу статьи 387 ГПК РФ во взаимосвязи с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод отмена или изменение судебного постановления в порядке надзора допустимы в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов.
Принимая во внимание, что приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о допущенных судами первой и кассационной инстанций существенных нарушениях норм права, которые привели к неправильному рассмотрению дела, и на которые имеется ссылка в надзорной жалобе, Президиум находит решение Тахтамукайского районного суда от 29.07.2010 года и кассационное определение Верховного Суда Республики Адыгея от 01.10.2010 года подлежащими отмене с вынесением нового решения, которым заявление Чадранцевой Л.И. об отмене Распоряжения главы администрации МО "Старобжегокайское сельское поселение" N от дд.мм.гггг удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 387,390 ГПК РФ, президиум постановил:
решение Тахтамукайского районного суда от 29.07.2010 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 01.10.2010 года по делу по заявлению Чадранцевой Л.И. об отмене постановления главы администрации МО "Старобжегокайское сельское поселение" N от дд.мм.гггг "Об отмене постановления главы администрации МО "Старобжегокайское сельское поселение" N от дд.мм.гггг" отменить.
Вынести новое решение, которым заявление <данные изъяты> <данные изъяты> удовлетворить.
Распоряжение главы администрации МО "Старобжегокайское сельское поселение" N от дд.мм.гггг "Об отмене постановления главы администрации МО "Старобжегокайское сельское поселение" N от дд.мм.гггг" - отменить.
Председательствующий |
А.И. Трахов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда Республики Адыгея от 13 июля 2011 г.
Текст постановления размещен на сайте Верховного суда Республики Адыгея в Internet (www.vs.adg.sudrf.ru)