Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.
и судей Жолудовой Т.В, Заскалько О.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Червенко А.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Люблинского районного суда города Москвы от 7 июля 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска фио к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области о признании решения комиссии по пенсионным вопросам незаконным и обязании назначить досрочную страховую пенсию отказать. ;
установила:
фио обратился в суд с иском к ГУ - ГУ Пенсионного фонда Российской Федерации N4 по г.Москве и Московской о возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости досрочно. В обоснование заявленных требований истец фио указал, что решением пенсионного органа ему отказано в назначении пенсии досрочно в связи с работой в должности спасатель, при этом ряд периодов работы 2003-2018 в должности спасатель 1 класса поисково-спасательной станции "Кунцево" ГКУ "Московская городская поисково-спасательная станция на водных объектах" не учтены при подсчете льготного стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, по основанию, предусмотренному п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Полагая свои права нарушенными, истец обратился с данным иском в суд, просил признать решение ответчика незаконным, обязать пенсионный орган включить в подсчет льготного стажа периоды работы в должности спасатель и назначить пенсию досрочно.
Истец фио, его представитель фио в судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции поддержали исковые требования. Представители ответчика ГУ - ГУ Пенсионного фонда РФ N 4 по г. Москве и Московской области фио, фио иск не признали.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного просит истец фио
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения истца фио, его представителя фио поддержавших доводы поданной апелляционной жалобы, полагая возможным рассмотрение дела в отсутствие надлежаще извещенного представителя ответчика в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно пп. "и" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665, а также пп. "а" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях федерального органа исполнительной власти в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, применяются Перечни должностей и специальностей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 г. N 702:
перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом "л" статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации";
перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Исходя из приведенных положений действующего законодательства, такими лицами являются только спасатели, спасатели 1, 2, 3 классов и спасатели международного класса, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений, при условии участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций и наличии постоянной работы по вышеуказанным Перечням не менее 15 лет в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях, входящих в структуру МЧС России.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решениями комиссии ответчика по пенсионным вопросам N ***/***/18, N 190000037460/2823546 от 5 марта 2019 года в назначении досрочной пенсии фио, паспортные данные отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа, в который не были включены периоды работы фио в должности спасателя 1 класса поисково-спасательной станции "Кунцево" ГКУ Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах" с 24 октября 2003 года по 08 февраля 2004 года, с 28 февраля 2004 года по 27 марта 2011 года, с 02 апреля 2011 года по 21 сентября 2014 года, с 27 сентября 2014 года по 21 ноября 2016 года, с 25 ноября 2016 года по 01 октября 2017 года и с 07 октября 2017 года по 19 октября 2018 года.
Оценка пенсионных прав истца фио производилась пенсионным органом по основаниям, предусмотренным п. 16 и п. 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Основанием для отказа в назначении фио страховой пенсии по старости досрочно в решениях ответчиком указано на отсутствие специального стажа; поисково-спасательные службы и отряды органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, с учетом разъяснений Минтруда России о льготном пенсионном обеспечении N 4087-17 от 10.10.2000.
В соответствии с положениями Устава ГКУ г. Москвы "Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах", утвержденного приказом начальника Управления по обеспечению мероприятий гражданской защиты г. Москвы от 21.11.2011 г, Учреждение является составной частью сил Московской городской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МГСЧС) и относится к силам постоянной готовности, предназначенным для осуществления поиска и спасания людей на водных объектах, оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации проведения работ по ликвидации и их последствий. Учредителем учреждения является город Москва. Функции и полномочия учредителя Учреждения в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы осуществляет Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы (пп. 1.3 Устава).
В соответствии с пп.2 ст. 7 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, создаются:
в федеральных органах исполнительной власти - решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Разрешая спор и отказывая фио в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж спорных периодов работы, суд первой инстанции исходил из того, что истец в оспариваемые периоды не работал в службах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. ГКУ г. Москвы "Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах" создана органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации- городом Москвой и не является профессиональным аварийно-спасательным формированием федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В структуру МЧС РФ не входит.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается ввиду следующего.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в пункте 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ (ранее подпункт 16 пункт 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ), основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.
Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.
Так, в силу подпункта "д" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 статьи 11 указанного Закона органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Соответственно дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 20 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" финансовое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных в форме казенных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, а также финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, создавая свои профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, вправе за счет средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обеспечения.
Указанные обстоятельства согласуются с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 N 551-О-П.
Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 6 статьи 1 Федерального Закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" статус спасателей - это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правомерно не удовлетворил заявленные исковые требования в связи с отсутствием правовых оснований.
Довод апелляционной жалобы истца о работе в должности спасателя в аварийно-спасательных службах, которая предоставляет право на досрочное назначение пенсии, независимо от ведомственной принадлежности, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку противоречит указанным выше положениям закона, доводы об отнесении профессиональной аварийно-спасательной службы к формированию МЧС России подтверждения по делу не нашли и также противоречат приведенным нормативно-правовым положениям.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
Таким образом, при разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Люблинского районного суда города Москвы от 7 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца -без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.