Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Мызниковой Н.В, Пильгановой В.М, при секретаре Джемгирове М.Э, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе ГУ МВД России по г. Москве на решение Тверского районного суда города Москвы от 23 декабря 2020 года, которым постановлено:
иск Верзилина Василия Васильевича к ГУ МВД России по городу Москве об обязании произвести расчет выслуги лет для назначения пенсии в льготном исчислении удовлетворить, обязать ГУ МВД России по городу Москве зачесть Верзилину Василию Васильевичу период прохождения службы с 01 января 2001г. по 03 мая 2004 года в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, как один месяц службы за полтора месяца, УСТАНОВИЛА:
Верзилин В.В. 20.09.2019 обратился в суд Рузский районный суд Московской области с иском к Московскому областному филиалу Московского университета МВД России им. В.Я Кикотя (далее - МОФ МосУ МВД России им. В.Я. Кикотя), ГУ МВД по Саратовской области (третье лицо - ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области), в котором с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ (т. 1 л.д. 130, 151) просил обязать засчитать в выслугу лет для назначения пенсии период службы с 01.01.2001 по 03.05.2004 в льготном исчислении как один месяц службы за полтора месяца и произвести перерасчет назначенной пенсии с 30.10.2018, мотивируя обращение тем, что с 09.11.1995 по 03.05.2004 проходил службу в ГУ МВД России по Саратовской области в должности милиционера охранно-конвойной службы конвойного отдела внутренних дел Советского района Саратовской области, непосредственно осуществляя охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, однако спорный период с 01.01.2001 по 03.05.2004 включен в стаж службы в календарном, а не льготном исчислении, что не основано на положениях приказа МВД России от 20.12.2016 N 868 "Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий", его должностной инструкции, в связи с чем является незаконным, нарушающим его право на полное пенсионное обеспечение.
Определением Рузского районного суда Московской области от 29.01.2020 произведена замена ответчиков МОФ МосУ МВД России им. В.Я. Кикотя и ГУ МВД России по Саратовской области на Центр пенсионного обслуживания (ЦПО) ГУ МВД России по г. Москве, замененные ответчики переведены в третьи лица (т. 1 л.д. 152-153) и дело передано по подсудности в Тверской районный суд города Москвы по месту нахождения ответчика ГУ МВД России по г. Москве (т. 1 л.д. 154); на основании определения от 03.03.2020 дело принято к производству указанного суда (т. 1 л.д. 165).
В судебное заседание истец и третьи лица не явились, представитель ответчика ГУ МВД России по г. Москве в судебном заседании иск не признал.
23.12.2020 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ГУ МВД России по г. Москве по доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности Марусич Е.А.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика ГУ МВД России по г. Москве по доверенности Марусич Е.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, истец Верзилин В.В, третьи лица МосУ МВД России им. В.Я. Кикотя, ГУ МВД по Саратовской области, ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области в судебное заседание не явились, извещены (т. 2 л.д. 18-25).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда по доводам поданной апелляционной жалобы.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Верзилин В.В, 1975 года рождения, проходил службу в органах внутренних дел в Московском областном филиале Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя в должности помощника дежурного комендантского отделения и приказом N 275 л/с от 26.10.2018 уволен со службы в органах внутренних дел 29.10.2018 по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии); согласно приказу об увольнении на 29.10.2018 выслуга лет фио составила в календарном исчислении - 23 года 11 месяцев 28 дней, в льготном - 25 лет 01 месяц 15 дней (т. 1 л.д. 55-58).
С 30.10.2018 пенсионным органом ГУ МВД России по г. Москве истцу назначена пенсия за выслугу лет на основании п. "а" ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", исходя из выслуги лет для назначения пенсии 25 лет, ее размер составляет 14 282, 04 руб. (л.д. 112).
Согласно послужному списку и расчету выслуги лет с 09.11.1995 по 12.05.1996 Верзилин В.В. проходил службу стажером по должности милиционера охранно-конвойной службы РОВД Советского района Саратовской области, с 12.05.1996 по 01.06.1999 - в должности милиционера охранно-конвойной службы РОВД Советского района Саратовской области, с 01.06.1999 по 03.05.2004 - в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых РОВД Советского района Саратовской области и указанные периоды засчитаны в выслугу лет в календарном исчислении, в дальнейшем истец Верзилин В.В. вновь поступил на службу в органы внутренних дел и проходил ее в должности милиционера изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых РОВД Советского района Саратовской области с 03.08.2005 по 01.05.2007 и указанный период засчитан с выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении с коэффициентом 1, 5 (л.д. 57-58, 206-213).
Разрешая спор с учетом установленных по делу обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", приказами МВД России от 09.10.2004 N 640, от 20.12.2016 N 868, учитывая штатное расписание РОВД Советского района Саратовской области за спорный период (т. 1 л.д. 228-241), должностную инструкцию милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых РОВД Советского района Саратовской области (т. 1 л.д. 8, 243), а также правовую позицию в решении Верховного Суда РФ от 29.10.2012 N АКПИ12-1138, пришел к выводу об удовлетворении требований фио о включении в выслугу лет для назначения пенсии период службы с 01.01.2001 по 03.05.2004 в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых РОВД Советского района Саратовской области в льготном исчислении как один месяц службы за полтора месяца, поскольку выполнение должностных обязанностей по занимаемой истцом должности связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и
обвиняемых в совершении преступлений в изоляторе временного содержания.
Судебная коллегия полагает выводы суда основанным на положениях действующего законодательства ввиду следующего.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон от 12.02.1993 N 4468-1).
В ст. 1 Закона от 12.02.1993 N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности, это лица рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона от 12.02.1993 N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 данного Закона, определяется Правительством РФ.
Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей, установлен Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 Правительством РФ (далее - Постановление от 22.09.1993 N 941).
На основании Постановления Правительства РФ от 15.09.2000 N 690 подп. "г" п. 3 Постановления от 22.09.1993 N 941 о выслуге лет для назначения пенсий уволенным со службы, в том числе лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, на льготных условиях как один месяц службы за полтора месяца, дополнен абзацем следующего содержания "в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 01.01.2001".
В редакции Постановления от 22.09.1993 N 941, действовавшей до 12.11.2003, отсутствовало указание на необходимость соответствия должности перечню, установленному МВД России; такое указание о включении в выслугу лет службы в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в льготном исчислении по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел РФ, установлено Постановлением Правительства РФ от 12.11.2003 N 684.
При этом, несмотря на внесение изменений в указанную норму Постановлением Правительства РФ от 12.11.2003 N 684, соответствующий Перечень утвержден приказом МВД России от 09.10.2004 N 640; таким образом, в спорный период службы истца с 01.01.2001 по 03.05.2004 отсутствовал утвержденный в установленном порядке Перечень должностей, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Приказом МВД России от 09.10.2004 N 640 утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, в котором предусмотрена должность полицейского (милиционера) взвода (отделения) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания (строка 18).
На момент расчета выслуги лет Верзилину В.В. при увольнении из органов внутренних дел указанный приказ МВД России от 09.10.2004 N 640 утратил силу в связи с изданием приказа МВД России от 20.12.2016 N 868, которым утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.
Согласно разделу 2 данного Перечня, предусматривающему должности, введенные до 23.08.2014, правом на льготное исчисление выслуги лет пользуются, в том числе, полицейский, (милиционер) изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (строка 12) и полицейский, (милиционер) взвода (отделения) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания (строка 18). При этом в примечании к должностям полицейского указано, что право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий предоставляется лицам, замещавшим должности, отмеченные символом "3", введенные с 30.04.2011, непосредственно осуществлявшим функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. В отношении должностей милиционера такой оговорки нет, что свидетельствует о том, что замещение данных должностей безусловно связано с выполнением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, что и учтено судом первой инстанции при принятии обжалуемого судебного решения.
Также судом правомерно учтено, что в спорный период с 01.01.2001 по 03.05.2004 должности в изоляторах временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц и подразделениях конвойной службы милиции, как и сами подразделения именовались в соответствии с приказом МВД России от 30.12.1993 N 605 "Об утверждении типовых штатов изоляторов для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц и подразделений конвойной службы милиции", конвойные отделения входили в состав изоляторов временного содержания, являясь их структурными подразделениями, а приказом МВД России от 20.05.2004 N 309 приказ МВД РФ от 30.12.1993 N 605 признан утратившим силу, утверждены новые типовые штаты изоляторов временного содержания, в соответствии с которыми конвойные отделения стали именоваться отделениями охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.
Более того, период службы истца в должности милиционера изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых РОВД Советского района Саратовской области с 03.08.2005 по 01.05.2007 засчитан с выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении в бесспорном порядке, при этом каких-либо обоснований отличий выполнения должностных обязанностей по должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых РОВД Советского района Саратовской области в спорный период и по должности милиционера изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых РОВД Советского района Саратовской области с 03.08.2005 по 01.05.2007 суду не представлено.
При таких данных, оснований полагать, что спорный период с 01.01.2001 по 03.05.2004 не подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении судом правомерно не установлено.
Доводы апелляционной жалобы ГУ МВД России по г. Москве о том, что оно является ненадлежащим ответчиком, поскольку оформление расчета выслуги лет не относится к его компетенции и осуществляется по последнему месту службы, в данном случае - МосУ МВД России им. В.Я. Кикотя, не влекут отмену решения суда, поскольку из материалов дела следует, что расчет выслуги лет проверяется и утверждается начальником ЦПО ГУ МВД России по г. Москве, равно как им же утверждается заключение о назначении пенсии (т. 1 л.д. 112, 115) и в соответствии с приказом МВД России от 09.01.2018 N 7 пенсионное обеспечение пенсионеров МВД России в системе МВД России осуществляется центрами пенсионного обслуживания, отделами (отделениями, группами) пенсионного обслуживания центров финансового обеспечения территориальных органов МВД России на региональном уровне во взаимодействии с кадровыми, финансовыми, медицинскими, правовыми подразделениями системы МВД России.
Кроме того, именно ввиду замены ненадлежащих ответчиков МосУ МВД России им. В.Я. Кикотя и ГУ МВД России по Саратовской области на надлежащего - ГУ МВД России по г. Москве в лице Центра пенсионного обслуживания (ЦПО) определением Рузского районного суда Московской области от 29.01.2020 дело передано по подсудности в Тверской районный суд города Москвы и указанное определение ГУ МВД России по г. Москве не обжаловано.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, правильно определилюридически значимые обстоятельства, которые подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, а нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат правовых оснований, установленных в ст. 330 ГПК РФ, поскольку основаны на неверном толковании подлежащего применению законодательства, связи с чем судебная коллегия в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в поданной апелляционной жалобе.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда города Москвы от 23 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ МВД России по г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.