Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В., и судей Заскалько О.В., Масленниковой Л.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Громовой М.Ю., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Щербинского районного суда города Москвы от 13 ноября 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к Управлению социальной защиты населения Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы о признании права на социальные пособия - отказать;
установила:
фио обратился в суд с иском к ответчику УСЗН Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы о признании незаконным решения от 16.06.2017 N *** об отказе в предоставлении государственной услуги "Назначение единовременной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка", признании права на данную выплату, обязании назначить и предоставить вышеуказанную единовременную компенсационную выплату; признании незаконным решение от 12.09.2017 N *** об отказе в предоставлении государственной услуги "Назначение дополнительного единовременного пособия в связи с рождением ребенка молодым семьям", признании права на дополнительное единовременное пособие, обязании назначить и представить дополнительное единовременное пособие.
В обоснование заявленных требований истец фио указал, что в связи с рождением в семье второго ребенка, фио, паспортные данные, 25.05.2017 в электронной форме подал заявление через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) г. Москвы на предоставление единовременной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка. Решением Московского ОСЗН УСЗН Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы от 16.06.2017 N *** истцу отказано в назначении единовременной компенсационной выплаты. 08.09.2017 истец фио в электронной форме подал запрос (заявление) на назначение дополнительного единовременного пособия в связи с рождением ребенка молодым семьям. Решением Московского ОСЗН УСЗН Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы от 12.09.2017 N *** отказано в предоставлении данной услуги. В качестве единственного основания для отказа в предоставлении государственных услуг Московский ОСЗН УСЗН Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы указал на отсутствие у истца права на получение государственных услуг в связи с тем, что на момент подачи заявления (на момент рождения ребенка) ни один из родителей не был зарегистрирован по месту жительства в Москве. Полагая свои права нарушенными, истец обратился с данным иском в суд.
Истец фио в судебном заседании при рассмотрении дела в суде первой инстанции заявленные исковые требования поддержал. Представитель третьего лица Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы фио в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец фио, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагая возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие надлежаще извещенных представителей ответчика УСЗН Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы и третьего лица Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца фио, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы и материалам дела, имеются.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец фио состоит в зарегистрированном браке с фио с 13.08.2010.
фио является отцом детей - фио, паспортные данные, и фио фио, паспортные данные.
Как следует из искового заявления истца, в связи с рождением в семье второго ребенка истец в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги "Назначение единовременной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка", утвержденного постановлением Правительства Москвы Постановление Правительства Москвы от 24.01.2006 N 37-ПП, в электронной форме подал запрос (заявление) на предоставление указанной государственной услуги с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы (дата подачи и регистрационный номер запроса на предоставление государственной услуги: 25.05.2017 N... /17).
Решением Московского отдела социальной защиты населения Управления социальной защиты населения Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы от 16.06.2017 N *** отказано в предоставлении указанной государственной услуги.
В соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги "Назначение дополнительного единовременного пособия в связи с рождением ребенка молодым семьям", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 06.04.2004 N 199-ПГГ, истец в электронной форме подал запрос (заявление) на предоставление указанной государственной услуги с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы (дата подачи и регистрационный номер запроса на предоставление государственной услуги: 08.09.2017 N... /17).
Решением Московского отдела социальной защиты населения Управления социальной защиты населения Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы от 12.09.2017 N *** отказано в предоставлении указанной государственной услуги.
В качестве основания для отказа в предоставлении государственных услуг Московский ОСЗН указал на отсутствие у истца права на получение государственных услуг в связи с тем, что на момент подачи заявления (на момент рождения ребенка) ни один из родителей не был зарегистрирован по месту жительства в Москве.
В целях проведения адресной социальной политики, направленной на создание условий для повышения уровня жизни семей с детьми, был принят Закон г. Москвы от 23.11.2005 N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве", регулирующий отношения по предоставлению семьям с детьми денежных выплат и других мер социальной поддержки.
Согласно статье 1 названного Закона действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве.
Место жительства граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливается по данным органов регистрационного учета.
Порядок и условия предоставления единовременной компенсационной выплаты установлены Положением о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 24.01.2006 N 37-ПП.
Право на единовременную компенсационную выплату имеет один из родителей ребенка, имеющий место жительства в Москве. В случае, если один из родителей не имеет места жительства в Москве, единовременная компенсационная выплата назначается и выплачивается родителю, имеющему место жительства в Москве, при условии, что совместно с ним проживает ребенок, в связи с рождением которого назначается единовременная компенсационная выплата.
Право на единовременную компенсационную выплату определяется на день обращения за государственной услугой.
Государственная услуга "Назначение единовременной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка" предоставляется в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 24.01.2006 N 37-ПП.
В соответствии с п. 2.5.1.1.2 Регламента, для предоставления государственной услуги предоставляется документ, удостоверяющий личность заявителя, содержащий сведения о месте жительства в городе Москве.
В соответствии с п. 2.5.1.1.8 Регламента, для предоставления государственной услуги предоставляется документ, содержащий сведения о месте жительства в городе Москве ребенка, в связи с рождением которого предоставляется государственная услуга (в случае, если второй родитель не имеет места жительства в городе Москве).
Вопросы предоставления дополнительного единовременного пособия в связи с рождением ребенка молодым семьям регулируются Законом города Москвы от 30.09.2009 N 39 "О молодежи" (Закон N 39) и Положением о порядке назначения и выплаты дополнительного единовременного пособия в связи с рождением ребенка молодым семьям, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 06.04.2004 N 199-ПП (Положение).
В соответствии с частью 3 ст. 1 Закона N 39 и п. 1.1 Положения, право на получение дополнительного единовременного пособия имеет один из родителей, усыновителей ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, в молодой семье, в которой оба или единственный родитель, усыновитель не достигли возраста 30 лет. К ним относятся: родители, усыновители, оба имеющие место жительства в городе Москве (независимо от гражданства второго родителя, усыновителя); родители, усыновители, если один из них имеет место жительства в городе Москве совместно с ребенком, на которого назначается дополнительное единовременное пособие, а другой - за пределами территории города Москвы (независимо от его гражданства).
Наличие права на дополнительное единовременное пособие (возраст, гражданство и место жительства родителей) определяется на день рождения ребенка (пункт 1.4 Положения).
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований о признании права на социальные пособия, суд первой инстанции руководствовался приведенными положениями закона и исходил из того, что семья на день обращения за государственной услугой зарегистрирована в Москве по месту пребывания и не имела места жительства в Москве и на дату рождения второго ребенка фио (паспортные данные) ни один из родителей не имел место жительство в городе Москве. При этом суд указал, что место жительства в городе Москве определяется по данным органов регистрационного учета и не зависит от фактического проживания на территории города Москвы, отклонив таким образом доводы истца о том, что он и его семья с 2011 года постоянно проживают в городе Москве, осуществляют трудовую деятельность в городе Москве, занимают жилое помещение по договору найма от 21.03.2013, 02.09.2015, а 09.12.2015 семьей заключено соглашение об уступке права требования по договору участия в долевом строительстве от 18.10.2013.
Между тем судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1). Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2).
Исходя из положений ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации у гражданина не может быть более одного места жительства.
По смыслу приведённых нормативных положений в их системной взаимосвязи, правом на предусмотренную Законом города Москвы от 23.11.2005 N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" меру поддержки обладают лица, имеющие место жительства в городе Москве, которое устанавливается по данным органов регистрационного учёта. При этом место жительства в городе Москве должны иметь как заявитель, так и ребёнок.
Вместе с тем заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие место жительства в городе Москве ребенка. Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из искового заявления, истец фио и его семья с 2011 года проживают в городе Москве, фио родилась в г. Москве, зарегистрирована по месту пребывания по месту жительства отца, о чем в материалы дела представлены договоры найма жилого помещения от 21.03.2013 N 27/16-13, от 18.09.2013, от 02.09.2015 N б/н, справки с места работы истца в г. Москве, сведения из медицинских учреждений г. Москвы о прикреплении членов семьи и о получении медицинских услуг, сведения Департамента образования г. Москвы о постановке на учет несовершеннолетнего фио для устройства в дошкольное учреждение г. Москвы, соглашение от 09.12.2015 N ПМ/3Ф/... об уступке права требования по договору участия в долевом строительстве от 18.10.2013 N 2МКР/...
Принимая во внимание изложенное, место жительства истца и его несовершеннолетнего ребенка является г. Москва, и право на получение социальных пособий по единовременной компенсационной выплате на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка и дополнительного единовременного пособия в связи с рождением ребенка молодым семьям, установленными, установленные Законом города Москвы от 23.11.2005 N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" не может быть ограничено отсутствием регистрации истца и ребенка по месту жительства.
Таким образом, выводы суда первой инстанции, сделанны без учета подлежащих применению к спорным отношениям положений нормативных правовых актов, представленных по делу доказательств, в связи с чем судебная коллегия признает его неправомерным, а решение суда подлежащим отмене с принятием нового об удовлетворении заявленных требований.
Поскольку основанием для отказа в назначении единовременной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с рождением (усыновление) второго ребенка и дополнительного единовременного пособия в связи с рождением второго ребенка молодым семьям, указано только отсутствие места жительства в г. Москве, иных оснований для отказа не приведено, судебная коллегия приходит к выводу о признании незаконными решений Московского отдела социальной защиты населения Управления социальной защиты населения Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы от 16.06.2017 N ***, от 12.09.2017 N *** об отказе фио в предоставлении государственных услуг "Назначение единовременной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка", "Назначение дополнительного единовременного пособия в связи с рождением ребенка молодым семьям".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Щербинского районного суда г. Москвы от 13 ноября 2020 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконными решения Московского отдела социальной защиты населения Управления социальной защиты населения Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы от 16.06.2017 N ***, от 12.09.2017 N *** об отказе фио в предоставлении государственных услуг "Назначение единовременной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка", "Назначение дополнительного единовременного пособия в связи с рождением ребенка молодым семьям".
Признать за фио право на единовременную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с рождением (усыновление) второго ребенка и дополнительное единовременное пособие в связи с рождением второго ребенка молодым семьям.
Обязать Управление социальной защиты населения Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы назначить и предоставить фио единовременную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с рождением (усыновление) второго ребенка и дополнительное единовременное пособие в связи с рождением второго ребенка молодым семьям.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.