Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Иваненко Ю.С, судей Павловой И.П, Анашкина А.А, при помощнике судьи Некрашевич ЕА, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Анашкина А.А. дело по апелляционной жалобе Свиридова И.Ю. на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 05 ноября 2020 г, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Свиридова Игоря Юрьевича к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании незаконным решения Департамента о снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений и об отказе в предоставлении жилого помещения, обязании устранить допущенные нарушения, принять решение о предоставлении жилого помещения, - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Свиридов И.Ю. обратился в суд с данным иском и в обоснование заявленных требований указал о том, что в период его прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в г..Рязани в 2005 году ему и членам его семьи на основании ордера было предоставлено жилое помещение по адресу: г..Рязань, ХХХ. В связи с регистрацией его и его дочери Мишкиной Д.И. с ее детьми по месту прохождения военной службы после назначения в 2005 года в г..Москву, ХХХ, решением жилищной комиссии в/ч ХХ был признан нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания в г..Москве в составе 4х человек: он, супруга Свиридова Л.Н, дочь Свиридова А.И, дочь Мишкина Д.И. В связи с тем, что в г..Москве жильем обеспечен не был, супруга и дочь Свиридова А.И, ХХХ г..р. остались проживать в г..Рязани. В 2009 году брак между ним и супругой был расторгнут. Решением Московского районного суда г..Рязани от 16.07.2010г. в связи с проживанием в квартире по адресу: г..Рязань, ХХХ, был признан утратившим право пользования данной квартирой. Решением жилищной комиссии состав его семьи был изменен на двух человек, в очереди на получение жилья остались он и его дочь Мишкина Д.И. В 2013 года супруга с младшей дочерью Савиридовой А.И. приватизировали указанную квартиру, извещением N ХХХ Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ его известили о том, что ему на состав из двоих человек распределено жилое помещение по адресу: г..Москва, ХХХ, в связи с чем, он подал рапорт об увольнении и был уволен в запас с оставлением в списках очередников на получение жилой площади.
Из-за проблем со сдачей дома в эксплуатацию решение о предоставлении распределенной квартиры долгое время не принималось, он вместе с дочерью Мишкиной Д.И. и внуками вернулся в Рязань, где стал проживать вместе с указанными лицами в квартире по адресу: г..Рязань, ХХХ, оставаясь зарегистрированным по адресу войсковой части в г..Москве. 24.01.2017г. он и дочь Мишкина Д.И. зарегистрировались по месту пребывания в данной квартире. 11 марта 2017г. вновь заключил брак со Свиридовой Л.Н. 10 апреля 201г. супруга безвозмездно передала в собственность муниципального образования - городской округ Рязань занимаемое ими жилое помещение по адресу: г..Рязань, ХХХ, ХХХ 2017 года на данную квартиру его супругой был заключен договор социального найма. Поскольку он с дочерью Мишкиной Д.И. и её детьми остались зарегистрированы в г..Москве, в договор найма данного жилого помещения включены не были. В связи с заключением брака и возвращением в указанную квартиру обратился в Департамент с заявлением об уточнении состава семьи, а именно, о постановке в очередь вместе с ним его супруги и несовершеннолетней дочери Свиридовой А.И, однако решением Департамента от ХХХ2017г N ХХХ его и членов его семьи сняли с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, ввиду того, что квартира по адресу: г..Рязань, ХХХ, приватизирована и в ней на каждого члена его семьи приходится более учетной нормы общей площади жилого помещения в г..Москве. По результатам его обращения о пересмотре указанного решения в порядке досудебного урегулирования спора, Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ 27 июня 2018 года принял решение N ХХХ об отмене ранее принятого решения и он с дочерью Мишкиной Д.И. был восстановлен на учете нуждающихся, а его супруга и вторая дочь Свиридова А.И. были приняты на учет нуждающихся в качестве членов его семьи.
При обращении в 2018 году в Департамент о включении проживающих вместе с ним внуков о включении их в очередь на получение жилья в составе его семьи, ему было предложено представить соответствующее решение суда. Извещением Департамента N ХХХ от ХХХ.2019г. ему на состав семьи из четырех человек распределено жилое помещение общей площадью 73, 0 кв.м. по адресу: г..Москва, ХХХ. При обращении в Департамент для принятия решения о предоставлении данной квартиры в его собственность, решением N ХХХ от ХХХ 2019г. Департамент отменил ранее принятое решение от ХХХ 2018г N ХХХ и он с членами семьи был снят с учета нуждающихся в обеспечении жильем на том основании, что на момент увольнения в 2016 году уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения его и членов его семьи превышал размер учетной нормы в г..Москвы - 10 кв.м. на одного человека, так как жилое помещение, предоставленное ему и членам его семьи в период его службы, принадлежало Свиридовой Л.Н. и Свиридовой А.Ю.
Поскольку он, Свиридов И.В, как уволенный с военной службы по льготному основанию и имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет, обладает правом на обеспечение жилым помещением в избранном месте жительства, которое до настоящего времени им реализовано не было, препятствий для сдачи ранее полученного жилого помещения нет, каких-либо несоответствующих действительности сведений, послуживших основанием для принятия его на учет, им в уполномоченный орган не сообщалось, просит признать незаконным решение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ N ХХХ от ХХХ 2019г. об отказе в предоставлении жилого помещения общей площадью 73, 0 кв.м, расположенного по адресу: г..Москва, ХХХ, признать незаконным решение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ N ХХХ от ХХХ 2019г о снятии его и членов его семьи с учета нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых для постоянного проживания, обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ устранить допущенные нарушения жилищных прав и восстановить его, Свиридова И.Ю, и членов его семьи на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, принять решение о предоставлении ему, Свиридову И.Ю, и членам его семьи жилого помещения общей площадью 73, 0 кв.м, расположенного по адресу: г..Москва, ХХХ.
Истец Свиридов И.Ю. в судебное заседание не явился, обеспечил явку своего представителя по доверенности Дарченко Е.Н, который исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ по доверенности Турченков С.В. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещался.
Третьи лица Свиридова Л.Н, Свиридова А.И, Мишкина Д.И. в судебное заседание не явились, извещались.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит Сивридов И.Ю, по доводам апелляционной жалобы, в частности потому, что судом неверно оценены представленные доказательства по делу.
Представитель Сивридова И.Ю. по доверенности Стребков М.М. в заседание судебной коллегии явился, доводы жалобы поддержал.
Представители ответчиков ДГИ г. Москвы, Министерства обороны РФ, третьи лица Свиридова Л.Н, Свиридова А.И, Мишкина Д.И. в судебное заседание не явились, извещены.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ дело коллегией рассмотрено в пределах доводов жалобы.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя Свиридова И.Ю. по доверенности Стребкова М.М, изучив доводы жалобы, находит решение подлежащим оставлению без изменений, а жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу п. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу ст.ст. 3-9 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 г. "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч. 5 ст. 50 ЖК РФ).
На основании Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" установлена учетная норма (минимальный размер общей площади жилого помещения, определяющий обеспеченность граждан жилым помещением) для отдельных квартир в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на жилищное обеспечение по линии Министерства обороны российской Федерации имеют военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и совместно проживающие с ними члены их семей, состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях в Министерстве обороны российской Федерации, и военнослужащие, увольняемые с военной службы после 1 января 2005г.
Согласно пункту 5 статьи 2 указанного закона к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении у военнослужащих.
Как следует из материалов дела, решением жилищной комиссии Свиридов И.Ю. 29 марта 2006г. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации Свиридову И.Ю. было распределено жилое помещение по договору социального найма по адресу: г. Москва, ХХХ, на состав из 4- х человека (он, жена - Свиридова Л.Н, дочь - Мишкина (Свиридова) Д.И, дочь - Свиридова А.И.) общей площадью 73, 0 кв.м.
Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации 23 августа 2019г. было вынесено решение об отказе в предоставлении вышеуказанного жилого помещения и снятии с учета нуждающихся Свиридова И.Ю. и членов его семьи.
Отказывая в предоставлении жилого помещения по адресу:
г. Москва, ХХХ, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации исходил из того, что на момент увольнения в 2016г. уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения Свиридова И.Ю. и членов его семьи превышал размере учетной нормы, установленные в г. Москве (10 кв.м. на одного человека), так как жилое помещение, предоставленное в период прохождения военной службы Свиридову И.Ю. и членам его семьи принадлежало на праве собственности Свиридовой Л.Н. и Свиридовой А.И.
По линии Министерства обороны Российской Федерации в связи с прохождением военной службы в 2005 году на состав семьи 4 человека (он, жена - Свиридова Л.Н, дочь - Мишкина (Свиридова) Д.И, дочь - Свиридова А.И.) было предоставлено жилое помещение общей площадью 70, 8 кв. м, расположенное по адресу: Рязанская область, ХХХ.
В последующем брак между Свиридовым И.Ю. и Свиридовой Л.Н. прекращен 18 мая 2009г, что подтверждается свидетельством о расторжении брака ГУ ЗАГС Рязанской области территориального отдела от 24.08.2010г.
Решением Московского районного суда г. Рязани от 16 июля 2010г. Свиридов И.Ю. был признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Рязанская область, ХХХ, при этом, суд установил, что с 2005г. Свиридов И.Ю. в данном жилом помещении не проживал.
В соответствии с выпиской Единого государственного реестра недвижимости от 24 мая 2018г, бывшей супруге истца - Свиридовой Л.Н. и дочери Свиридовой А.И. с 20 мая 2013г. по 21 апреля 2017г. принадлежала на праве общей долевой собственности жилое помещение общей площадью 70, 8 кв. м, расположенное по адресу: Рязанская область, ХХХ, на основании договора передачи данного жилого помещения в собственность от ХХХ 2012 г. N ХХХ.
Свиридов И.Ю. с 28 декабря 2010 г. и дочь Мишкина Д.И. с 7 сентября 2012 г. зарегистрировались по месту жительства по адресу дислокации войсковой части расположенной по адресу: г. Москва, ХХХ.
На основании выписки из приказа командующего дальней авиацией по личному составу от 2 декабря 2016 г. Свиридов И.Ю. уволен с военной службы в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.
Согласно свидетельства о заключении брака Главного управления ЗАГС Рязанской области территориального отдела ЗАГС N 1 по г. Рязани от ХХХ 2017г, Свиридов И.Ю. и Свиридова Л.Н. зарегистрировали брак ХХХ 2017 г.
Разрешая исковые требования по существу, суд правомерно применил к спорным правоотношениям положения указанных выше правовых норм и пришел к обоснованным выводам об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку с 20 мая 2013г. по 21 апреля 2017г. жилое помещение общей площадью 70, 8 кв. м, расположенное по адресу: Рязанская область, г. Рязань, ХХХ принадлежало на праве общей долевой собственности супруге истца Свиридовой Л.Н. и его дочери Свиридовой А.И. и пришел к правильному выводу, что на момент увольнения в 2016г. уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения Свиридов И.Ю. и членов его семьи превышал размер учетной нормы, установленный в г. Москве (10кв. м на одного человека), оснований состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания от Министерства обороны Российской Федерации у истца и членов его семьи не имеется.
Судебная коллегия соглашается с доводами суда, поскольку данные выводы основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что при вынесении обжалуемого решения суд нарушил нормы материального права, не учел, что истец не обеспечивался жилым помещением для постоянного проживания.
Указанные доводы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований к отмене решения.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Пунктом 18 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ предусмотрено, что право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз. Граждане, уволенные с военной службы и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, выбранных ими в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы.
Таким образом, предоставляя определенной Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать предоставленное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение.
При этом, если военнослужащий распорядился ранее занимаемым жилым помещением, предоставленным ему в связи с военной службой в пользу членов своей семьи, и не может его сдать в установленном порядке, то он, по общему правилу, не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий посредством предоставления жилого помещения Министерством обороны.
Учитывая, что в период военной службы Свиридов И.Ю. был обеспечен жилым помещением, по адресу: г. Рязань, ХХХ, которое впоследствии Свиридов И.Ю. не сдал, оставил бывшей жене, с учетом положений п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ снятие Свидидова И.Ю. с жилищного учета является правомерным.
Ссылки истца в апелляционной жалобе на п.1 обзора судебной практики по рассмотрению военными судами дел за 2017 г, коллегия находит несостоятельными с учетом того, что доводы истца о том, что он согласен сдать в Министерство обороны ранее полученную квартиры в г. Рязани не могут быть признаны состоятельными, поскольку между 05 мая 2017 г. супругой истца Свиридовой Л.Н. и Министерством обороны г. Рязань заключен договор социального найма, в случае расторжения которого квартира N ХХХ по ХХХ в г. Рязани перейдет в распоряжение МО г. Рязани, не ДЖО Минобороны РФ.
Таким образом, доводы истца о том, что указанная квартира может быть им возвращена в собственность ДЖО Минобороны РФ несостоятельны.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неверно оценены представленные доказательства по делу, не могут служить основаниями к отмене решения суда, поскольку с амо по себе, несогласие истца с произведенной судом оценкой доказательств не является основанием к отмене постановленного судом решения, поскольку не свидетельствует о неправильности изложенных в решении суда выводов.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
В целом доводы, изложенные в апелляционных жалоб, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Савеловского районного суда г. Москвы от 05 ноября 2020 г, оставить без изменения, апелляционную жалобу Свиридова И.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.