Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Пашкевич А.М.
судей фио и фио
при помощнике судьи Фурманове П.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, гражданское дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Бабушкинского районного суда адрес от 14 апреля 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Болдырева Владимира Дмитриевича к адрес филиал "Сочинский" о защите прав потребителей - отказать, УСТАНОВИЛА:
Болдырев В.Д. обратился в суд с иском к адрес филиал "Сочинский" об обязании произвести перерасчет по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: адрес, адрес за периоды временного отсутствия с 01 января 2020 года по 25 января 2020 года и с 11 марта 2020 года по 28 сентября 2020 года.
В обоснование заявленных требований истец указал, что постоянно зарегистрирован по адресу: адрес и ежемесячно оплачивает коммунальные услуги, в том числе, услуги по вывову твердых коммунальных отходов. Также, он является единственным собственником квартиры, расположенной по адресу: адрес, адрес. С 01 января 2020 года по данному адресу адрес филиал "Сочинский" оказывает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами из расчета по установленному тарифу на 1 человека, т.е. начисление производится по числу собственников квартиры. Мусоропроводом многоквартирный дом по указанному адресу не оборудован, ТКО выносятся жильцами отдельно в стоящие на соседней улице вне придомовой территории мусорные контейнеры, в связи с чем, коммунальная услуга по обращению с ТКО не входит в состав расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома. Данная услуга не относится к услугам на ОДН, перерасчет которых, в связи с отсутствием потребителя прямо запрещен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме и жилых домах. В принадлежащей квартире истцу в адрес, он проживает по 2-3 раза в год в среднем по 2-3 недели. В 2020 году истец проживал в адрес в период с 26.01.2020 г. по 11.03.2020 г. и с 29.09.2020 г. по 06.10.2020 г. В период с 04.02.2020 г. по 02.10.2020 г. истец неоднократно обращался к ответчику с письменным заявлением о производстве перерасчета оплаты за время его временного отсутствия с предоставлением подтверждающих документов, однако 31.07.2020 г. в производстве перерасчета ему ответчиком было отказано.
Истец Болдырев В.Д. и его представитель, действующий на основании доверенности, фио в судебное заседание явились, доводы искового заявления поддержали.
Представитель ответчика адрес филиал "Сочинский" о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечили. Ранее ответчик представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Болдырев В.Д.
Представитель ответчика адрес филиал "Сочинский" в заседание апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствии представителя ответчика в соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав истца фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Суд первой инстанции установилюридически значимые по делу обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам, руководствовался положениями подлежащих применению к спорным правоотношениям нормами права и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. ч. 3, 4 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Ч астью 4 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, марка автомобиля, бытовой марка автомобиля в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Статьей 2 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Вопросы сбора и утилизации твердых коммунальных отходов урегулированы в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 641 (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами" и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В соответствии с пунктом 148(34) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
В пункте 148(24) Правил N 354 предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право, в том числе требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия в занимаемом жилом помещении.
В силу пункта 148(22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В соответствии с пунктом 148(44) Правил N 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
В силу части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой, исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 148(36) Правил N 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Согласно пункту 56(2) Правил определено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что собственником жилого помещения по адресу: адрес, адрес является Болдырев В.Д. В вышеуказанном жилом помещении никто не зарегистрирован.
По лицевому счету, открытому на имя истца, выставляются счета по услуге "обращение с твердыми коммунальными отходами".
Размер ежемесячной платы за обращение с ТКО по адресу: адрес, адрес составляет сумма
Согласно представленным квитанциям по лицевому счету оплата данных услуг в 2020 году истцом не производилась.
Болдырев В.Д. 12 марта 2020 г. обратился к ответчику с заявлением об освобождении от оплаты за коммунальную услугу по обращению с ТКО по квартире, расположенной по адресу: адрес, адрес, ссылаясь на то, что в данной квартире никто не зарегистрирован и не проживает.
Согласно представленному ответу адрес филиал "Сочинский" от 31.07.2020 года N 1.3/2-1188 в удовлетворении заявления истца было отказано.
Установив указанные обстоятельства, применив вышеприведенные нормы права, суд первый инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Разрешая спор, суд правильно исходил из того, что неиспользование Болдыревым В.Д. жилого помещения (не проживание в данном помещении) не является временным отсутствием потребителя, применяемым в Правилах N 354 для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения истца, как собственника жилого помещения, от оплаты соответствующей коммунальной услуги, в частности услуги по обращению с ТКО, что порядок перерасчета платы за услугу, которую потребители обязаны оплачивать как собственники помещения, в котором не проживает ни один потребитель, ни Правилами N 354, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен.
Также судом было верно отмечено, и не отрицалось истцом, что ответчиком обязательства по вывозу ТКО выполняются, при этом истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о его самостоятельной утилизации твердых бытовых отходов, в том числе данных о заключении Болдыревым В.Д. договоров утилизации бытовых отходов с иной специализированной организацией, отказа от исполнения договора на оказание услуг, обращения с заявлением к ответчику о перерасчете указанных в платежных документах сумм задолженностей, в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю.
Судебная коллегия соглашается с приведенными в решении суда первой инстанции выводами, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах и сделаны при правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что он имеет право на перерасчет размера оплаты за период своего временного отсутствия в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении, несостоятельны, поскольку в силу в положений ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом п. 148(36) Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 N 354, прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом юридически значимые по делу обстоятельства установлены полно и правильно и основаны на представленных сторонами доказательствах.
Иные доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для перерасчета оплаты за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия собственника по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, применением норм права, и повторяют изложенную ранее заявителем позицию, которая была предметом исследования и оценки суда и была им правомерно отвергнута. Оснований для иной оценки исследованных доказательств судебная коллегия не усматривает.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для признания их ошибочными и отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 238-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бабушкинского районного суда адрес от 14 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца фио - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.