Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пильгуна А.С, судей Раскатовой Н.Н, Васильевой Е.В, при ведении протокола помощником Тутуниной О.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества г.Москвы на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 22 апреля 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования Евлахова П*П*, Евлаховой Т*П* - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Департамента городского имущества г. Москвы, изложенное в Уведомлении о приостановке перерегистрации в связи с недостающими документами от 15.10.2019г. NДГИ-166449/19-(0)-1.
Обязать Департамент городского имущества г. Москвы рассмотреть вопрос о перерегистрации учетного дела ***.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать, УСТАНОВИЛА:
Евлахов П.П, Евлахова Т.П. обратились в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о предоставлении жилой площади в порядке улучшения жилищных условий, признании незаконным решения о приостановлении перерегистрации учетного дела.
Исковые требования мотивированы тем, что семья истцов состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2000 года. Уведомлением от 15.10.2019 г. N ДГИ-166499/19-(0)-1 Департамент городского имущества г. Москвы приостановил перерегистрацию в связи с не предоставлением документов в отношении Д*, с которым член семьи истцов Дюкова Е.П. состоит в браке с 2017 года. Полагая свои права нарушенными, уточнив исковые требования, истцы просили суд признать незаконным решение Департамента городского имущества г. Москвы о приостановлении перерегистрации учетного дела, возложить на ответчика обязанность предоставить семье Евлаховых отдельное жилое помещение по договору социального найма.
Представитель истцов в судебном заседании суда первой инстанции исковые уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Давыдова К.А. в судебном заседании иск не признала, просила в его удовлетворении отказать по доводам, изложенным в возражениях.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, в связи с чем суд посчитал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, в своей апелляционной жалобе просит представитель ответчика Департамента городского имущества г.Москвы, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истцов Евлахова П.П, Евлаховой Т.П. по доверенности Афонниковой Н.Н, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участвующих в деле лиц, которые о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии со ст. ст. 49, 50 ЖК РФ постановка на учет, предоставление жилых помещений, снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ жилое помещение предоставляется по договору социального найма малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
На основании ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно ч. 5 ст. 21 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" при принятии решений о предоставлении в пользование или об оказании помощи в приобретении в собственность жителями города Москвы жилых помещений уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы осуществляется проверка сведений о наличии у заявителя и членов семей иных жилых помещений (частей жилых помещений), в отношении которых они обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности, а также о совершении ими действий, указанных в статье 10 настоящего Закона.
В соответствии с п. 7.1. Порядка учета граждан в целях реализации городских жилищных программ, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 09 сентября 2008 года N 815-ПП "О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ" Департамент городского имущества города Москвы в целях подтверждения оснований, позволяющих жителям города Москвы состоять на жилищном учете, а также выявления совершения за последние пять лет действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в том числе перед принятием Департаментом городского имущества города Москвы распоряжения о предоставлении в пользование или приобретении в собственность жилых помещений с помощью города Москвы, осуществляет перерегистрацию жителей города Москвы, состоящих на жилищном учете, согласно положениям Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" и в соответствии с Порядком осуществления перерегистрации жителей города Москвы, включенных в список принятых на жилищный учет, утвержденным правовым актом Департамента городского имущества города Москвы.
В ходе перерегистрации без участия граждан осуществляется: запрос выписки и информации из Реестра и Базового регистра, документов из органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений города Москвы инженерных служб районов и (или) административных округов, управляющих организаций или аналогичных организаций, органов здравоохранения и других необходимых для проведения перерегистрации документов; внесение в установленном порядке изменений в учетное дело; подготовка и принятие решения Департамента городского имущества города Москвы о снятии граждан с учета;- внесение необходимых данных в Реестр; приобщение к материалам учетного дела полученных документов.
На основании п.7.3. Порядка в случае отсутствия возможности самостоятельного получения Департаментом городского имущества города Москвы документов, необходимых для проведения перерегистрации граждан, с использованием межведомственного информационного взаимодействия, в том числе посредством доступа к сведениям Базового регистра, документы, необходимые для проведения перерегистрации, запрашиваются Департаментом городского имущества города Москвы у граждан, состоящих на учете.
Как предусмотрено п.7.4. Порядка, все изменения, выявленные в ходе осуществления перерегистрации граждан, отражаются в Реестре, а полученные документы приобщаются к материалам учетного дела.
В соответствии с п. 7.6. Порядка при проведении перерегистрации граждан, состоящих на учете, наряду с проверкой сохранения за ними оснований и права состоять на жилищном учете или быть признанными нуждающимися в содействии города Москвы уточняются имеющиеся в деле паспортные и иные личные данные заявителей, состав семьи, а также подтверждается наличие льгот (в случае если они были установлены).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что семья Евлахова П.П. из 5 человек (он, Евлахова Т.П, Дюкова Е.П, Гафурова А.М, Гафуров М.Г.) с 2000 года состоит на жилищном учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, учетное дело N ***, проживают по адресу: *** общей площадью 53, 50 кв.м.
С 19.08.2017 года Дюкова Е.П. состоит в зарегистрированном браке с Д*
Уведомлением Департамента городского имущества г. Москвы от 15.10.2019 года N ДГИ-166449/19-(0)-1 истцам сообщено о приостановлении перерегистрации учетного дела в связи с отсутствием необходимых документов в отношении Д*, а именно справки о замене паспортов Д* с реквизитами паспортов, имевшихся с момента прибытия на территории РФ по 31.01.2003 (в том числе с реквизитами паспорта, с которым Д* прибыл на территорию РФ); справок с места жительства Евлахова П.П. и с места жительства Д* с указанием площади жилого помещения (включающей площадь балконов, лоджий, веранд или террас), общей площади (без площади помещений вспомогательного использования), жилой площади, количества комнат в жилом помещении, количества зарегистрированных в нем граждан и родственных отношений между ними (финансовый лицевой счет и выписка из домовой книги, единый жилищный документ или др.); архивных выписок из домовых книг/справок с указанием периода проживания с прежних мест жительства Д* в период с 11.07.1991 г. (в случае прибытия на территорию РФ) по 14.02.1995 г.; справок из территориальных отделений Бюро технической инвентаризации о наличии (отсутствии) жилой площади у Д* на праве собственности с прежних мест жительства в период с 11.07.1991 г. по 14.02.1995 г.
Руководствуясь положениями ст. ст. 49, 50, 57 ЖК РФ, ст.ст. 1, 9, 20, 21 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", а также постановлением Правительства Москвы от 09 сентября 2008 года N 815-ПП "О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ", оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении иска.
Признавая незаконным решение Департамента городского имущества г. Москвы о приостановлении перерегистрации учетного дела семьи истца в связи с отсутствием документов в отношении Д*, суд исходил из того, что Д* совместно с семьей истцов на жилищном учете не состоял и не состоит, на улучшение жилищных условий не претендует, наличие либо отсутствие у него на праве собственности и пользования каких-либо жилых помещений, приобретенных до вступления в брак с Дюковой Е.П, не влияет на уровень жилищной обеспеченности семьи истцов, так как они права пользования данным жилым помещениями не приобрели, соответственно, необходимость требовать предоставления в отношении Д* архивных выписок из домовых книг, а также копий справок из организаций, регистрировавших права собственности граждан на жилые помещения, за период предшествующий вступлению Д* в брак с Дюковой Е.П, у Департамента городского имущества г.Москвы отсутствовала.
При таком положении суд правомерно пришел к выводу о возложении на Департамент городского имущества г.Москвы обязанности рассмотреть вопрос о перерегистрации учетного дела семьи истцов.
В удовлетворении заявленных истцами требований в части возложения на Департамент городского имущества г. Москвы обязанности предоставить их семье отдельное жилое помещение суд отказал, полагая их заявленными преждевременно.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции в полной мере соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы Департамента городского имущества г.Москвы о законности их требования предоставить документы, подтверждающие жилищную обеспеченность Д*, направлены на оспаривание выводов суда и не являются основанием к отмене решения суда, поскольку фактически сводятся к несогласию с той правовой оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию правовых норм. Оснований для иной установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Разрешая спор, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции не допущено, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 22 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества г.Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.