Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.
судей Кочергиной Т.В, Васильевой Е.В, при ведении протокола помощником Громовой Я.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С, дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ на решение Пресненского районного суда г.Москвы от 31 марта 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования Куцева Д*Д* к Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.
Признать решение Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации N194/1/дж-05078/9874 от 22.12.2020 об отказе в принятии Куцева Д*Д* на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания, незаконным и отменить его, УСТАНОВИЛА:
Куцев Д.Д. обратился в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, о признании незаконными отмене решения об отказе в принятии на учет нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания.
Исковые требования мотивированы тем, что Куцев Д.Д. в июле 2007 года в соответствии с приказом командира войсковой части *** по строевой части N 128 от 11 июля 2007 года ***, который до настоящего времени никем не оспорен и не отменен, был признан находящимся на иждивении отчима-военнослужащего, Х*. В октябре 2010 года он, вместе с членами своей семьи, прибыл к новому месту службы отчима и был зарегистрирован по месту жительства по адресу: ***, войсковая часть ***, где всей семьей временно проживали в предоставленном войсковой частью нежилом помещении. В июле 2018 года его отчим внезапно скончался на службе, его смерть была связана с исполнением обязанностей военной службы. В указанное время истец отбывал наказание в местах лишения свободы. После освобождения в 2019 году проживает на съемных квартирах. В 2020 году ему стало известно о том, что его мать и брат получили квартиру от Министерства обороны Российской Федерации. В ноябре 2020 года он обратился в адрес ответчика с просьбой о признании нуждающимся в жилом помещении и постановке на учет, для получения жилого помещения для постоянного проживания, как члена семьи умершего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего, предоставив при этом необходимый пакет документов. Решением ответчика от 22 декабря 2020 года N 194/1/дж-05078/9847 в постановке на учет было отказано в связи тем, что ответчику не были представлены документы, подтверждающие факт нахождения истца на иждивении умершего при исполнении обязанностей военной службы майора Х*
Представитель истца Козлов Е.Е. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, дал объяснения по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, просил рассмотреть исковое заявление без его участия, в своем отзыве просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в связи с тем, что Куцев Д.Д. является совершеннолетним, а также им не представлены документы, подтверждающие нахождение его на иждивении Хохлова А.С. и о признании членом его семьи.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ.
В заседание судебной коллегии истец Куцев Д.Д. не явился, его представитель по доверенности Козлов Е.В. против доводов апелляционной жалобы возражал.
Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщил.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, как постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела при правильном применении и соблюдении норм материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, майор Х* проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ с 1998 года, умер 13 июля 2018 года, выслуга лет в Вооруженных Силах РФ составила 19 лет 11 месяцев (календарная), 27 лет 4 месяца (льготная).
При жизни военнослужащего на основании рапорта Х*, справки от 25 июня 2007 года N252, копии документов органов ЗАГС, истец Куцев Д.Д. был признан находящимся на иждивении отчима Х*, о чем свидетельствует выписка из приказа командира войсковой части *** N 128 от 11 июля 2007 года.
Данный приказ являлся основанием для регистрации истца по месту жительства вместе с семьей, как члена семьи военнослужащего.
Помимо этого истцом в обоснование исковых требований, в материалы дела представлены: копия справки N177 от 30 июня 2011 года, из содержания которой следует, что в личном деле капитана Х* записаны жена Х*, сын Куцев Д.Д, сын Ж*; выписка из домовой книги войсковой части *** (***), подтверждающая факт постоянной регистрации по указанному адресу Х*, Куцева Д.Д, Х*, Х* (выписан в связи со смертью 14 июля 2018 года).
Однако решением Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской от 22 декабря 2020 года N 194/1/дж-05078/9847 в истцу в постановке на жилищный учет по линии Министерства обороны РФ было отказано в связи с тем, что ответчику не были представлены документы, подтверждающие факт нахождения истца на иждивении умершего при исполнении обязанностей военной службы майора Х*
Как предусмотрено ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года государство гарантирует военнослужащим и членам их семей обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 13.1 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти) предоставляются членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего, членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, независимо от общей продолжительности военной службы, имевших основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, установленные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) гражданина, уволенного с военной службы.
В соответствии с абз. 5 п. 5 ст. 2 указанного Федерального закона к членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Законом, если иное не установлено иными федеральными законами, относятся: супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Как разъяснено в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года (ред. от 28.06.2016) N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
В свою очередь, при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" N 14 от 2 июля 2009 года разъяснено, что к другим родственникам могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
Руководствуясь вышеуказанными нормами, принимая во внимание установленные обстоятельства, дав оценку представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные истцом требования к Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ подлежат удовлетворению.
Признавая незаконным и отменяя решение Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской от 22 декабря 2020 года N 194/1/дж-05078/9847, суд исходил из того, что на протяжении длительного времени истец Куцев Д.Д, его отчим - военнослужащий Х*, мать и брат проживали одной семьей, вели общее хозяйство, что свидетельствует о наличии между ними семейных отношений.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия в полной мере соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах.
По существу доводы апелляционной жалобы Департамента жилищного обеспечения и Министерства обороны Российской Федерации сводятся к оспариванию факта нахождения Куцева Д.Д. на иждивении военнослужащего Х*, однако данный факт установлен приказом N 128 командира войсковой части *** от 11 июля 2007 года, подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в связи с чем доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются, как несостоятельные.
Разрешая спор, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела и в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку представленным доказательствам, не согласиться с которой у коллегии оснований не имеется, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 31 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.