Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И., судей Шипиковой А.Г., Раскатовой Н.Н., при ведении протокола помощником судьи Азаровой А.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Раскатовой Н.Н., гражданское дело по апелляционной жалобе истцов Есавкина А.С. и Крючковой Е.Б.
на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 17 мая 2021 года, которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие при рассмотрении заявлений Крчюковой Е.Б. и Есавкина А.С. о выплате денежных средств на основании Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 года N 433 - выплат гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
В удовлетворении иска в остальной части требований об обязании выплатить денежные средства на основании Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 года N 433, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда - отказать.
Вернуть Есавкину А.С. из бюджета госпошлину в размере 300 руб.
Вернуть Крючковой Е.Б. из бюджета госпошлину в размере 300 руб.", УСТАНОВИЛА:
Истцы Крючкова Е.Б. и Есавкин А.С. обратились в суд с иском к МИД РФ Минфину России о признании незаконным бездействия в выплате денежных средств, мотивируя свои требования тем, что с 18.01.2020 г. по 17.04.2020 г. была запланирована поездка в... Вернуться 17.04.2020 года истцы не смогли в связи с отменой авиасообщения и объявления пандемии короновируса. Только 27 августа 2020 года был предоставлен билет для возвращения на территорию Российской Федерации. Соответственно, в период с 17 апреля 2020 года по 27 августа 2020 года вынуждены были находиться за пределами Российской Федерации в Королевстве Таиланд, поскольку были отменены все рейсы и закрыты границы для возвращения в Россию. В соответствии с требованиями данного Постановления заполнили заявления на выплату материальной помощи на сайте Госуслуги. МИД РФ провел проверку по нашим заявлениям и одобрил выплату. Однако, МИД РФ ни в заявленный период, ни в настоящее время не произвел выплату в положенном объеме. Также не представил пояснений по невыплате материальной помощи.
В связи с изложенным, полагая свои права нарушенными, истцы просили суд:
- взыскать с Министерство иностранных дел РФ в пользу Крючковой Екатерины Борисовны, сумму выплаты социальной помощи в соответствии с Постановлением Правительства РФ N433 от 03.04.2020 в связи с нахождением на территории иностранного государства и невозможностью вернуться на территорию Российской Федерации за период с 17 апреля 2020 по 30 июня 2020 в общей сумме 156 000 рублей; 3 596, 96 рублей, сумму за пользование чужими денежными средствами, в частности за пользование суммой помощи, предусмотренной Постановлением Правительства РФ N433 от 03.04.2020; компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей; сумму оплаченной госпошлины в размере 4 991, 9 = (4 391, 9 + 300 + 300);
- признать бездействие Министерство иностранных дел Российской Федерации, выразившееся в частичной невыплате социальной помощи Есавкину Александру Сергеевичу, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N433 от 03.04.2020 в связи с нахождением на территории иностранного государства и невозможностью вернуться на территорию Российской Федерации за период с 17 апреля 2020 по 30 июня 2020 г, взыскать в пользу Истца, Есавкина Александра Сергеевича, сумму выплаты социальной помощи в соответствии с Постановлением Правительства РФ N433 от 03.04.2020 г.; 996, 08 рублей, сумму за пользование чужими денежными средствами; компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей; сумму оплаченной госпошлины в размере 2 125, 88 руб.
Истцы в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимали, извещались судом надлежащим образом, обеспечили явку своего представителя, который заявленные исковые требования поддержал в полном объёме.
Иные лица в судебное заседание суда первой инстанции явку своих представителей не обеспечили, извещались судом надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истцы.
Проверив материалы дела, выслушав истцов, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, как постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 433 было утверждено Положение об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее по тексту - Положение).
Согласно п. 1, 2 Положения в случае отсутствия возможности возвращения граждан Российской Федерации на территорию Российской Федерации в связи с реализацией Российской Федерацией мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства, Министерство иностранных дел Российской Федерации оказывает социальную поддержку (помощь). Помощь оказывается гражданам Российской Федерации, которые имеют проездные документы на возвращение в Российскую Федерацию с 16 марта 2020 г. по 31 мая 2020 г, в период пребывания на территории иностранного государства начиная со дня принятия решения специально образованной комиссией Министерства иностранных дел Российской Федерации об оказании помощи до дня возвращения гражданина Российской Федерации на территорию Российской Федерации.
Данным Положением регламентирован порядок оказания помощи, подачи заявления на оказание помощи и принятия по заявлению решения.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 433 "Об утверждении Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление) Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации было поручено:
- обеспечить запуск и функционирование на едином портале государственных и муниципальных услуг электронной формы заявления об оказании помощи;
- направлять ежедневно сводную информацию о гражданах Российской Федерации, подавших заявление об оказании помощи, в Министерство внутренних дел Российской Федерации для подтверждения сведений о действительности документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, и в Министерство иностранных дел Российской Федерации для проведения проверочных мероприятий в отношении сведений, представленных гражданином Российской Федерации в соответствии с приложением к Положению.
В соответствии с и. 3 Постановления Министерству внутренних дел Российской Федерации было поручено представлять ежедневно в Министерство иностранных дел Российской Федерации информацию по результатам проверочных мероприятий для принятия решения об оказании помощи.
В соответствии с п. 6 Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее - Положение), утв. упомянутым постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 433, по результатам проверочных мероприятий специально образованная комиссия Министерства иностранных, дел Российской Федерации в течение 24 часов принимает решение об оказании, отказе иди о прекращении помощи.
В соответствии с п. 12 Положения специально образованная комиссия Министерства иностранных дел Российской Федерации вправе принять решение об отказе в помощи в случае представления заявителем личных данных, не подтвержденных проверочными мероприятиями Министерства внутренних дел Российской Федерации, либо заведомо ложных сведений, а также в случае повторной подачи заявления, за исключением внесения корректировок в ранее поданное заявление, в котором были допущены ошибки.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно данным Единого портала государственных и муниципальных услуг Е.Б.Крючкова подала два заявления N 753965726 от 21.04.2020 г. и N784110254 от 14.05.2020 г. в рамках оказания социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Заявления поступили из Минкомсвязи России 23 апреля 2020 г. письмом от 22.04.2020 г. N ОП-П24-070-Ю115дсп и 15 мая 2020 г. письмом от 14.05.2020 г. N ОП-П24-070-12084дсп.
Результаты проверочных мероприятий Федерального казенного учреждения "Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - ГИАЦ МВД России) по заявлениям Е.Б.Крючковой поступили из ГИАЦ МВД России 23 апреля 2020 г. письмом N 34/8-10264 от 22.04.2020 г. и 15 мая 2020 г. письмом N 34/8-10880от 14.05.2020 г.
Как указывается в возражениях МИД России заявление N 753965726 от 21.04.2020 г. не прошло проверку по линии МВД России по причине того, что достоверность общегражданского заграничного паспорта Е.Б.Крючковой не была подтверждена, на основании чего Комиссией МИД России было принято решение об отказе в оказании финансовой поддержки. В отношении заявления N 784110254 от 14.05.2020 г. по решению Комиссии МИД России Е.Б.Крючкова регулярно включалась в списки на получение социальной поддержки. Однако перечисляемые средства возвращались из ПАО "Почта Банк" с пояснениями "наименование получателя не соответствует счету получателя".
Согласно данным Единого портала государственных и муниципальных услуг А.С. Есавкин подал также заявление N 751725991 от 21.04.2020 г. в рамках оказания социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Заявление поступило из Минкомсвязи России 23 апреля 2020 г. письмом от 22.04.2020 г. N ОП-П24-070-10115дсп.
Результаты проверочных мероприятий Федерального казенного учреждения "Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - ГИАЦ МВД России) по заявлению Истца поступили из ГИАЦ МВД России 23 апреля 2020 г. письмом N 34/8-10264 от 22.04.2020 г.
По итогам проверочных мероприятий Комиссия МИД России приняла положительное решение об оказании материальной помощи заявителю, в результате чего он был включен в списки на оказание материальной поддержки. Как указывает Истец в своем исковом заявлении, ему была перечислена определенная сумма, но часть перечисляемых денежных средств также возвращалась из ПАО "Почта Банк" с пометкой "превышает разрешенную сумму".
Со стороны ответчика МИД России в суд не поступили реестры о перечислении в адрес истцов выплат по Постановлению Правительства РФ N 433 от 03.04.2020 года, подтверждающие те обстоятельства, что истцам денежные средства переводились и были возвращены.
Судом получен ответ на судебный запрос из Минцифры России, из которого следует, что истцы подали заявления надлежащим образом. Заявления не содержали ошибочных данных.
Оценив собранные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку ответчик МИД России не направил в суд доказательства обоснованности возражений о том, что денежные средства в адрес истцом перечислялись и были возвращены, в связи с чем суд пришёл к выводу об удовлетворении требований о признании бездействия при рассмотрении заявлений Крчюковой Е.Б. и Есавкина А.С. незаконным. При этом объяснения ответчика МИД России о возвращении денежных средств судом первой инстанции были правомерно отклонены как голословные и бездоказательные. При этом суд указал на то, что на основании Положения (п. 7) на МИД России была возложена обязанность оповестить заявителей о принятом решении, в том числе о приостановке выплат с указанием причин выплат, чего ответчиком не было сделано.
Разрешая требования истцов о взыскании денежных средств - выплаты по Постановлению Правительства РФ N 433 от 03.04.2020 года, суд пришёл к выводу о том, что данные требования не подлежат удовлетворению, поскольку социальная помощь являлась адресной и была направлена именно на обеспечение возможности временного нахождения гражданина Российской Федерации до его возвращения в Россию ближайшим вывозным рейсом.
В соответствии с п. 5 при рассмотрении заявления: а) проверяется достоверность изложенных в заявлении фактов; б) выясняются обстоятельства пребывания заявителя на территории иностранного государства (цель поездки, наличие визы, условия пребывания и т.п.).
Суд пришёл к выводу о том, истцы не доказали наличие законного основания для признания за ними в настоящее время права на получение социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 433, в настоящее время.
Так, суд указал на то, что исходя из буквального прочтения наименования помощи, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 года N 433, социальная помощь являлась исключительно адресной и была направлена именно на обеспечение возможности временного нахождения гражданина Российской Федерации до его возвращения в Россию ближайшим вывозным рейсом. Согласно постановлению, оно предусматривало оказание "социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции".
Соответственно, по возвращению в РФ, гражданин не относится к категории лиц, которым положена помощь по Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 года N 433, поскольку они утрачивают статус лица, находящегося на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
В силу п. 2 Положения помощь оказывалась гражданам, начиная со дня принятия решения специально образованной комиссией Министерства иностранных дел Российской Федерации об оказании помощи до дня возвращения гражданина Российской Федерации на территорию Российской Федерации. Оказание помощи после возвращения гражданина Российской Федерации на территорию Российской Федерации не допускается (данный документ вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 01.06.2020).
Внесение изменения в п. 2 Положения с 29.05.2020 года, только подтверждает, что помощь оказывается исключительно лицам, находящимся территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, что и так следовало из наименования социальной помощи (поддержки) с самого начала действия Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 года N 433.
Поскольку истцы вернулись в Российскую Федерацию и утратили основания и право на получение помощи, предусмотренной данным Постановлением Правительства РФ, Постановление Правительства РФ N 433 от 03.04.2020 года прекратило своё действие, и действующее законодательство не предусматривает данную выплату, и не устанавливает возможность применения данного Постановления после его отмены, суд пришёл к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части, а также в части, касающейся взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм действующего законодательства к правильно установленным фактическим обстоятельствам дела.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия полагает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 17 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Есавкина А.С. и Крючковой Е.Б. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.