Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В, судей Рачиной К.А, Дегтеревой О.В.
при ведении протокола помощником судьи Воропаевой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В, гражданское дело по апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения ЗАО города Москвы на решение Солнцевского районного суда города Москвы от 08 июля 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Управления социальной защиты населения ЗАО города Москвы к *** о взыскании излишне выплаченных сумм региональной социальной доплаты к пенсии - отказать в полном объеме.
установила:
УСЗН ЗАО г. Москвы обратилось в суд с иском к *** о взыскании денежных средств в размере 619364, 34 руб, указывая, что ответчик излишне получил средства городского бюджета за период с 01.01.2010 года по 28.02.2019 года на сумму 619364, 34 руб. Требования мотивированы тем, что с 15.02.1996 ***, является получателем пенсии по выслуге лет по линии ГУ МВД г. Москвы, с 01.12.2004 *** назначена РСД до ГСС к пенсии из средств городского бюджета, в целях дополнительной поддержки, как неработающему пенсионеру. 15.01.2019 *** обратился в ЦГУ "Мои документы" за предоставлением государственной услуги за региональной социальной доплатой, по представленной справке СЗИ-6 установлено выполнение работы истцом в периоды: с 01.01.2010 по 31.12.2010 в ООО ЧОП "Альянс-М", с 01.01.2009 по 15.01.2019 в АО "Аэропорт Внуково", соответственно право на получение РСД им было утрачено, однако он не сообщил в органы соцзащиты об изменении места работы и должности в течении 10 дней, что привело к необоснованной выплате ЕКВ, РСД в течении указанного периода.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца Пищулину М.В, возражения ***, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с 15.02.1996 года *** является получателем пенсии по выслуге лет по линии ГУ МВД по г.Москве.
18 ноября 2004 года на основании заявления *** назначена ежемесячная компенсационная выплата к пенсии за счет средств городского бюджета, с обязательством предоставления сведений о поступлении на работу.
Решением отдела социальной защиты населения Ново-Переделкино Западного административного округа города Москвы УСЗН ЗАО города Москвы N11 от 25.01.2019 в связи с не предоставлением *** сведений о своем трудоустройстве на работу, образовалась переплата РСД до ГСС за период с 01.10.2010 по 28.02.2019 в размере 619364, 34 руб, соответственно право на получение РСД ответчиком было утрачено, поскольку он не сообщил в органы соцзащиты об изменении места работы и должности в течении 10 дней, что привело к необоснованной выплате РСД в течении указанного периода.
Как установлено судом, с 1 января 2010 г. *** взамен ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии, в связи с принятием постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" стала предоставляться мера социальной поддержки в виде региональной социальной доплаты к пенсии как неработающему пенсионеру.
Этим же постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии (далее - Порядок назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В соответствии с пунктом 5 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. К неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
В абзаце первом пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты указано, что региональная социальная доплата неработающим пенсионерам назначается управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера.
В заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер дает согласие на проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения региональной социальной доплаты, и в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 календарных дней) сообщении в управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы (абзац второй пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В пункте 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты названы основания утраты права на получение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве и региональной социальной доплаты до городского социального стандарта. К таким основаниям, в частности, отнесено осуществление пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер начал осуществлять указанную работу и (или) иную деятельность (подпункт "г" пункта 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Управления социальной защиты населения города Москвы вправе запрашивать в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях сведения, позволяющие проверить достоверность представленных пенсионерами сведений (абзац третий пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
При поступлении сведений, свидетельствующих об утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения города Москвы приостанавливает ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается (пункт 35 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Пенсионер обязан в письменной форме информировать управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств (пункт 41 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Согласно пункту 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты в случаях, если представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в пункте 41 Порядка, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты, излишне выплаченные суммы возмещаются в следующем порядке:
а) на основании решения управления социальной защиты населения города Москвы об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20% причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты;
б) пенсионером в добровольном порядке (в объемах и в сроки, согласованные с управлением социальной защиты населения города Москвы);
в) на основании решения суда о возмещении переполученных сумм.
В случае наличия у пенсионера затруднительного материального положения управлением социальной защиты населения города Москвы принимается решение о снижении процента ежемесячных удержаний либо в исключительном порядке о списании переплаты или ее части (абзац третий пункта 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Исходя из приведенных положений нормативного правового акта города Москвы (постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии") право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. Региональная социальная доплата к пенсии назначается неработающим пенсионерам управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании его письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии. На пенсионера возлагается обязанность сообщать управлению социальной защиты населения района города Москвы об обстоятельствах, влекущих прекращение региональной социальной доплаты к пенсии. При этом Порядком назначения и выплаты региональной социальной доплаты установлены не только основания, при которых утрачивается право пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии, но и определено, какие действия надлежит совершить органу социальной защиты после поступления сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии (проверка поступивших сведений с приостановлением выплаты региональной социальной доплаты, выяснение обстоятельств, проверка фактов, при подтверждении сведений - прекращение выплаты).
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (часть 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судом первой инстанции).
В силу ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано вернуть последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество, за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1109 ГК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: 3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось представителем истца, с момента назначения ЕКВ орган соцзащиты ни разу не потребовал от истца справки о заработной плате, сведения из ПФР РФ относительно заработка истца не истребовал и заявления с обязательством о назначении РСД после 2010 не оформил.
Документов, касающихся назначения *** региональной социальной доплаты к пенсии с 1 января 2010 г, истцом суду не представлено, а также из материалов дела не следует, был ли ***. проинформирован УСЗН ЗАО г. Москвы о замене ежемесячной компенсационной выплаты (доплаты) к пенсии на региональную социальную доплату к пенсии, разъяснены ли ему были порядок и условия назначения и прекращения выплаты данной доплаты к пенсии, подавал ли ответчик заявление о переходе на региональную социальную доплату к пенсии, принимал ли *** письменное обязательство, установленное п. 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты, то есть об информировании УСЗН ЮЗАО г. Москвы о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств.
Разрешая спор, суд у читывал то, что ответчик длительный период работал, страховые взносы отражались на его лицевом счете, соответственно, истец с момента назначения спорных выплат знал или должен был знать об отсутствии оснований для этого. Следовательно, со стороны пенсионера отсутствовала недобросовестность при обращении в орган социальной защиты населения за назначением доплаты к пенсии.
Кроме того, суд учел обстоятельства того, что УСЗН ЗАО города Москвы наделено полномочиями в том числе по контролю за правильным и рациональным расходованием средств, выделяемых из бюджета города Москвы на реализацию функций в сфере социальной защиты граждан, невыполнение Управлением социальной защиты населения ЗАО г. Москвы в период с 2010 года по 2019 год полномочий межведомственного информационного взаимодействия с соответствующими органами и организациями, при выплате истцу РСД привело к возникновению и увеличению многолетней задолженности в виде излишне полученной истцом ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии, в то время как именно на управления социальной защиты населения города Москвы возложена обязанность не допускать переплаты выделяемых бюджетных средств, в том числе на выплату РСД к пенсии, путем проверки обоснованности производимой пенсионеру такой выплаты.
Таким образом, в данном случае обстоятельства, которые могли бы послужить основанием для взыскания суммы неосновательного обогащения в виде полученных выплат РСД со стороны ответчика не наступили, вывод суда об отказе в иске судом сделан правильно.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, ошибочное толкование норм материального и процессуального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, аналогичны позиции стороны истца, изложенной в иске и в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Солнцевского районного суда города Москвы от 08 июля 2021 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу УСЗН ЗАО города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.