Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Гордеевой О.В, судей Коневой С.И, Смолиной Ю.М, при секретаре Малаховой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи Коневой С.И, административное дело по апелляционной жалобе представителя АНО "Центр по работе с проблемой насилия "НАСИЛИЮ.НЕТ" на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 11 марта 2021 года по административному делу N2а-417/2021 по административному исковому заявлению АНО "Центр по работе с проблемой насилия "НАСИЛИЮ.НЕТ" к Минюсту России о признании распоряжения незаконным, УСТАНОВИЛА:
АНО "Центр по работе с проблемой насилия "НАСИЛИЮ.НЕТ" обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным распоряжение Минюста России от 29.12.2020 года N 1322-р о включении АНО "Центр по работе с проблемой насилия "НАСИЛИЮ.НЕТ" в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
В обоснование доводов представитель административного истца указывает на неправомерность включения Организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, поскольку для этого необходимо два условия получение денежных средств от иностранной организации и участие в политической деятельности, в которой Организация не участвует.
Также полагает, что проверка проведена с грубым нарушением требований действующего законодательства.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 11 марта 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит об отмене решения суда, поскольку судом не дано надлежащей оценки, приведенным в административном исковом заявлении доводам.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся в заседание судебной коллегии лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 29.12.2020 года N 1322-р АНО "Центр по работе с проблемой насилия "НАСИЛИЮ.НЕТ" включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Решение о включении АНО "Центр по работе с проблемой насилия "НАСИЛИЮ.НЕТ" в указанный реестр принято по результатом проверки проведенной на основании заявления Трубецкого А.А, в котором было указано на осуществление Организацией деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента и которая не подала заявление о включении ее в соответствующий реестр.
В ходе проверки было установлено осуществление АНО "Центр по работе с проблемой насилия "НАСИЛИЮ.НЕТ" деятельности, носящей политический характер.
Так было установлено, что АНО "Центр по работе с проблемой насилия "НАСИЛИЮ.НЕТ" активно участвует в продвижении и проведении кампании, направленной на принятие "закона о профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации". Соавторами законопроекта выступили, в том числе, учредители Центра. Так, на официальном сайте Центра имеется не только специальный раздел, посвященный данному документу (http :// old. nasiliu. net / zakon, https :// nasiliu. net / zakonoproekt), но и отдельный сайт (http :// domesticviolence. ru). Полный текст законопроекта размещен на портале https :// sozd. duma. gov. ru / bill / 1183390-6.
Петиция с требованием о принятии указанного законопроекта размещена на портале https :// www. change. org /р/госдума-требуем- принять-закон-против-домашнего-насилия-бип^омги- стопнасилие. На момент проведения проверки петиция насчитывала более 900 тыс. подписавших ее человек.
Так, представители Центра указывают: "Закон мы сделали и теперь привлекаем на свою сторону депутатов ГД и сенаторов. Почему так? К сожалению, субъектами законодательной инициативы в РФ могут быть не граждане, а наши представители, то есть, например, депутаты и сенаторы. Мы ходим в ГД РФ, отдаем бумаги и разъясняем нашу позицию" (http :// old. nasiliu. net / zakon /, https :// nasiliu. net / zakonoproekt).
Центр призывает граждан влиять на продвижение указанного законопроекта. На сайте http :// old. nasiliu. net / zakon указано следующее: "Как только законопроект будет внесен, нам очень поможет, если Вы найдете на сайте Госдумы депутата своего, то есть, избранного Вами и/или который представляет Ваш избирательный округ, и напишите ему текст такого содержания: Как избиратель, округ которого Вы представляете в ГД РФ, требую поддержать законопроект о профилактике семейно-бытового насилия в РФ".
Центр также вошел в число инициаторов обращения с требованием - "принять срочные меры для обеспечения защиты пострадавших от домашнего насилия в условиях изоляции в связи с коронавирусом", размещенного на портале "Российской общественной инициативы" (https :// www. roi. ru /65830). Обращение (инициатива) за номером 77Ф65830 размещена в апреле 2020 года и доступна для голосования до 04.04.2021. Обращение имеет статус федерального и на момент проведения проверки число подписавших его составило более двух тысяч человек.
На сайте Центр имеется информация о данном обращении в статье под заголовком "Государство создает видимость, что держит ситуацию под контролем. Почему Уголовный кодекс РФ не защищает пострадавших от домашнего насилия" (https :/ / mediautopia. ru / story / gosudarstvo - sozdaet - vidimost - chto - derzhit - situatsiyu - pod - kontrolem - pochemu - ugolovnyj - kodeks - rf - ne - zashhishhaet - postradavshih - ot - domashnego - nasiliya), размещенной 06.05.2020, а также в статье, размещенной 02.04.2020 (https :// mediautopia. ru / nko - pomogayushhie - postradavshim - ot - domashnego - nasiliya - poprosili - pravitel stvo - prinyat - srochnye - mery - v - svyazi - s - koronavirusom).
За период с апреля 2018 года по июнь 2019 года (https :// nasiliu. net / report), учредитель и директор Центра А. Ривина принимала участие в следующих мероприятиях:
Презентация авторского курса с М. Давтян по адаптации Стамбульской Конвенции (Стамбульской Конвенции по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье) для обучения специалистов юридических профессий по работе с проблемой насилия над женщинами; Участие в Общественном Гражданском Форуме "Женщины и Право"; Лекция о домашнем насилии в Школе дизайна Высшей школы экономики (ВШЭ); Выступление на конференции "ФемФест"; Выступление на конференции "Лимуд"; Выступление в Страсбурге на форуме демократии, посвященном гендерному равенству; Выступление в двух секциях форума Women who matters ; Участие в отчете Human rights watch о проблеме домашнего насилия в России; Участие в конференции ЕС. "Гендерное насилие: предотвращение и профилактика"; Участие в проекте "Общественная дипломатия. ЕС и Россия". 17.07.2020 г. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена статья, согласно которой в апреле 2020 года в условиях пандемии коронавируса Центр вошел в число девяти некоммерческих и общественных организаций, которые обратились к государственным органам Российской Федерации с просьбой принять меры для защиты жертв домашнего насилия в условиях карантина (https :// meduza. io / feature /2020/07/ 17/ vo - vremya - karantina - v - rossii - rezko - vyros - uroven - domashnego - nasiliya - chislo - zhalob - podskochilo - vdvoe - a - vlasti - ne - smogli - effektivno - zaschitit - zhertv, https :// mediautopia. ru / nko - pomogayushhie - postradavshim - ot - domashnego - nasili ya - poprosili - pravitelstvo - prinyat - srochnye - mery - v - svyazi - s - koronaviruso m).
01.06.2018 Организация представила на официальном сайте (https :// help. nasiliu. net) свой проект "Видеоинструкции для пострадавших от насилия". В проекте приняли участие эксперты из МВД и кризисных центров, психологи и адвокаты, которые рассказали о необходимых действиях в случае физического или сексуального насилия. В целях реализации проекта, составлен список видеоинструкций (https :// help. nasiliu. net).
На странице проекта указано, что Проект "Видеоинструкции для пострадавших от насилия" является победителем конкурса Human Rights Incubator и реализуется, как и соответствующий раздел сайта Организации, при финансовой поддержке Европейской Комиссии.
На телеканале RTVI 05.12.2018 прошел круглый стол, посвященный международной акции "16 дней активных действий против гендерного насилия". В нем приняла участие, в том числе А. Ривина. (https ://уо utube.сот/ watch ? v = hXw 8 wFcj 9 kk).
Департаментом региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы (далее - Департамент) представлены сведения о том, что в Департамент поступило коллективное уведомление о проведении публичного мероприятия (шествие и митинг). Одним из подписавших данное уведомление, является директор Организации А. Ривина. Целями мероприятия заявлены: призыв к решению проблемы дискриминации женщин, избавлению от различных форм сексизма, насилия по отношению к женщинам; демонстрация протеста граждан против проявления дискриминации, в том числе трудовой, различным формам сексизма и насилия; демонстрация несогласия с политикой органов государственной власти, отдельных членов этих органов, в области равноправия, защиты женщин от насилия и дискриминации. За принятие закона о криминализации домашнего насилия.
Кроме того, в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности за период с 18.04.2018 по 31.10.2020 установлено получение Центром иностранного финансирования.
Установив указанные обстоятельства Минюст России обоснованно включил АНО "Центр по работе с проблемой насилия "НАСИЛИЮ.НЕТ" в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд руководствовался тем, что указанное решение уполномоченного органа государственной власти основано на законе, подтверждается материалами внеплановой проверки и иными доказательствами, представленными в ходе рассмотрения дела административным ответчиком.
С указанными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении закона и установленных судом обстоятельствах.
В силу п. 7 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, уполномоченный орган включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр.
Как указывалось Конституционным судом РФ политическая деятельность характеризуется действиями, имеющими цель оказать влияние на институты и органы государственной власти для реализации индивидуальных, групповых или институциональных интересов, выходящие за пределы служебных обязанностей, а также индивидуальные или коллективные действия, направленные на формирование и изменение политической воли граждан.
Из содержания взаимосвязанных положений пункта 6 статьи 2, абзаца второго пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", вытекает, что некоммерческая организация - для того чтобы быть признанной выполняющей функции иностранного агента - должна:
быть российской некоммерческой организацией, что исключает отнесение к некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, международных и иностранных организаций, включая их представительства (филиалы), открытые на адрес;
получать денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ). При этом ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения не имеют, чем, по существу, блокируется возможность произвольного истолкования и применения указанных законоположений в части, относящейся к условиям получения иностранного финансирования. Вместе с тем важно учитывать, что соответствующие денежные средства и иное имущество должны быть не просто перечислены (направлены в адрес) некоммерческой организации, а приняты ею; если же она отказывается от их получения и возвращает иностранному источнику, тем более когда такие действия предпринимаются до начала участия в политической деятельности, объявление себя некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не требуется. В противном случае некоммерческие организации были бы поставлены в положение, не согласующееся с презумпцией законности и добросовестности их деятельности и не позволяющее им определять приемлемые источники получаемых денежных средств и иного имущества и самостоятельно решать вопрос об их принятии;
участвовать в политической деятельности, осуществляемой на адрес, т.е. независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, участвовать (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Их формы могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
При этом формы политической деятельности могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
Осуществляемая Организацией деятельность подпадает под понятие политической.
В соответствии с п. 24 ч. 4 ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций.
Согласно п. 5 ч. 4.2 ст. 32 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан или организаций об осуществлении некоммерческой организацией деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона N7-ФЗ реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Положения указанных норм были соблюдены при проведении проверки.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба не содержит новых обстоятельств, которые не проверены судом или свидетельствовали бы о необоснованности выводов суда первой инстанции. Фактически доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с этим не могут повлечь его отмену.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 11 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу АНО "Центр по работе с проблемой насилия "НАСИЛИЮ.НЕТ" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.