Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-40/2021 по апелляционной жалобе представителя административного истца фио, действующего на основании доверенности фио, на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 14 января 2021 года, которым постановлено:
отказать Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО" в удовлетворении требований к Минюсту России о признании действий незаконными, УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратился в суд с административным иском к Минюсту России о признании создания политической партии "Социалистическая Партия Российской Федерации" с 17.10.2019 года и права политической партии осуществлять организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием региональных отделений политической партии и получением политической партией документа, подтверждающего факт внесения записи о ней в единый государственный реестр юридических лиц, признании незаконным Уведомление N11-1343336/20 от 25.11.2020 года, которым отказано в государственной регистрации Партии при создании, возложить обязанность отменить решение и устранить препятствие к осуществлению прав и законных интересов его и других членов Партии, мотивируя требования тем, что все необходимые документы для регистрации были представлены.
Административный истец фио и его представитель фио в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Представитель административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации фио в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных в материалы дела.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца, со ссылкой на неправильное толкование закона, нарушение норм процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика, действующего на основании доверенности фио, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, сочтя возможным по правилам ст.ст. 150-152 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца, извещенного надлежащим образом, о причинах неявки не уведомившего, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд согласно ч. 9, ч. 11 ст. 226, ч. 3 ст. 62 КАС РФ правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установил, что принятое административным ответчиком решение соответствуют требованиям действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, прав и законных интересов принятое решение не нарушает.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции правильным, мотивированным, подтвержденным имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ. В то же время судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы, направленными на отмену обжалуемого постановления.
Судом при рассмотрении дела установлено, что 09.11.2020 года в Минюст России фио представлены документы для государственной регистрации политической партии "Социалистическая Партия Российской Федерации" (далее -Партия) при создании.
Уведомлением Министерства юстиции России от 25.11.2020 года N 11-134336/20 отказано в государственной регистрации политической партии "Социалистическая Партия Российской Федерации" при создании на основании подпунктов "в", "г" пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 11.07.2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с подпунктом "ф" пункта 1 статьи 20 Федерального закона Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:
владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц;
имевших на момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;
являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, внесена в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;
являющихся участниками общества с ограниченной ответственностью, владеющими не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случая, когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;
Как установлено судом, на момент принятия оспариваемого решения установлена причастность следующих лиц: фио (причастность к юридическому лицу, исключенному из ЕГРЮЛ при наличии задолженности (ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "МЕГАПОЛИС", ИНН: 7811521712); фио (причастность к юридическому лицу, в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об адресе юридического лица (ООО "ТИГАРДЕН", ИНН: 7734688785); фио (причастность к юридическому лицу, исключенному из ЕГРЮЛ при наличии задолженности (ООО "МИАССКИЙ КОМПЛЕКС ДЕРЕВООБРАБОТКИ", ИНН: 7415068898); фио (причастность к юридическому лицу, исключенному из ЕГРЮЛ при наличии задолженности (ООО "ГЕОМЕТРИЯ МЕТАЛЛА", ИНН: 5049016924) - уполномоченное лицо, лицо имеющее право действовать от имени Партии без доверенности; фио (причастность к юридическому лицу, исключенному из ЕГРЮЛ при наличии задолженности (ООО "СОЛИДЭКС", ИНН: 7840487576; ООО "АРТ-ВЕЛ", ИНН: 7802851841); фио (причастность к юридическому лицу, исключенному из ЕГРЮЛ при наличии задолженности (ООО "СМУ ТАГИЛТЕПЛОСТРОЙ", ИНН: 6623084105); фио, в отношении которого имеются предусмотренные подпунктом "ф" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, ограничения права на включение в ЕГРЮЛ в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, является секретарем Центрального комитета Партии и единственным уполномоченным лицом Партии; фио (дисквалифицированное лицо (ООО "СТРОИТЕЛЬСТВО ЭКСПЛУАТАЦИЯ РЕМОНТ", ИНН: 2901176412) - входит в состав Центрального комитета Партии.
Данные обстоятельства административным истцом не опровергнуты.
Кроме того политической партии может быть отказано в регистрации по основаниям, указанным в статье 20 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" в случае, если: а) положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам; б) наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям статей 6 и 7 настоящего Федерального закона; в) не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации политической партии; г) федеральным уполномоченным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям настоящего Федерального закона; д) нарушены установленные настоящим Федеральным законом сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии; е) не устранены основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации политической партии.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. Делегаты учредительного съезда политической партии являются учредителями политической партии.
В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" для государственной регистрации политической партии в федеральный уполномоченный орган представляются следующие документы: а) заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов; б) устав политической партии в трех экземплярах, два из которых сброшюрованы, пронумерованы, заверены уполномоченными лицами политической партии, а также текст устава в машиночитаемом виде; в) программа политической партии, заверенная уполномоченными лицами политической партии, а также текст программы в машиночитаемом виде; г) заверенные уполномоченными лицами политической партии копии решений учредительного съезда политической партии о создании политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о создании региональных отделений политической партии, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования; д) документ об уплате государственной пошлины; е) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией; ж) экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии; з) заверенные уполномоченными лицами региональных отделений политической партии копии протоколов проведенных не менее чем в половине субъектов Российской Федерации конференций или общих собраний региональных отделений политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональных отделениях по состоянию на день заверения документов, предусмотренных настоящим пунктом, а также места нахождения руководящих органов региональных отделений политической партии.
Порядок принятия устава, программы партии и других важных решений регламентирован статьей 25 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях".
В силу пункта 4 статьи 25 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии и ее региональных отделений, а также о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием.
Указанное требование политической партией не было соблюдено, поскольку решение Учредительного съезда от 17.10.2020 года об избрании постоянно действующего руководящего органа политической партии Центрального Комитета и Центральной контрольно-ревизионной комиссии приято не тайным голосованием.
Кроме того в заявлении о регистрации партии содержались недостоверные данные паспортов; недостоверные адреса, неправильные даты рождения членов партии, в разделе 2 заявления указан адрес организации, сведения о котором в Федеральной информационной адресной системе отсутствуют.
Указанные обстоятельства послужили объективным основанием для отказа в регистрации Партии.
Судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что Министерством юстиции Российской Федерации доказаны обстоятельства, имеющие значение для административного дела, и представлены доказательства того, что обжалуемое решение совершено в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 14.01.2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца фио, действующего на основании доверенности фио- без удовлетворения.
Решение районного суда и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.