Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Гордеевой О.В, судей Коневой С.И, Смолиной Ю.М, при секретаре Аликсиной А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи Коневой С.И, административное дело по апелляционной жалобе представителя Программно-целевого Благотворительного фонда "СВЕЧА" на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 25 марта 2021 года по административному делу N 2а-457/2021 по административному исковому заявлению Программно-целевого Благотворительного фонда "СВЕЧА" к Минюсту России о признании распоряжения незаконным, УСТАНОВИЛА:
Программно-целевой Благотворительный фонд "СВЕЧА" обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором его представитель просил признать незаконным распоряжение Минюста России о включении Фонда в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, возложив на административного ответчика обязанность обязать исключить Фонд из указанного реестра.
В обоснование доводов указал, что в отношении Программно-целевого Благотворительного фонда "СВЕЧА" ГУ Минюста России по г. Санкт-Петербургу была проведена внеплановая документарная проверка, по итогам которой составлен акт, согласно которому Фонд осуществляет политическую деятельность и получает иностранное финансирование. В связи с чем Фонд включен в Реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Полагает включение в указанный реестр необоснованным, поскольку Фонд не осуществляет политической деятельности, а часть сведений включенных в акт размещены за пределами проверяемого периода.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 25 марта 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель Программно-целевого Благотворительного фонда "СВЕЧА" просит решение суда отменить, поскольку считает, что судом не дано надлежащей оценки приведенным в административном иске доводам и неправильно применены нормы права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, в ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу 25.11.2020 года поступило требование от Прокуратуры г. Санкт-Петербурга N 27-27-2020/3 о проведении внеплановой проверки в отношении Программно-целевого Благотворительного фонда "СВЕЧА".
На основании распоряжения Главного управления Минюста России по Санкт-Петербургу от 26.11.2020 N 2559-р в отношении Фонда в период с 01.12.2020 по 21.12.2020 была проведена внеплановая документарная проверка.
В распоряжении указано, что документы представляются за период с 02.04.2018 г. по 30.11.2020 г.
В ходе проверки установлено, что руководитель Фонда М.В. Я. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" имеет свою страницу в Facebook, в которой содержится краткая информация о том, что она является "Директором в БФ "СВЕЧА".
При изучении указанной страницы выявлен ряд публикаций, носящий политический характер.
Так, 15.07.2020 размещены фотографии, в которых запечатлено участие руководителя Организации М.В. Я. в акции против внесенных в Конституцию Российской Федерации поправок, прошедшей 15.07.2020 в центре Санкт-Петербурга; "Maria Jacovleva сейчас здесь: Малая Садовая улица. #нетпоправкам #скажинет Подписала коллективное письмо с требованием отменить результаты голосования по поправкам в конституцию".
04.06.2020 размещено обращение, подписанное 313 депутатами из 33 регионов России, следующего содержания: "... Мы призываем всех граждан России к публичному несогласию с узурпацией власти".
22.06.2019 размещена фотография, на которой изображена М.В. Я. с плакатом "... нужен закон о домашнем насилии".
Минюст пришел к выводу, что Фонд в лице своего руководителя участвует в политической деятельности в форме формирования общественно-политических взглядов и убеждений; действий, направленных на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов; распространения, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике.
Кроме того, в пользовании Фонда имеется сайт http://rusaids.net. На указанном сайте публикуются материалы, в том числе носящие политический характер.
Так, 03.03.2020 имела место публикация "Секс-работники приняли участие в общественном обсуждении проекта Кодекса об административных правонарушениях на кануне Международного дня защиты прав секс-работников". Согласно тексту публикации: "... Последствия, которые наступают после наказания за занятие проституцией, несправедливы и несоразмерны совершенному деянию. Информация о тех, кого наказали за проституцию, храниться без сроков давности: последствия будут преследовать всю жизнь, отражаясь на детях и семьях. Это противоречит принципу "Справедливости и соразмерности наказания" или ст. 1.14 Проекта. Итак, статья 6.12 проекта КоАП, противоречит принципам и букве российского законодательства, и подобно статье 6.11 действующего кодекса будет оставаться почвой для коррупции среди сотрудников полиции, которые зачастую вымогают у секс-работников деньги или заставляют их оказывать им секс-услуги";
11.05.2019 имело место публикация "Меня задерживали больше десяти раз", в котором содержится интервью с директором благотворительного фонда "Свеча" М.Я... Согласно тексту публикации: "... Сказывается ли на вашей работе отсутствие заместительной терапии в России? Наркосцена сейчас очень изменилась, появилось много солей (синтетический наркотик) и амфитаминов. Героина практически нет, есть какое-то количество метадона. Заместительная терапия не актуальна для потребителей солей. Тем не менее она нужна. Несмотря на то, что сегодня с ее помощью можно спасти гораздо меньше людей, чем раньше." и др.
На сайте http://rusaids.net, находящемся в пользовании Организации, 29.05.2017 размещен ряд обращений Общественного механизма мониторинга реформы наркополитики в Российской Федерации в адрес должностных лиц органов государственной власти: 1) О проблеме чрезмерного использования метода уголовных и административных наказаний в так называемой "борьбе" с наркотиками. 2) О приведении законодательства Российской Федерации в сфере наркополитики и общественного здравоохранения в соответствие с международными стандартами защиты женщин от гендерной дискриминации. 3) О приведении законодательства Российской Федерации в сфере наркополитики и общественного здравоохранения в соответствие с международными стандартами защиты женщин от гендерной дискриминации на основании ст. 19 Конституции РФ, а также c общепризнанными принципами и нормами международного права".
По мнению Минюста России, размещение вышеуказанной информации на сайте и обеспечение к ней свободного доступа со стороны неопределенного круга лиц указывает на осуществление Фондом политической деятельности в форме распространения, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике.
Кроме того, в ходе проверки было установлено, что Фонд в период с февраля 2017 года по декабрь 2019 года получал иностранное финансирование, в том числе, опосредованно на общую сумму 11 066 000 рублей.
Источниками иностранного финансирования являлись: Филиал Фонда ЭХФ (ИНН 9909406741), Ассоциация пациентов и специалистов, помогающих людям с ВИЧ, вирусными гепатитами и другими социально значимыми заболеваниями "Е.В.А." (ОГРН 1107800010658); Фонд "Открытый институт здоровья населения" (ОГРН 1037703000125).
В ходе судебного разбирательства судом было обозрено письмо Росфинмониторинга о перечислении указанными организациями иностранного финансирования в адрес Фонда.
По мнению Минюста России в деятельности Фонда выявлены признаки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента: - в проверяемом периоде Фонд получал денежные средства от иностранных источников; - установлено осуществление Фондом в проверяемом периоде политической деятельности путем: распространения, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике; формирования общественно-политических взглядов и убеждений; действий, направленных на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов.
По итогам проверки Минюстом России было издано оспариваемое распоряжение от 25.12.2020 N 1286-р о включении Фонда в Реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административным ответчиком достоверно установлено поступление денежных средств в Фонд от иностранных организаций и осуществление Фондом политической деятельности.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.
В силу п. 7 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, уполномоченный орган включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр.
Как указывалось Конституционным судом РФ политическая деятельность характеризуется действиями, имеющими цель оказать влияние на институты и органы государственной власти для реализации индивидуальных, групповых или институциональных интересов, выходящие за пределы служебных обязанностей, а также индивидуальные или коллективные действия, направленные на формирование и изменение политической воли граждан.
Из содержания взаимосвязанных положений пункта 6 статьи 2, абзаца второго пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", вытекает, что некоммерческая организация - для того чтобы быть признанной выполняющей функции иностранного агента - должна:
быть российской некоммерческой организацией, что исключает отнесение к некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, международных и иностранных организаций, включая их представительства (филиалы), открытые на адрес;
получать денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ). При этом ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения не имеют, чем, по существу, блокируется возможность произвольного истолкования и применения указанных законоположений в части, относящейся к условиям получения иностранного финансирования. Вместе с тем важно учитывать, что соответствующие денежные средства и иное имущество должны быть не просто перечислены (направлены в адрес) некоммерческой организации, а приняты ею; если же она отказывается от их получения и возвращает иностранному источнику, тем более когда такие действия предпринимаются до начала участия в политической деятельности, объявление себя некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не требуется. В противном случае некоммерческие организации были бы поставлены в положение, не согласующееся с презумпцией законности и добросовестности их деятельности и не позволяющее им определять приемлемые источники получаемых денежных средств и иного имущества и самостоятельно решать вопрос об их принятии;
участвовать в политической деятельности, осуществляемой на адрес, т.е. независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, участвовать (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Их формы могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
При этом формы политической деятельности могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
Осуществляемая Организацией деятельность подпадает под понятие политической.
Учитывая, что в ходе проверки было установлено поступление денежных средств в Фонд от иностранных организаций и осуществление политической деятельности, то суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию истца, выраженную им в суде первой инстанции, оснований согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 25 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Программно-целевого Благотворительного фонда "СВЕЧА" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.