Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-304/2020 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Дорогомиловского районного суда адрес от 24 ноября 2020 года, которым постановлено:
административное исковое заявление фио к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным действия государственного органа, обязании совершить определенные действия - оставить без удовлетворения, УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратился в суд с административным иском и просил признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес по осуществлению перехода государственной регистрации права собственности в отношении принадлежащей ему квартиры, расположенной по адресу адрес, кв. 318, мотивируя требования тем, что 08 октября 2019 года на основании заявления и приложенных к нему документов, представленных Росреестр в форме электронных документов, было зарегистрировано право собственности фио, однако договор купли-продажи административный истец не заключал, заявление о регистрации перехода права собственности не подавал, в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали основания для проведения государственной регистрации сделки.
Административный истец фио в судебном заседании требования административного иска поддержал.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Москве в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на административный иск, в котором возражал против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец со ссылкой на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, заинтересованного лица фио, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как следует из материалов дела, фио являлся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: адрес.
26.09.2019 года от фио и фио в адрес Выхино-Жулебино поступило с заявление о государственной регистрации перехода права собственности в отношении объекта недвижимости за вх. N 77/003/222/2019-4161, на основании заключенного между ними договора купли-продажи от 26.09.2019 года.
26.09.2019 в 14 ч. 11 мин. ведущим специалистом по предоставлению услуг МФЦ адрес сформировано заявление о государственной регистрации перехода права собственности N 77/003/222/2019-4161, выдана опись документов, принятых для оказания государственных услуг, на заявлении проставлена удостоверительная надпись подлинности подписи лиц, обратившихся с целью осуществления регистрационных действий.
Заявление фио (продавца) и фио (покупателя) с приложенным договором купли-продажи явились основанием для регистрации Управлением Росреестра по адрес перехода права собственности на спорный объект недвижимости.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, действия регистрирующего органа, которому представлен пакет документов, необходимый для регистрации перехода права собственности был представлен, носили законный характер; личность заявителей была удостоверена сотрудником многофункционального центра, не вызывала сомнений в достоверности при регистрации сделки.
Данные выводы суда признаются судебной коллегией правильными.
На основании части 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно статье 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании пункта 1 части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" заявление в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулировании.
Процедура оказания государственной услуги предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество регламентирована Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) Государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278(далее Административный Регламент").
В силу пункта 55 Административного регламента заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке
Таким порядком является Приказ Росреестра от 30.12.2020 N П/0509 "Об установлении порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, а также об их приостановлении и об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2021 N 63271)(далее Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка заявление и прилагаемые к нему документы представляются по выбору заявителя: 1) в форме документов на бумажном носителе при личном обращении: в орган регистрации прав независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений органа регистрации прав, опубликованному на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт); к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме согласно перечню подразделений органа регистрации прав, опубликованному на официальном сайте; через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню многофункциональных центров, опубликованному на официальном сайте.
В силу пункта 3 Порядка заявление в форме документа на бумажном носителе подписывается собственноручной подписью правообладателя, сторон договора, лица, чье право ограничивается и обременяется объект недвижимости, лица, в пользу которого ограничивается право и обременяется объект недвижимости, или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденными Верховным Советом Российской Федерации 11.02.1993 за N 4462-1 (далее - Основы), а также иных лиц в предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон), другими федеральными законами случаях (далее - заявитель).
На основании пункта 58 Административного регламента к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, указанные в части 2 статьи 14 Закона о регистрации и являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные Законом о регистрации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно подпункту 2 пункта 59 Административного регламента документами-основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В силу пункта 60 Административного регламента при представлении заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав посредством личного обращения физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица - также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом.
Учитывая, что заявление о государственной регистрации сделки с приложением всех необходимых документов было передано в Управление Росреестра по Москве через многофункциональный центр, данные и подписи лиц, подавших заявление, были удостоверены сотрудником МФЦ, оснований для отказа в проведении государственной регистрации перехода права у административного ответчика не имелось.
То обстоятельство, на которое обращено в доводах апелляционной жалобы, что административный истец не заключал сделку купли-продажи и не подписывал заявление на ее регистрацию; по факту незаконного выбытия из владения административного истца квартиры возбуждено уголовное дело, отмены решения не влечет, поскольку в данном случае не влияет на правомерность действий регистрирующего органа, который указанной информацией не обладал; а в силу ст.10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданского оборота предполагается, пока не доказано иное.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не привлек к участию в деле в качестве соответчика многофункциональный центр, основаниями для отмены решения служить не могут, поскольку в силу части 5 статьи 41 КАС РФ на суд возложена обязанность привлечь соответчика к участию в деле в случае, если невозможно рассмотреть спор без его участия, в рассмотренном споре препятствий в рассмотрении дела, предметом исследования которого являлись действия Росреестра по Москве, суд не усмотрел.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат данных, которые имели бы существенное значение для разрешения спора или сведений, опровергающих выводы решения суда, в связи с чем, оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам жалобы не имеется.
Нарушение норм материального и процессуального права, повлекшее вынесение незаконного решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дорогомиловского районного суда адрес от 24 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца фио - без удовлетворения.
Решение районного суда и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.