Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В., судей Кирпиковой Н.С., Михайловой Р.Б.
при секретаре Щербаковой Ю.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пудовкина Сергея Александровича к ФСИН России о признании действий (бездействия) незаконными, обязании перевести в иное исправительное учреждение, компенсации морального вреда (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N 2а-172/2021)
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика ФСИН России по доверенности Семенова В.В. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 12 марта 2021 года о частичном удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пудовкин С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), указывая на нарушение прав при отбывании наказания в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми на значительном удалении от места жительства родственников (г.Санкт-Петербург); административный истец просил обязать административного ответчика перевести его для отбывания наказания в исправительное учреждение ближе к месту жительства родственников, компенсировать моральный вред в размере сумма
В обоснование заявленных требований административный истец указывал на то, что отбывает наказание по приговору суда в исправительном учреждении на территории Республики Коми, на значительном удалении от места жительства родственников (г.Санкт-Петербург), с которыми в силу отсутствия у них финансовых возможностей, состояния здоровья, возраста он лишен возможности иметь свидания и, тем самым, поддерживать родственные связи. Административный истец полагал действия административного ответчика незаконными, нарушающими его права на уважение личной (семейной) жизни, гарантированные статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Решением Замоскворецкого районного суда города Москвы от 12 марта 2021 года заявленные Пудовкиным С.А. требования удовлетворены частично; в пользу административного истца взыскана с казны Российской Федерации компенсация морального вреда в размере сумма; в удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика ФСИН России по доверенности Семенов В.В. ставит вопрос об отмене данного судебного акта как незаконного, утверждая о нарушении судом норм материального права, несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам; в обоснование доводов заявитель указывает на то, что нарушений законодательства при направлении осужденного Пудовкина С.А. для отбывания наказания в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми не допущено.
Лица, участвующие в административном деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, об отложении слушания не просили; руководствуясь ст.ст. 150 и 152 КАС РФ судебная коллегия определилао рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
При рассмотрении административного дела установлено и подтверждается представленными материалами, что ранее не судимый Пудовкин С.А. до ареста проживал по адресу: адрес.
Вступившим в законную силу приговором Выборгского городского суда от 26.04.2018 осужден по ст. 228.1 УК РФ к 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
После вступления приговора суда в законную силу в соответствии с частью 2 статьи 73 УИК РФ и указанием ФСИН России N исх-02-50077 от 17.07.2018 осужденный Пудовкин С.А. был направлен административным ответчиком для отбывания наказания в исправительное учреждение УФСИН России Республики Коми, где имелись условия для размещения данной категории осужденных.
05.02.2021 года Пудовкин С.А. был освобожден из ФКУ ИК-49 УФСИН России Республики Коми в связи с постановлением суда о замене неотбытой части наказания более мягким видом - принудительными работами сроком на 2 года 6 месяцев 13 дней.
В настоящее время Пудовкин С.А. отбывает наказание в виде принудительных работ в ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Республике Коми.
Частично удовлетворяя заявленные Пудовкиным С.А. требования, суд исходил из того, что осужденный был направлен для отбывания наказания в распоряжение УФСИН России по Республике Коми, на значительном удалении от места жительства и места проживания родственников (г. Санкт-Петербург), что препятствует иметь свидания с ними и поддерживать родственные связи; при этом, ФСИН России не представлено обоснование того, по каким причинам Пудовкин С.А. был направлен для отбывания наказания именно в распоряжение УФСИН России по Республике Коми; как и не представлено доказательств того, что отсутствовала объективная возможность для направления Пудовкина С.А. для отбывания наказания в близлежащий регион от места жительства; в то же время в ходе судебного разбирательства установлено, что на 01 сентября 2018 года не был исчерпан лимит осужденных в исправительных учреждениях Рязанской и Нижегородской областях; суд, оценив причиненные осужденному страдания и их степень, взыскал в его пользу компенсацию в размере сумма, посчитав ее соразмерной допущенному нарушению.
Оснований не согласиться с такими суждениями и выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, они соответствуют законодательству и фактическим обстоятельствам, подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств, получивших надлежащую правовую оценку суда.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе порядок и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что совершенные им действия (бездействие), принятое решение соответствует закону (часть 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.
В соответствии с положениями статьи 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний (часть 1); при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом (часть 2).
Согласно части 1 статьи 89 УИК РФ осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания.
Согласно статье 73 УИК РФ осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их письменного согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации. В случаях, указанных в части второй.1 настоящей статьи, осужденный отбывает наказание в исправительном учреждении, расположенном на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника (часть 1); при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства осужденного к лишению свободы или по месту его осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденного в имеющихся исправительных учреждениях по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы осужденный направляется в исправительное учреждение, расположенное на территории другого, наиболее близко расположенного субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для его размещения.
Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и их перевода из одного исправительного учреждения в другое регламентирован Инструкцией о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.01.2018 г. N 17, которыми предусмотрены аналогичные положения.
Как справедливо отмечено в Постановлении Европейского Суда по правам человека по жалобам "Полякова и другие против России" (вынесено 17 марта 2017 года, вступило в законную силу 03 июля 2017 года), государство в лице компетентных органов, в данном случае ФСИН России обязано обеспечить уважение достоинства, присущего человеческой личности, в том числе при географическом распределении заключенных, с тем, чтобы адекватно оценить индивидуальную ситуацию заключенного и его родных, учесть все факторы, которые на практике влияют на возможность посещения заключенного в определенном исправительном учреждении, обеспечивать заключенным разумную степень контактов с их семьями, предотвратить разрыв семейных связей, иное означает нарушение статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с несоблюдением права на уважение семейной жизни ввиду направления заключенных для отбывания наказания в исправительные учреждения, расположенные на значительном отдалении от места проживания их семей и близких.
С учетом изложенного, административный ответчик обязан учитывать то обстоятельство, имеет ли реальную возможность осужденный в период отбывания наказания в виде лишения свободы поддерживать семейные связи.
Как разъяснено в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", определение или изменение конкретного места отбывания осужденными уголовного наказания в виде лишения свободы не могут быть произвольными и должны осуществляться в соответствии с требованиями закона. Следует учитывать законные интересы осужденных, обеспечивающие как их исправление, так и сохранение, поддержку социально полезных семейных отношений (ст.ст. 73 и 81 УИК РФ). Судам следует устанавливать наличие возможности (невозможности) на момент направления таких лиц их размещения в имеющихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации исправительных учреждениях необходимого вида. При разрешении административного дела об оспаривании направления в исправительное учреждение осужденного из числа указанных в части 4 статьи 73 УИК РФ, суд также надлежащим выяснять мотивы выбора административным ответчиком конкретного учреждения, в том числе с точки зрения его расположения.
В нарушение части 11 статьи 226 КАС РФ доказательств невозможности на момент направления административного истца из Санкт-Петербурга в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми его размещения в имеющихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также ближайших к нему исправительных учреждениях (в частности, на территории Рязанской и Нижегородской областях) необходимого вида, не представлено; мотивы выбора административным ответчиком ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми для размещения административного истца не ясны. В тоже время налицо географическая отдаленность и сомнительной представляется транспортная доступность указанного учреждения от места проживания близких родственников осужденного, что объективно свидетельствует о нарушении административным ответчиком закона и права осужденного на уважение семейной жизни.
Деятельность ФСИН России относится к сфере публичного права. В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивать соблюдение прав и законных интересов граждан, осужденных, в противном случае нести ответственность, компенсировать вред за причиненные страдания.
Оценивая применительно к изложенному собранные по административному делу доказательства в их совокупности, судебная коллегия находит, что суд пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении требований. Присужденный Пудовкину С.А. размер компенсации сторонами не оспаривается; оснований полагать, что при его определении не учтены судом все заслуживающие внимание факторы и обстоятельства, в связи с которыми административным ответчиком нарушены права осужденного, не имеется.
Решение суда является законным и обоснованным.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, закон, подлежащий применению к рассматриваемым правоотношениям; верно распределил бремя доказывания между сторонами; выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу; по сути, повторяют правовую и процессуальную позицию ФСИН России в суде первой инстанции и направлены на переоценку доказательств и правильно установленных по делу фактических обстоятельств.
Правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по административному делу доказательств в настоящем случае согласно закону отсутствуют; оценка собранных по делу доказательств произведена судом по правилам статьи 84 КАС РФ и является надлежащей.
Несогласие административного ответчика с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Ограничения в правах человека и гражданина лиц, совершивших преступления, в связи с применением к ним уголовного наказания в виде лишения свободы в качестве меры государственного принуждения не предполагают разрыва семейных связей осужденных во время отбывания ими наказания.
Само по себе право осужденного иметь свидания с близкими и родственниками, вести переписку, не освобождает административного ответчика от обязанности учитывать географические и социально-экономические факторы, без которых указанное право не может быть реализовано; определение для конкретного осужденного места отбывания наказания не должно производиться в отрыве от общих норм о порядке направления осужденных для отбывания наказания с учетом мест их жительства и места проживания родственников, которое в настоящем случае составляет более 1 000 км и расположены не в сопредельных регионах.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. По материалам административного дела безусловных оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены решения суда не установлено.
У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 12 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика ФСИН России по доверенности Семенова В.В. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.