Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей Р.Б. Михайловой, С.И. Коневой, при секретаре И.В. Бондарь, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца А.М. Кудрякова по доверенности фио на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 25 февраля 2021 года по административному исковому заявлению А.М. Кудрякова к Управлению Росреестра по г. Москве о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка, установила:
А.М. Кудрякова обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Москве, в котором просил признать незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером... по адресу: г. Москва, адрес, адрес, уч...
Административный истец полагал нарушенными свои права, ссылаясь на отсутствие недостатков межевого плана, подготовленного кадастровым инженером.
Решением Черемушкинского районного суда города Москвы от 25 февраля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представителя административного истца А.М. Кудрякова по доверенности фио ставится вопрос об отмене решения, как незаконного.
В заседании судебной коллегии представитель административного истца А.М. Кудрякова по доверенности фио поддержала доводы апелляционной жалобы.
Судебная коллегия на основании статей 150, 152 КАС РФ нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела и решение суда, выслушав представителя административного истца, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия пришла к выводу о наличии предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Никем из лиц, участвующих в деле, не оспариваются обстоятельства, установленные судом первой инстанции на основании имеющихся в деле доказательств, в соответствии с которыми А.М. Кудрякову принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером.., площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: г. Москва, адрес, адрес, уч.., относящийся к землям населенных пунктов и предоставленный для индивидуального жилищного строительства.
18 сентября 2019 года А.М. Кудряков, уточнив сведения о местоположении границ земельного участка, обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственном кадастровом учете своего земельного участка, внесении сведений о местоположении земельного участка в ЕГРН.
К заявлению были приложены доверенность представителя, межевой план от 20 мая 2019 года, подготовленный кадастровым инженером фио, акт согласования местоположения границ земельного участка.
25 сентября 2019 года Управлением Росреестра по Москве принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета N77/19-127459 на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", предусматривающей приостановление по решению государственного регистратора прав осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В решении отмечено отсутствие в межевом плане в нарушение пунктов 22 и 25 Приказа Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования) сведений, подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка.
Согласно пункту 70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка, площадью 1500 кв. м, на местности в указанных границах пятнадцать и более лет.
16 сентября 2020 года А.М. Кудряков был уведомлен об отказе в осуществлении кадастрового учета данного земельного участка на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того что недостатки межевого плана не позволяли осуществить кадастровый учет изменений земельного участка, что давало правовые основания для приостановления регистрационных действий, по поводу которых возник спор.
Судебная коллегия с таким выводом не соглашается в силу следующего.
По данному делу имеется спор в отношении правильности оформления межевого плана от 20 мая 2019 года, подготовленный кадастровым инженером фио.
Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года N921 утверждены Требования к подготовке межевого плана, согласно п. 70 которых выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации.
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
Этим требованиям представленный на государственную регистрацию межевой план соответствует.
Из схемы расположения земельного участка и его чертежа следует, что земельный участок с кадастровым номером.., площадью 1500 кв.м. имеет неправильную форму, местоположение границ согласовано со смежными землепользователями в индивидуальном порядке 31 марта 2019 года, что подтверждается актом.
Несмотря на отсутствие возможности установления границы земельного участка по существующим на местности более пятнадцати лет границам, ввиду отсутствия в радиусе 40 метров не менее трех долговременных, четко опознаваемых объектов местности, кадастровый инженер обозначил границы участка по его ограждению, а также по плодовым деревьям и кустарникам.
Учтено судебной коллегией и то, что права на земельный участок возникли у А.М. Кудрякова в 1997 году.
Судебная коллегия также обращает внимание, что деятельность Управления Росреестра по Москве относится к сфере публичного права.
В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, такие лица должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан.
К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти.
При рассмотрении дел суд не вправе ограничиваться формальным установлением обстоятельств.
Вместе с тем, акт органа публичной власти подлежит оценке судом на предмет соответствия закону в том виде, в котором орган власти принял акт.
Судебный контроль не призван расширительно толковать акты органов публичной власти, которые обладают достаточной самостоятельностью, предоставленной им государством при осуществлении своих функций.
Решение Управления о приостановлении государственной регистрации от 25 сентября 2019 года не содержало фактов недостоверности текстового или графического описания границ данного земельного участка. Несмотря на то, что кадастровым инженерном установлены долговременные, четко опознаваемые объекты местности, о чем указано в заключении, государственный регистратор в своем решении о приостановлении регистрационных действий настаивает на ином текстовом и картографическом описании границ, не конкретизируя свое требование.
Изложенное в заключении кадастрового инженера обоснование результатов кадастровых работ требовало тщательной проверки в порядке правовой экспертизы документов, о чем и просил А.М. Кудряков в заявлении.
При указанных обстоятельствах основания для приостановления государственного кадастрового учета и отказа в совершении регистрационных действий отсутствовали.
При таком положении районный суд, учитывая характер заявленных требований, пришёл к ошибочному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в соответствии с пп. 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ оно подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении административного иска А.М. Кудрякова о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка.
В то же время судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения требований в части возложения на административного ответчика обязанности осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка.
В данной ситуации судебной коллегией установлено, что заявления А.М. Кудрякова о государственном кадастровом учете по существу Росреестром по Москве не были рассмотрены, поэтому на указанный орган государственной власти следует возложить обязанность повторно рассмотреть по существу заявление истца.
Руководствуясь ст. 311, пп. 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 25 февраля 2021 года отменить и принять по делу новое решение о частичном удовлетворении административного иска.
Признать незаконным решение Управления Росреестра по г. Москве от 16 сентября 2020 года N... об отказе государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером... по адресу: г. Москва, адрес, адрес, уч...
Обязать Росреестр по Москве в установленном законом порядке и сроки рассмотреть заявление А.М. Кудрякова и принять решение в соответствии с законом.
В остальной части заявленных требований отказать.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.