Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Ставича В.В, судей Коневой С.И, Михайловой Р.Б, при секретаре Бондарь И.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Коневой С.И. административное дело по апелляционной жалобе истца Охрименко Л.М на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 15 марта 2021 года по административному делу N 2а-168/21 по административному иску Охрименко Л.М. к ФКУ "ГИАЦ МВД России" о признании ответа незаконным, УСТАНОВИЛА:
Охрименко Л.М. обратилась в суд с административным иском к ФКУ "ГИАЦ МВД России", в котором просила признать незаконным ответ на обращение от 12.11.2020 года и возложить на административного ответчика обязанность изъять из базы данных сведения об имеющейся судимости.
В обоснование заявленных требований указала, что приговором Пресненского районного суда г. Москвы от 12 октября 2001 года она осуждена по ч. 1 ст. 200 УК РФ. Однако совершенное ею деяние было декриминализовано Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ.
Вместе с тем сведения о привлечении ее к уголовной ответственности были внесены в базу данных МВД России и сохранены до настоящего времени, что влечет для нее неблагоприятные последствия, нарушает ее права на тайну частной жизни, создает препятствия к осуществлению прав и свобод, в том числе выбор сферы деятельности и места работы.
Она обратилась с заявлением об исключении из базы данных МВД России вышеуказанных сведений, однако в удовлетворении заявления ей было отказано. Считает такой отказ незаконным.
Решением Черемушкинского районного суда г. Москвы от 15 марта 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Охрименко Л.М. просит решение суда отменить, поскольку считает, что судом не дано надлежащей оценки приведенным доводам.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приговором Пресненского районного суда г. Москвы от 12 октября 2001 года, Охрименко Л.М. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 200 УК РФ и ей назначено наказание в виде штрафа.
Соответствующие сведения внесены в базы данных МВД России и хранятся до настоящего времени.
23.10.2020 года Охрименко Л.М. обратилась с заявлением, в котом просила изъять из базы данных сведения о судимости.
12 ноября 2020 года на указанное обращение врио начальника оперативно-справочного центра ФКУ "ГИАЦ МВД России" был дан ответ N 3/2077719254964, из содержания которого следует, что изменение уголовного законодательства, которым преступление, совершенное конкретным лицом, было декриминализовано, не означает, что информация о таких лицах и фактах уголовного преследования, привлечения к уголовной ответственности подлежит уничтожению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушений прав административного истца.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Согласно справке о наличии (отсутствии) судимости от 13.11.2017 года N 13/5-О17-359 Охрименко Л.М. была осуждена Пресненским районным судом г. Москвы 12.10.2001 года по ч. 1 ст. 200 УК РФ к штрафу.
Данные сведения соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 года "О полиции" полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, и вносить в банки данных информацию о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, о лицах, осужденных за совершение преступления, о лицах, совершивших административное правонарушение. Ранее данное право было предоставлено органам внутренних дел п. 14 ст. 11 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции".
Кроме того, к полномочиям органов полиции относится предоставление государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования в порядке, предусмотренном Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденным Приказом МВД России от 27.09.2019 года N 660.
В соответствии с п. 76.3 указанного Административного регламента в графе "имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе имевшейся ранее) на территории Российской Федерации" при наличии сведений об имевшейся ранее судимости указываются: дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которым лицо было осуждено, срок и вид наказания.
Наличие в справке информации об имевшейся судимости само по себе не влечет нарушение прав заявителя.
Обработка данных об имевшейся судимости, включая их хранение для определенных и законных целей, осуществляется на законной и справедливой основе, обеспечивает точность персональных данных, их достаточность, актуальность по отношению к целям обработки персональных данных, следовательно, соответствует принципам обработки персональных данных, закрепленным в ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
Доводы об отсутствии оснований для хранения в базе данных информации о факте судимости Охрименко Л.М, а также о наличии оснований для исключения данных сведений из базы данных, обоснованно отклонены судом первой инстанции как основанные на неправильном понимании норм права, поскольку на федеральный учет ставится информация об осужденных лицах.
Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", закрепляющий права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности (статья 2) и обязанностей (статья 12) и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.
Согласно взаимосвязанным положениям частей 1 и 3 статьи 17 указанного Федерального закона полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, и вносить в банки данных о гражданах информацию, в том числе о лицах, осужденных за совершение преступления.
Пунктом 33 ч. 1 ст. 13 указанного Федерального закона для выполнения возложенных на полицию обязанностей ей предоставлено право использовать в деятельности информационные системы, формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, разыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное.
Таким образом, с учетом правовой основы деятельности и в целях выполнения установленных требований приведенного законоположения полиция обязана осуществлять обработку персональных данных граждан, связанных с фактами их судимостей.
Изменение уголовного законодательства, которым преступление, совершенное конкретным лицом, было декриминализовано, не означает, что информация о таких лицах и фактах уголовного преследования, привлечения к уголовной ответственности подлежит уничтожению.
При этом наличие сведений об имевшейся судимости само по себе не влечет нарушение прав Охрименко Л.М, поскольку МВД России осуществляет лишь обработку персональных данных в виде совершения действий по предоставлению имеющейся в банке данных информации о факте судимости и не принимает решение о допуске к выбираемой гражданином деятельности, непосредственно определяющее правовые последствия, связанные с наличием такого факта.
Обработка данных об имевшейся судимости, включая их хранение для определенных и законных целей, осуществляется на законной и справедливой основе, обеспечивает точность персональных данных, их достаточность, актуальность по отношению к целям обработки персональных данных, следовательно, соответствует принципам обработки персональных данных, закрепленным в ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения административных исковых требований не имелось.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Фактические обстоятельства по делу установлены правильно и доводами апелляционной жалобы не опровергаются.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, сводятся, по сути, к иной правовой оценке собранных по делу доказательств и к повторному изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 15 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Охрименко Л.М. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.