Судья судебной коллегии по административным делам Московского городского суда Конева С.И., рассмотрев частную жалобу Лохматовой Е.В. и Лохматова А.А. на определение судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 30 апреля 2021 года о возвращении административного заявления (Ма-1313/2020), УСТАНОВИЛА:
Лохматова Е.В. и Лохматов А.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к руководителю ГУФССП России по Санкт-Петербургу и директору ФССП России, в котором просили признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации.
В обоснование доводов указали, что на официальном сайте ФССП России fssp. gov. ru размещена информация о персональных данных административных истцов без их согласия на обработку персональных данных и осуществлен незаконный доступ к их частной жизни.
Определением судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 30 апреля 2021 года административное исковое заявление возвращено.
В частной жалобе административные истцы просят определение судьи отменить, поскольку полагают, что судьей первой инстанции неправильно определена подсудность заявленного спора.
Проверив представленные материалы, доводы частной жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуника-ционных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В силу положений ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 указанного Федерального закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуника-ционных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Из содержания ч. 6 ст. 10 указанного Федерального закона следует, что запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Частью 1 ст. 15.1 указанного Федерального закона предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система (Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В Реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (пункты 1 и 2 ч. 2 ст. 15.1 указанного Федерального закона).
При этом в силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 указанного Федерального закона основанием для включения в Реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Из анализа содержания приведенных положений указанного Федерального закона следует, что информация, которая может быть признана в порядке главы 27.1 КАС РФ судом запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, должна носить ярко выраженный противоправный характер, наносящий вред неопределенному кругу лиц, представлять собой угрозу интересам Российской Федерации, безопасности и правопорядку, создающей опасность для населения Российской Федерации.
В то же время, в данном случае истцами ставится вопрос о принятии мер в рамках статьи 15.1 указанного Федерального закона, необходимых для защиты от несоответствующих действительности сведений, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также от обработки персональных данных без согласия субъекта персональных данных.
Между тем в таком случае предусмотрен иной порядок ограничения доступа к подобной информации, а также иной способ защиты нарушенного права.
В то же время, заявитель не вправе подавать в суд административное исковое заявление в порядке ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ, п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ о признании персональной информации, размещенной без согласия на обработку персональных данных, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Из содержания положений п. 2 ч. 1 ст. 128 КАС РФ следует, что судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или публичных интересов органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым КАС РФ или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
Таким образом, в принятии настоящего административного искового заявления необходимо было отказать.
Судом первой инстанции указанные обстоятельства и нормы права не были приняты во внимание, что повлекло вынесение необоснованного определения.
В соответствии с п. 2 ст. 316 КАС РФ суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, вправе отменить определение суда и разрешить вопрос по существу.
На основании прихожу к выводу об отмене определения суда первой инстанции и об отказе в принятии административного искового заявления.
Руководствуясь ст. 316 КАС РФ, ОПРЕДЕЛИЛА:
определение судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 30 апреля 2021 года отменить.
Отказать в принятии административного искового заявления.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья С.И. Конева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.