Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Ставича В.В, судей Коневой С.И, Тиханской А.В, при секретаре Анохиной А.М, рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи Коневой С.И, административное дело по апелляционной жалобе Назари М.А. на решение Басманного районного суда г. Москвы от 01 февраля 2021 года по административному делу N 2а-62/2021 по административному исковому заявлению Назари М.А. к ГУВМ МВД России о признании решения незаконным, УСТАНОВИЛА:
гражданин Исламской Республики *** Назари М.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение ГУВМ МВД России по г. Москве от 30.07.2020 года N 1650.
В обоснование доводов указал, что решением ГУ МВД России по г. Москве ему было отказано в предоставлении временного убежища на территории РФ.
Оспариваемым решением было отказано в удовлетворении жалобы на решение ГУ МВД России по г. Москве.
Считает, что в предоставлении временного убежища ему было отказано необоснованно, поскольку не исследованы обстоятельства, вынудившие административного истца обратиться в компетентные органы за предоставлением временного убежища, он не может вернуться в страну гражданской принадлежности по причине продолжающихся на территории *** ожесточенных боевых действий, а также в связи с заключением брака с гражданкой Российской Федерации.
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 01 февраля 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, поскольку считает, что судом не дано надлежащей оценки приведенным в административном исковом заявлении доводам.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Назари М.А, является гражданом ***, уроженец г. ***, вероисповедание - ***, национальность - ***.
На территорию Российской Федерации прибыл 08.02.2010 года воздушным транспортом на основании многократной визы, целью поездки была указана деловая, принимающая сторона РОО "Афганское единство".
Личность заявителя удостоверена национальным заграничным паспортом, выданным 14.05.2019 года Посольством *** в г. Москве, сроком действия до 14.05.2024 года.
На территории ***родственников не имеет, родители, два брата и две сестры проживают в Республике ***, сестра проживает в ***на основании вида на жительство.
Состоит в браке с гражданкой Российской Федерации К.Р.М.
При подаче заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации указал, что фактически пребывает по адресу: г. Москва, ***. Источник средств к существованию - осуществления трудовой деятельности в качестве продавца в ***, г. Москва, без оформления разрешительных документов.
Ранее в предоставлении временного убежища было отказано.
27.06.2019 года Назари М.А. обратился с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, обосновав его опасением за свою жизнь в случае возвращения в ***. Указал, что территорию страны гражданской принадлежности покинул по причинам преследования со стороны представителей движения "Талибан", вымогательства денег, плохого состояния здоровья. Возвращаться на родину не желает по причине сложной военно-политической и экономической обстановки, отсутствия родственников и жилого помещения для проживания на территории страны гражданской принадлежности.
Также сообщил, что в *** его отец был чиновником, занимал высокий пост в Министерстве сельского хозяйства, в его адрес стали поступать угрозы от талибов с требованиями поддержки их радикального движения и выступления против действующей власти. Не выдержав угроз, испугавшись за жизнь детей, семья заявителя покинула страну гражданской принадлежности. Указал, что в настоящее время страдает хроническими заболеваниями печени и внутренних органов и нуждается в лечении (документально не подтверждено).
Решением ГУ МВД России по г. Москве от 24.09.2019 года Назари М.А. отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных п. 2 ст. 12 Федерального закона "О беженцах".
Данное решение заявитель обжаловал в установленном порядке в ГУВМ МВД России.
Решением ГУВМ МВД России N 1650 от 30.07.2020 года решение ГУ МВД России по г. Москве от 24.09.2019 года признано правомерным.
При проведении опроса Назари М.А. сообщил, что в стране гражданской принадлежности политической, религиозной, военной либо общественной деятельностью не занимался, к уголовной ответственности не привлекался, судим не был, проблем во взаимоотношениях с властями страны не имел, участия в боевых действиях не принимал.
Фактов, свидетельствующих о наличии объективных причин для опасения заявителя стать жертвой преследования или негуманного обращения в случае возвращения в ***, Назари М.А. не представил. Убедительных доводов в обоснование своего заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации не привел.
При выезде из страны гражданской принадлежности территорию Российской Федерации Назари М.А. рассматривал как транзитную страну, конечной целью его маршрута была территория Канады; длительное время находился на территории Российской Федерации с нарушением режима пребывания, осуществлял трудовую деятельность без оформления разрешительных документов.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение является законным и обоснованным.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Так, Федеральный закон от 19.02.1993 года N 4528-1 "О беженцах", устанавливая, среди прочего, правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (п.п. 1 п. 1 ст. 1).
Данный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (ст. 3), предусматривает также возможность предоставления данным лицам временного убежища (ст. 12).
Согласно п. 1 ст. 12 указанного Федерального закона предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 12 указанного Федерального закона временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ, либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории РФ.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В соответствии с п. 7 Положения порядка предоставления временного убежища на территории РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 года N 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию РФ либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).
При этом временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории РФ при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории РФ в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом со стороны лиц, не являющихся гражданами РФ, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории (Постановление от 27.04.2001 года N 7-П).
Оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и установленные на их основе обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии объективные доказательств и убедительных аргументов, подтверждающих опасения административного истца стать жертвой или быть подвергнутым наказанию, преследованию, реальным угрозам безопасности либо негуманному обращению в случае возвращения в страну гражданской принадлежности.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции верно установилюридически значимые обстоятельства, а также закон, подлежащий применению, доводам сторон и представленным ими доказательствам дал надлежащую правовую оценку.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 01 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Назари М.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.