Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Гордеевой О.В., Михайловой Р.Б., с участием прокурора Оглио Е.Ф., при секретаре Мироновой Ю.К., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В.
административное дело по апелляционным жалобам представителя административного истца Улановой Елизаветы Сергеевны по доверенности Смирнова Владимира Сергеевича, административного ответчика Лыскова фио на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 10 сентября 2021 года, которым постановлено:
Административный иск Улановой Елизаветы Сергеевны к Лыскову фио, Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве- муниципального адрес об отмене регистрации кандидата в депутаты, удовлетворить.
Отменить регистрацию кандидата Лыскова фио, зарегистрированного решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального адрес от 19 августа 2021 года N 12/15 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес в городе Москве по многомандатному избирательному округу N 4 Лыскова фио", УСТАНОВИЛА:
Уланова Е.С, зарегистрированный кандидат в депутаты Совета депутатов муниципального адрес в городе Москве по многомандатному избирательному округу N 4 решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве муниципального адрес N 5/2 от 31 июля 2021 года, обратилась в суд с административным иском, в котором просила отменить регистрацию кандидата Лыскова фио, зарегистрированного решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального адрес от 19 августа 2021 года N 12/15 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес в городе Москве по многомандатному избирательному округу N 4 Лыскова фио".
В обоснование требований административный истец указал, что избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в городе Москве- муниципального адрес решением N 1/1 от 10 июля 2021 года назначила выборы депутатов Совета депутатов муниципального адрес в городе Москве на 19 сентября 2021 года (далее - Решение о назначении выборов). Решение о назначении выборов опубликовано 12 июля 2021 года в электронном периодическом издании "Вестник Московской городской избирательной комиссии". 19 августа 2021 года ИКМО Щукино решением N12/15 зарегистрировала Лыскова фио кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 4. 31 июля 2021 года ИКМО Щукино решением N5/2 зарегистрировала Уланову Елизавету Сергеевну кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 4. В ходе проведения избирательной кампании истцу стало известно о том, что зарегистрированный по многомандатному избирательному округу N 4 кандидат Лысков Александр Дмитриевич использовал в целях достижения положительного для себя результата на выборах денежные средства помимо средств собственного избирательного фонда. Сумма таких расходов существенно превышает 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, что является основанием для отмены регистрации кандидата, согласно подпункту "б" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ. Данная информация стала истцу известна со слов агитаторов, которые оказывали услуги по проведению предвыборной агитации кандидату Лыскову А.Д. С их слов кандидат Лысков А.Д. проводил оплату услуг агитаторов путем перечисления денежных средств со счета своей личной банковской карты на банковские карты агитаторов, либо передавая деньги наличными. При этом никаких договоров с агитаторами на оказание услуг по проведению предвыборной агитации Лысков А.Д. не заключал, акты выполненных работ не подписывал, расписок за выдачу денежных средств не оформлял.
По информации агитаторов Лысковым А.Д. за период с 28 августа по 7 сентября 2021 года было перечислено в безналичном виде более сумма, наличными было передано около сумма. Всего кандидат Лысков А.Д. расходовал помимо средств собственного избирательного фонда более сумма, что значительно превышает 5 процентов предельного размера избирательного фонда кандидата.
В судебное заседание суда первой инстанции административный истец Уланова Е.С. не явилась, обеспечила явку своего представителя фио, который заявленные требования поддержал в полном объеме; административный ответчик Лысков А.Д. не явился, обеспечил явку своего представителя по доверенности фио, который исковые требования не признал, представил письменные объяснения Лыскова А.Д. и письменный отзыв на административный иск; представитель административного ответчика Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве- муниципального адрес в судебном заседании просил административный иск удовлетворить.
Судом постановлено приведенное выше решение, об изменении которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец Уланова Е.С, указывая на необходимость внести изменения в мотивировочную часть решения суда, исключив указание на положения статьи 226 КАС РФ, а также об отмене решения суда просит административный ответчик Лысков А.Д, ссылаясь в апелляционной жалобе на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение и неправильное применение норм материального права и норм процессуального права.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Улановой Е.С, административного ответчика Лыскова А.Д, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения представителя административного истца Улановой Е.С. по доверенности фио, представителей административного ответчика Лыскова А.Д. по доверенности фио, фио, представителя административного ответчика Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве- муниципального адрес по доверенности фио, заключение прокурора Оглио Е.Ф, полагавшей решение суда законным и обоснованным, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального и процессуально права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10 статьи 239 КАС РФ).
С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор (часть 11 статьи 239 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу подпункта "б" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов.
Согласно пункту 1 статьи 58 Федерального закона N 67-ФЗ кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.
В силу пункта 11 статьи 58 вышеуказанного Федерального закона N 67-ФЗ все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, в филиале публичного акционерного общества "Сбербанк России".
Согласно пункту 3 статьи 59 Федерального закона N 67-ФЗ средства избирательных фондов могут использоваться на предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера, оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами или юридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами своей избирательной кампании.
В соответствии с пунктом 5 статьи 59 Федерального закона N 67-ФЗ граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума только через соответствующие избирательные фонды, фонды референдума. Расходование в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме денежных средств, не перечисленных в избирательные фонды, фонды референдума, запрещается.
Согласно пункту 6 статьи 59 Федерального закона N 67-ФЗ кандидаты, избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума вправе использовать на оплату организационно-технических мероприятий по сбору подписей избирателей, участников референдума, а также на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, на осуществление другой деятельности, направленной на достижение определенного результата на выборах, референдуме, только денежные средства (в том числе собственные денежные средства избирательного объединения), поступившие в их избирательные фонды, фонды референдума в установленном законом порядке.
В силу пункта 6 статьи 58 Закона г. Москвы от 06.07.2005 N 38 (ред. от 19.05.2021) "Избирательный кодекс города Москвы" порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов устанавливается Городской комиссией по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва.
Согласно части 1 статьи 60 Избирательного кодекса города Москвы средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Средства избирательных фондов могут использоваться кандидатами, избирательными объединениями только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании.
В силу части 6 статьи 57 Избирательного кодекса города Москвы предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, баллотирующегося по одномандатному избирательному округу, не может превышать сумма, а баллотирующегося по многомандатному избирательному округу - сумма.
Судом установлено, что решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве- муниципального адрес от 10 июля 2021 года N 1/1 выборы депутатов Совета депутатов муниципального адрес в городе Москве назначены на 19 сентября 2021 года
19 августа 2021 года ИКМО Щукино решением N12/15 зарегистрировала Лыскова фио кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 4.
31 июля 2021 года ИКМО Щукино решением N5/2 зарегистрировала Уланову Елизавету Сергеевну кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 4.
Исходя из установленного Избирательным кодексом города Москвы предельного размера избирательного фонда кандидата на указанных выше выборах в сумма, 5 процентов будет составлять сумма.
Кандидатом Лысковым А.Д. в ПАО "Сбербанк" был открыт специальный избирательный счет N40810810038009417348. За период с 01.08.2021г. по 09.09.2021г. было внесено сумма, израсходовано сумма.
С момента открытия специального счета по состоянию на 09.09.2021г. каких-либо переводов по специальному счету на имя физических лиц не осуществлялось.
Так же в судебном заседании было установлено, что на имя Лыскова А.Д. оформлено пять банковских карт, сведения о трех представлены представителем Лыскова А.Д, наличие еще двух карт подтверждено ответом ПАО "Сбербанк" на судебный запрос, из которого следует, что банковские карты N2202200251808422, N2202202204630804, оформлены на имя Лыскова фио, паспортные данные
С банковской карты N 2202200251808422 оформленной на имя Лыскова А.Д. за период с 28.08.2021г. по 07.09.2021г. были осуществлены денежные переводы на имя фио, фио, фио на общую сумму сумма, при этом на имя фио были осуществлены переводы с карты N2202202204630804, также принадлежащей Лыскову А.Д.
Допрошенные в судебном заседании свидетели фио, фио, фио подтвердили, что являлись агитаторами и оказывали платные услуги по проведению предвыборной кампании кандидату Лыскову А.Д.
Также в материалах дела представлены: выписки по счету дебетовых банковских карт свидетелей фио, фио, фио; скриншоты чеков переводов в мобильном приложении ПАО "Сбербанк", подтверждающие переводы от кандидата в депутаты Лыскова А.Д. указанным свидетелям; переписка между допрошенными свидетелями и Лысковым А.Д, из которой очевидно следует, что свидетели осуществляли агитационную деятельность по предвыборной кампании кандидата в депутаты Лыскова А.Д.
Из представленных банковских выписок следует, что кандидат Лысков А.Д. осуществил переводы денежных средств с личных банковских карт на банковские карты фио, фио, фио на общую сумму сумма, что превышает пять процентов предельного размера избирательного фонда кандидата, установленного законом.
Разрешая заявленные требования, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку установленные по делу обстоятельства, подтверждают использование кандидатом Лысковым А.Д. в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, и их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, что в силу требований подпункта "б" пункта 7 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является основанием для отмены регистрации кандидата.
Данные выводы суда мотивированы и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Принимая во внимание вышеизложенные положения закона и фактические обстоятельства дела, судебная коллегия находит, что постановленное по делу решение является законным и обоснованным, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Приведенные в решении положения части 9 статьи 226 КАС РФ не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении норм процессуального права, не привело к вынесению незаконного решения, поскольку согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, в том числе по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом. Порядок рассмотрения судом такого заявления установлен статьей 75 данного Федерального закона, а также Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривающим, что административные дела о защите избирательных прав граждан, включая дела об оспаривании решений избирательных комиссий о регистрации кандидатов, подлежат рассмотрению по общим правилам административного судопроизводства в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций с учетом особенностей, установленных главой 24 "Производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" данного Кодекса (пункт 6 части 2 статьи 1, часть 3 статьи 2 и часть 10 статьи 239), положениями которой суд и руководствовался.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Лыскова А.Д, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, не опровергают выводов решения суда, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому апелляционная жалоба не может быть удовлетворена.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующих рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи, материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом истолкован верно.
Доводы апелляционных жалоб признаются коллегией несостоятельными, и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены либо изменению принятого по делу судебного акта.
По делу отсутствуют, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 10 сентября 2021 года, в редакции определения Хорошевского районного суда г. Москвы об исправлении описки от 10 сентября 2021 года, оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя административного истца Улановой Е.С. по доверенности фио, административного ответчика Лыскова А.Д. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.