Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Гордеевой О.В., Кирпиковой Н.С., при секретаре Кулик Е.А., рассмотрев по докладу судьи Гордеевой О.В. в открытом судебном заседании административное дело N2а-545/2020 по административному иску Курбанова Абдурашида Абдурасуловича к Главному управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным и отмене решения
по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Басманного районного суда г. Москвы от 17 сентября 2020 года об отказе в удовлетворении требований, УСТАНОВИЛА:
Курбанов А.А. обратился в суд с административным иском к ГУВМ МВД России о признании незаконным и отмене решения от 14 мая 2020года N 1636, которым решение ГУ МВД России по городу Москве от 30 марта 2020 года об отказе в признании беженцем на адрес признано правомерным, обязании ГУВМ МВД России повторно рассмотреть жалобу на решение Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве от 30 марта 2020 года об отказе в признании беженцем на адрес.
В обоснование заявленных требований Курбанов А.А. указал, что ему неправомерно отказано в признании беженцем на адрес, административным ответчиком при вынесении обжалуемого решения должным образом не исследованы обстоятельства, вынудившие административного истца обратиться в компетентные органы за предоставлением статуса беженца, у него имеются обоснованные опасения стать жертвой пыток и жестокого обращения в случае возвращения в страну гражданской принадлежности.
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 17 сентября 2020 года постановлено:
В удовлетворении исковых требований Курбанова Абдурашида Абдурасуловича к Главному управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным и отмене решения от 14 мая 2020 года N 1636, которым решение Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве от 30 марта 2020 года об отказе в признании беженцем на адрес признано правомерным, обязании повторно рассмотреть жалобу, отказать.
Административным истцом подана апелляционная жалоба, в которой Курбанов А.А. просит об отмене приведенного выше решения, указывая на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, не соответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика фио, полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещенного о времени и месте рассмотрения дела и не просившего об отложении слушания, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
В соответствии с этим суд, применительно к частям 9, 11 статьи 226, части 3 ст. 62 КАС РФ, верно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Гражданин Республики Узбекистан (далее - Узбекистан) Курбанов Абдурашид Абдурасулович, паспортные данные. По национальности - таджик, вероисповедание - ислам. Родной язык - узбекский, русским и таджикским языками владеет свободно. Образование среднее, в 2005 году окончил колледж в адрес по специальности "агроном-лаборант". Службу в армии не проходил, не призывался. Прежнее постоянное место жительства фио в стране гражданской принадлежности - адрес.
По данным АС ЦБДУИГ Курбанов А.А. с мая 2008 года неоднократно прибывал на адрес, последний раз прибыл 28 августа 2019 г. с целью работы по найму. Пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации - КПП "Внуково". Также имеются сведения о неоднократном оформлении Курбановым А.А. патентов на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации (серия 77 N 1601191016 от 28.04.2016, серия 77 N 1700884068 от 30.03.2017, серия 77 N 1903316254 от 01.10.2019).
Личность Курбанова А.А. установлена на основании национального заграничного паспорта N FА0485979, выданного 25 июля 2019 г. компетентными органами адрес, сроком действия до 24 июля 2029 г.
Семейное положение - состоит в зарегистрированном браке с гражданкой адрес фио, паспортные данные. Имеет несовершеннолетнего сына фио, паспортные данные, гражданина адрес. На адрес проживают родители, супруга, сын, брат и сестра фио
В настоящее время Курбанов А.А. на адрес состоящим на миграционном учете не значится, фактически пребывает по адресу: адрес. Источник средств к существованию - осуществляет трудовую деятельность в качестве маляра на строительном объекте в районе станции метро "Проспект мира" без оформления соответствующих документов.
19 марта 2020 г. Курбанов А.А. впервые обратился в УВМ ГУ МВД России по г. Москве с ходатайством о признании беженцем на адрес.
В обоснование своего ходатайства сообщил, что с 15-летнего возраста является лицом нетрадиционной сексуальной ориентации, имел половые связи с соседями мужского пола в адрес. На адрес въезжал с целью осуществления трудовой деятельности. Возвращаться в страну гражданской принадлежности не желает, поскольку опасается подвергнуться преследованию со стороны правоохранительных органов адрес за мужеложство, предусмотренное статьей 120 адрес Узбекистан (мужеложство, то есть удовлетворение половой потребности мужчины с мужчиной без насилия). На адрес, со слов, имеет возможность не скрывать свою сексуальную ориентацию и находить половых партнеров посредством сети "Интернет", в том числе за материальное вознаграждение. Желает проживать и осуществлять трудовую деятельность в России.
Решением ГУ МВД России по г. Москве от 30 марта 2020 г. Курбанову А.А. отказано в признании беженцем на адрес как лицу, не отвечающему критериям, определяющим понятие "беженец" в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О беженцах". Указанное решение Курбанов А.А. обжаловал в ГУВМ МВД России.
Решением ГУВМ МВД России от 14 мая 2020 г. N 1636 решение территориального органа МВД России было признано правомерным.
Разрешая заявленные требования, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований, поскольку из материалов личного дела административного истца, сообщенных им сведений при обращении с заявлением о признании беженцем на адрес и жалобы следует, что ГУ МВД России по г. Москве правильно проведен анализ всех обстоятельств дела, связанных с просьбой фио как личных, так и общественно-политических, правомерно и обоснованно установлено, что административный истец не относится к группе риска по преследованиям по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, а также установлено, что в отношении него отсутствуют гуманные основания, требующие нахождения на адрес; оспариваемое решение ГУВМ МВД России от 14 мая 2020 года N1636, которым решение ГУ МВД России по г. Москве от 30 марта 2020 года об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем на адрес по существу было признано правомерным, соответствует Федеральному закону "О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 года "О статусе беженцев", Протоколу, касающемуся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководству по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), содержит мотивы принятого решения; у ГУВМ МВД России имелись все основания для признания правомерным решения ГУ МВД России по г. Москве об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем на адрес по существу; обращение административного истца рассмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации, бездействие со стороны ГУВМ МВД России при рассмотрении указанного обращения, на которое указывает Курбанов А.А. в административном исковом заявлении, отсутствует.
Вместе с тем, веских доводов в обоснование своего ходатайства о признании беженцем на адрес административный истец не привел, фактов и аргументов, указывающих на наличие объективных причин для опасения стать жертвой преследования или негуманного обращения в случае возвращения в Узбекистан, не представил. Курбанов А.А. преследованиям в Узбекистане по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений со стороны властей или неконтролируемых групп населения не подвергался. Кроме того, принадлежность к определенной социальной группе (нетрадиционная сексуальная ориентация) не является достаточным обоснованием ходатайства о признании беженцем. Согласно предоставленным данным Курбанов А.А. на адрес политической, общественной деятельностью не занимался, в политических, религиозных, военных или общественных организациях не состоял (п. 44 анкеты), уголовному преследованию не подвергался (п. 20 анкеты), полицией или другими правоохранительными органами в каких-либо странах не разыскивается (п. 18 анкеты), в инциденты с применением насилия вовлечен не был (п. 19 анкеты).
Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах", устанавливая среди прочего правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1).
В силу статьи 2 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" настоящий Федеральный закон не распространяется на лицо: в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений; которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов адрес и до того, как оно было допущено на адрес в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем; которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства; которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем, обязано сообщать соответствующим органам государственного управления сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О беженцах" одним из оснований для отказа лицу в рассмотрении ходатайства по существу является то обстоятельство, что лицо покинуло государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) не по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Закона о беженцах, и не желает возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) из опасения понести в соответствии с законодательством данного государства наказание за незаконный выезд за пределы его территории либо за совершенное в нем иное правонарушение.
В силу статьи 10 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением настоящего Федерального закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд.
Анализируя применительно к частям 9 и 11 статьи 226, статьей 62 КАС РФ изложенное, судебная коллегия полагает, что административным ответчиком представлены доказательства, отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, опровергающие утверждения административного истца о незаконности оспариваемого решения административного ответчика и незаконном бездействии; административным ответчиком представлены доказательства того, что ходатайство фио было принято и рассмотрено в установленном порядке с принятием по нему решения, с учётом требований подпунктом 6 пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О беженцах"; оспариваемое решение соответствует положениям действующего законодательства.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, нуждались бы в дополнительной проверке, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда, в связи с чем они основанием к отмене решения суда не являются.
По изученным материалам административного дела, в том числе исходя из доводов апелляционной жалобы, оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено; обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ; выводы суда первой инстанции мотивированы, основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены собранными по делу доказательствами, оценка которым дана по правилам статьи 84 КАС РФ; нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 17 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.