Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи В.В. Ставича, судей О.В. Гордеевой, С.И. Коневой, при секретаре Г.Т. Агаевой, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича дело по апелляционной жалобе Ф.З. Холова на решение Басманного районного суда г. Москвы от 15 октября 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Ф.З. Холова об оспаривании решения ГУ МВД России по городу Москве от 27 ноября 2019 года об отказе предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, УСТАНОВИЛА:
Ф.З. Холов обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения ГУ МВД России от 27 ноября 2019 года об отказе предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, мотивируя свои требования тем, что в стране гражданской принадлежности он может быть подвергнут преследованию и негуманному обращению со стороны властей, которые обвиняют его в совершении преступления экстремистской направленности.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Представитель ГУВМ МВД России по доверенности фио явился в судебное заседание, просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, его адвоката, извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О беженцах" беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
В силу ст. 2 Федерального закона "О беженцах" настоящий Федеральный закон не распространяется на лицо: в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений; которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем; которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства; которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.
В соответствии со ст. 3 Закона лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем, обязано сообщать соответствующим органам государственного управления сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства.
Судом при рассмотрении дела установлено, что фио Холов, паспортные данные, является гражданином адрес, паспортные данные, по национальности - таджик, вероисповедание - ислам, русским языком владеет свободно. Жена, четверо его детей, а также брат и две сестры проживают в адрес и являются гражданами этой страны.
Личность административного истца удостоверена национальным паспортом N400447017, выданным 14 января 2015 года Генеральным консульством адрес в Санкт-Петербурге.
20 января 2018 года административный истец задержан сотрудниками ДПС ГИБДД УМВД России по Фрунзенскому району г. Санкт-Петербурга как лицо, разыскиваемое правоохранительными органами адрес по обвинению в совершении на территории данного государства преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 307 адрес Таджикистан (публичные призывы
к насильственному изменению конституционного строя адрес, совершенные с использованием средств массовой информации или сети "Интернет"), частью 2 статьи 3072 адрес Таджикистан (участие в экстремистском сообществе) и частью 2 статьи 3073 адрес Таджикистан (участие в деятельности политических партий, общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете их деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, а также оказание содействия в их деятельности с использованием средств массовой информации, сети "Интернет" или иным способом), санкцией которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года.
21 января 2018 года Фрунзенским районным судом г. Санкт-Петербурга в отношении Ф.З. Холова избрана мера пресечения в виде заключения под стражу с целью обеспечения проведения экстрадиционной проверки.
5 июля 2018 года административный истец, находясь под стражей, обратился в УВМ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации.
В обоснование своего ходатайства административный истец сообщил, что в адрес он преследуется по политическим мотивам.
18 июля 2018 года постановлением Прокуратуры Фрунзенского района
г. Санкт-Петербурга Ф.З. Холов был освобожден из ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в связи с истечением предельного срока содержания под стражей. В отношении Ф.З. Холова избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
10 октября 2018 года решением ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от Ф.З. Холову отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации как лицу, не отвечающему критериям, определяющим понятие "беженец" в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона. Указанное решение заявитель обжаловал в ГУВМ МВД России.
19 ноября 2018 года решением ГУВМ МВД России от N 1249 решение ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области признано правомерным, в удовлетворении жалобы Ф.З. Холову отказано.
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 13 марта 2019 года в удовлетворении искового заявления Ф.З. Холова отказано.
Территорию Российской Федерации Ф.З. Холов в добровольном порядке не покинул, депортации не подвергался.
4 июля 2019 г. административный истец обратился в УВМ ГУ
МВД России по г. Москве с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Решением ГУ МВД России по г. Москве от 3 октября 2019 года Ф.З. Холову отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренным пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах".
Решением ГУВМ МВД России от 27 ноября 2019 года N 1514 в удовлетворении жалобы административного истца отказано, решение территориального органа МВД России признано правомерным.
Порядок предоставления временного убежища определен Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации", в соответствии с которым решение о предоставлении временного убежища принимается в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).
В силу п. 7 указанного Порядка решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию РФ либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О беженцах" беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Статья 2 Федерального закона "О беженцах" устанавливает пределы действия Федерального закона. Положения Федерального закона не распространяются на лицо: 1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений; 2) которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем; 3) которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; 4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства; 5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.
В силу ст. 12 Федерального закона "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Согласно ст. 56 Конвенции "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" от 22 января 1993 года и ч. 3 ст. 462 УПК РФ, договаривающиеся стороны обязуются в соответствии с условиями, предусмотренными настоящей Конвенцией, по требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что при вынесении оспариваемого решения ГУВМ МВД России об отказе в предоставлении Ф.З Холову временного убежища на территории Российской Федерации учтено, что он не отвечает критериям, определяющим понятие "беженец".
Проанализировав все представленные материалы, суд обоснованно указал, что оспариваемое решение ГУВМ МВД России от 27 ноября 2019 года N 1514, которым решение УВМ ГУ МВД России по городу Москве от 3 октября 2019 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации было признано правомерным соответствуют Федеральному закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N4528-1 "О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 года "О статусе беженцев", Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), содержит мотивы принятого решения, рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Субъективное понимание административным истцом порядка и оснований предоставления иностранному гражданину временного убежища, противоречат понятию временного убежища, определенному подпунктом 3 пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О беженцах".
При этом судебная коллегия отмечает, что Ф.З. Холов последний раз прибыл на территорию Российской Федерации в феврале 2017 года, однако с заявлением о предоставлении временного убежища обратился только в 2018 году после избрания ему меры пресечения в виде взятия под стражу на территории Российской Федерации.
Податель апелляционной жалобы ссылается на доклады международных организаций Human Rights Watch, Amnesty International, находящиеся в открытых источника, о подавлении инакомыслия в адрес, преследовании соратников запрещенных в этой стране организаций "Партия исламского возрождения Таджикистана", "Группа 24", а также их родственников.
Однако согласно практике Европейского Суда по правам человека, наличие случаев нарушения прав человека в той или иной стране не является само по себе достаточным основанием для определения того, что конкретному лицу в данной стране существует угроза таких же нарушений прав.
Как видно из материалов дела вся семья Ф.З. Холова проживает в Таджикистане и заявитель жалобы не указывает на факты их преследования. Дополнительные сведения об этом в отношении административного истца также отсутствуют.
Вместе с тем, адрес гарантирует соблюдение всех прав Ф.З. Холова, в том числе, что он не будет подвергнут пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство видам обращения или наказания, ему будут предоставлены все возможности для защиты от обвинения, в том числе помощь адвоката, как это гарантировано законодательством этой страны. Оснований полагать, что не будут соблюдены указанные гарантии в отношении Ф.З. Холова, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют доводы, изложенные при рассмотрении дела судом первой инстанции, им дана правильная оценка, с которой согласилась судебная коллегия; они не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 15 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.