Судья Московского городского суда Гришин Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобам Ивановой М.А. и фио в защиту адрес "Бурцево" на постановление заместителя главного государственного инспектора в адрес по использованию и охране земель Управления Росреестра по адрес от 31 мая 2019 года N 665/17/2019 и решение судьи Щербинского районного суда адрес от 18 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении закрытого акционерного общества "Бурцево" (ИНН: 5003087383, ОГРН: 1105003004490, юридический адрес: адрес, адрес), УСТАНОВИЛ:
31 мая 2019 года заместителем главного государственного инспектора в адрес по использованию и охране земель Управления Росреестра по адрес фио было вынесено постановление N 665/17/2019, которым адрес "Бурцево" (далее также - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Щербинского районного суда адрес от 18 февраля 2020 года указанное постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба защитника Ивановой М.А. - без удовлетворения.
В своей жалобе защитник Иванова М.А. выражает несогласие с постановленным судом решением.
В своей жалобе защитник фио ставит вопрос об изменении состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения районного суда, замене назначенного административного штрафа на предупреждение либо о снижении размера назначенного административного штрафа по доводам, изложенным в жалобе.
Законный представитель адрес "Бурцево" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещён, направил в суд представлять интересы Общества защитника по доверенности фио, которая доводы своей жалобы и жалобы защитника Ивановой М.А. поддержала.
Представитель Управления Росреестра по Москве по доверенности фио в судебном заседании возражал против удовлетворения жалоб.
Проверив материалы дела, выслушав защитника и представителя органа административной юрисдикции, изучив доводы жалоб, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешённым использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи.
Объективной стороной административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, является использование земельного участка не по целевому назначению, что подразумевает осуществление землепользования не в соответствии с правовым режимом (установленной категорией земель и разрешённым использованием), определенным компетентным органом.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешённым использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип земельного законодательства деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории.
Согласно п. 4 ст. 1 Закона адрес от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в адрес" все земли в адрес относятся к категории земель населённых пунктов.
Согласно ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешённое использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешённого использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ виды разрешённого использования земельных участков определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Согласно пункту 2 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
К полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в адрес в соответствии со ст. 3 Закона о землепользовании относятся, в том числе установление видов разрешённого использования земельных участков до введения в действие правил землепользования и застройки в адрес.
Правила землепользования и застройки адрес утверждены постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП, согласно подп. 2 п. 1.4.2 которых порядок применения Правил и внесения в них изменений включает в себя положения об изменении видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Исходя из п. 1 постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества адрес" Департамент городского имущества адрес является функциональным органом исполнительной власти адрес, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности адрес, и земельными участками, находящимися на территории адрес, государственная собственность на которые не разграничена, использования, охраны и учёта земель на территории адрес, и на основании п. 4.2.7 указанного Положения принимает решения об установлении вида разрешённого использования земельного участка или об изменении одного вида разрешённого использования земельного участка на другой вид такого использования до утверждения правил землепользования и застройки адрес.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда, на основании административного обследования объектов земельных отношений установлено, что по адресу: адрес, вблизи адрес расположен земельный участок N IX-1/58/1 с кадастровым номером 50:21:0110114:867 площадью 1 827 м 2, который находится в собственности адрес "Бурцево", номер государственной регистрации N 50-50-21/117/210-081 от 08.11.2010.
В соответствии со сведениями ЕГРН на указанный земельный участок установлен вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства". При этом на земельном участке расположено трёхэтажное здание, которое используется для размещения и эксплуатации бассейна, тренажёрного зала, пункта общественного питания (кафе). Сведения об объекте капитального строительства в ЕГРН отсутствуют. Также на земельном участке расположена открытая стоянка для автомобилей.
По результатам обследования выявлено, что адрес "Бурцево" в нарушение требований ст. 42 Земельного кодекса РФ допустило использование вышеуказанного земельного участка не только в соответствии с установленным видом разрешённого использования, но и для размещения и эксплуатации улично-дорожной сети (автомобильных дорог и пешеходных тротуаров) коттеджного адрес.
Действия адрес "Бурцево" квалифицированы по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, и виновность адрес "Бурцево", в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, имеющихся в деле, а именно: протоколом об административном правонарушении N 1175 от 24 декабря 2018 года в отношении адрес "Бурцево"; заданием на проведение планового (рейдового) обследования от 15 ноября 2018 года N 1251; поручением на проведение планового рейдового обследования от 15 ноября 2018 года; рапортом о результатах планового (рейдового) обследования N 9116326 от 15 ноября 2018 года; фотоматериалами; актом обмера площади земельного участка; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении адрес "Бурцево"; иными материалами.
Допустимость и достоверность принятых судьёй во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу должностным лицом и судьёй районного суда дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, при рассмотрении дела судьёй районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины адрес "Бурцево" в его совершении, а также о правильной квалификации вменяемого административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
На основании п. 1 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ виды разрешённого использования земельных участков определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав Правил землепользования и застройки, утверждённых постановлением правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП.
В соответствии с установленным Земельным кодексом РФ единым правовым режимом земельных участков, а также принципом деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, изменение функционального назначения занимаемого помещения в здании учреждения, расположенного на указанном земельном участке, которое арендуется сторонней организацией, влечёт изменение вида разрешённого использования земельного участка.
Наличие несоответствия фактического использования земельного участка установленному виду разрешённого использования связано с необходимостью принятия мер - обращения в уполномоченный функциональный орган исполнительной власти адрес, принимающего (изменяющего, отменяющего) правовые акты, решения об установлении вида разрешённого использования земельного участка или об изменении одного вида разрешённого использования земельного участка на другой вид такого использования в установленном законом порядке и внесению необходимых изменений в установленный вид разрешённого использования земельного участка, независимо от размера площадей, занимаемых с целью осуществления данных видов деятельности.
По смыслу п. 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, при расчёте кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов с более чем одним видом разрешённого использования устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешённого использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее.
Вместе с тем в материалы дела не представлено сведений о том, что на момент выявления административного правонарушения адрес "Бурцево" в установленном законом порядке обращалось в Департамент городского имущества адрес по вопросу принятия решения об изменении установленного вида разрешённого использования вышеназванного земельного участка с учётом фактически осуществляемого вида деятельности либо о невозможности осуществления действий по вопросу принятия такого решения.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, тогда как в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что адрес "Бурцево" в ходе осуществления своей деятельности приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований ст. 42 Земельного кодекса РФ, что свидетельствует о его вине.
адрес "Бурцево", являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения юридически значимых действий, чего в данном случае им сделано не было.
Выводы должностного лица и судьи районного суда адрес о доказанности вины адрес "Бурцево" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, являются правильными.
Однако с назначенным адрес "Бурцево" наказанием согласиться не представляется возможным в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ в качестве возможного наказания юридическим лицам предусматривает административный штраф в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, в размере от 1, 5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не сумма прописью.
Как следует из материалов дела, в качестве административного наказания адрес "Бурцево" за совершённое административное правонарушение должностным лицом Управления Росреестра по адрес назначен административный штраф в размере сумма исходя из 2% размера кадастровой стоимости земельного участка, которая по состоянию на 15 ноября 2018 года составляла сумма
Вместе с тем, на момент рассмотрения дела кадастровая стоимость земельного участка N IX-1/58/1 с кадастровым номером 50:21:0110114:867 площадью 1 827 м 2, расположенного по адресу: адрес, вблизи адрес, составляла сумма
Размер административного штрафа исходя из 2% кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка по состоянию на дату рассмотрения дела составит сумма
При таких обстоятельствах обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежат изменению путём уменьшения размера административного штрафа, назначенного адрес "Бурцево", до сумма
В случае невозможности уплаты административного штрафа адрес "Бурцево", с учетом материального положения, не лишено возможности обратиться к должностному лицу, вынесшему постановление, с заявлением в порядке ст. 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи районного суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8, 30. 9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
жалобу защитника фио - удовлетворить частично.
Постановление заместителя главного государственного инспектора в адрес по использованию и охране земель Управления Росреестра по адрес от 31 мая 2019 года N 665/17/2019 и решение судьи Щербинского районного суда адрес от 18 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении закрытого акционерного общества "Бурцево" (ИНН: 5003087383, ОГРН: 1105003004490, юридический адрес: адрес, адрес) - изменить: уменьшить размер административного штрафа, наложенного на адрес "Бурцево", до сумма.
В остальной части постановление заместителя главного государственного инспектора в адрес по использованию и охране земель Управления Росреестра по адрес от 31 мая 2019 года N 665/17/2019 и решение судьи Щербинского районного суда адрес от 18 февраля 2020 года оставить без изменения, жалобы защитников Ивановой М.А. и фио - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Д.В. Гришин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.