Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Иконникова А.А., поданную на решение судьи Пресненского районного суда города Москвы от 25 мая 2021 года и постановление старшего инспектора контролера 3-го отдела УКПП НГПТ Государственного казенного учреждения города Москвы "Организатор перевозок" от 03 февраля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы в отношении Иконникова А.А., УСТАНОВИЛ:
постановлением серии *** старшего инспектора контролера 3-го отдела УКПП НГПТ Государственного казенного учреждения города Москвы "Организатор перевозок" (далее ГКУ "Организатор перевозок") от 03 февраля 2021 года, Иконников А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ** рублей.
Решением судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 25 мая 2021 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Иконникова А.А. без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, Иконников А.А. просит об отмене постановления должностного лица и судебного акта, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе на то, что поезд МЦК не является транспортным средством с точки зрения разъяснений, данных в главе 12 КоАП РФ.
Иконников А.А. в судебном заседании жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав Иконникова А.А, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Часть 4 статьи 3.18.1 КоАП города Москвы предусматривает административную ответственность за невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, с использованием транспортного средства.
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на граждан возложена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании пп. "а.2" п. "а" ст. 10 того же Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N417, в соответствии с пп. "б" п. 3, пп. "в", "г" п. 4 которых, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно пп. "б" ч. 6 ст. 4.1, пп. "а", "у", "ф" ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. "а.2" п. "а" ст. 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Пунктом 2 Указа Президента РФ от 02 апреля 2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" определено, что высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, необходимо обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, Указ Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), на основании пункта 1 которого, на территории города Москвы введён режим повышенной готовности.
Пунктом 9.4 данного Указа с 12 мая 2020 г. граждане обязаны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, при посещении объектов торговли, в отношении которых не принято решение о приостановлении посещения их гражданами, а также в случаях, предусмотренных в приложении 6 к настоящему указу.
Как следует из материалов дела *** года в 14 час. 37 мин. Иконников А.А. находился в вагоне поезда МЦК по адресу: ***, в нарушение требований п. 9.4 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски), совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы.
Факт совершения административного правонарушения и вина Иконникова А.А. подтверждаются: протоколом об административном правонарушении.
Допустимость и достоверность принятых судьей районного суда во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для вывода суда о наличии в действиях Иконникова А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы. Всем доказательствам по делу судьей районного суда дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе на то, что вагон электропоезда МЦК не относится к транспортным средствам, перечень которых приведен в главе 12 КоАП РФ, не может быть признана состоятельной, поскольку основана на неверном толковании заявителем норм КоАП РФ.
Так согласно Примечанию к ст. 12.1 КоАП РФ под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
То есть в указанном Примечании идет речь о механическом транспортном средстве, его понятие используется при рассмотрении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения, то есть предусмотренных главой 12 КоАП РФ, нарушение Правил которого в вину Иконникову А.А. не вменялось.
Допущенное Иконниковым А.А. правонарушение регулируется нормами КоАП г. Москвы и посягает на отношения, объектом которых является общественный порядок и общественная безопасность.
Согласно Правилам пользования Московское центральное кольцо (далее МЦК) представляет собой иной вид общественного транспорта - рельсового, используемого для осуществления перевозок пассажиров. МЦК, представляет собой железнодорожную линию и является частью системы городского пассажирского общественного транспорта в Москве.
Таким образом, для движения пассажиров по МЦК используется железнодорожный рельсовый транспорт, следовательно, находясь в вагоне подвижного состава электропоезда МЦК, Иконников А.А. пользовался железнодорожным рельсовым транспортным средством, в связи с чем обязан был соблюдать установленные п. 9.4 Указа Мэра N 12-УМ от 05.03.2020 г. правила поведения, в том числе использовать средства индивидуальной защиты.
Нарушив данные требования при использовании транспортного средства, Иконников А.А. тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы.
Следует также отметить, что в диспозиции данной нормы уточнений о виде транспортного средства, используемого гражданами в нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, не приведено.
Вопреки доводу жалобы при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судьей первой инстанции полно и всесторонне исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.
Их совокупность является достаточной для установления всех обстоятельств, имеющих значение для дела и квалификации действий Иконникова А.А.
Принятое по делу решение судьи районного суда отвечает требованиям ч. 2 ст. 30.7 и ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с изложенными в обжалуемом судебном акте выводами судьи оснований не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Иконникову А.А. в пределах санкции ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3. 5 и ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, его общественной опасности, и является справедливым, а также соответствует предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Обстоятельств для признания назначенного наказания чрезмерно суровым и замены его на предупреждение по делу не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права должностным лицом и судьей районного суда при рассмотрении дела и жалобы не допущено.
Порядок и срок давности привлечения Иконникова А.А. к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем обжалуемые судебные акты подлежит изменению по следующим основаниям.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
На основании п. 2.6 Указа Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" если иное не установлено настоящим указом, продлевается приостановление действия ограничений, предусмотренных указом Мэра Москвы N 12-УМ, за исключением следующих ограничений, продолжающих действовать в отношении использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых осуществляется реализация товаров, работ, услуг гражданам, нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу.
Указом Мэра Москвы N 45-УМ от 30.07.2021 внесены изменения в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности", согласно которым из абзаца шестого (дефис пятый) пункта 2.6 Указа исключены слова "и рук (перчатки)".
Таким образом, приведенные выше положения п. 12.2 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в части соблюдения гражданами и работниками требования об использовании средств индивидуальной защиты рук (перчатки), утратили силу.
Сведения об исполнении Иконниковым А.А. постановления о назначении административного наказания в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах обжалуемые акты подлежат изменению в части объема вменного деяния.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение судьи Пресненского районного суда города Москвы от 25 мая 2021 года и постановление старшего инспектора контролера 3-го отдела УКПП НГПТ Государственного казенного учреждения города Москвы "Организатор перевозок" от 03 февраля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы в отношении Иконникова А.А. изменить, исключив из названных актов указание на невыполнение Иконниковым А.А. требований правил поведения при введении режима повышенной готовности в части нахождения без средств индивидуальной защиты рук (перчаток) при использовании транспортного средства.
В остальной части решение судьи Пресненского районного суда города Москвы от 25 мая 2021 года и постановление старшего инспектора контролера 3-го отдела УКПП НГПТ Государственного казенного учреждения города Москвы "Организатор перевозок" от 03 февраля 2021 года оставить без изменения, жалобу Иконникова А.А. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.