Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Коноваловой *** (*** года рождения, уроженки города Москвы, гражданки Российской Федерации, с неоконченным высшим образованием, неработающей, незамужней, на иждивении детей не имеющей, зарегистрированной по адресу: гор. Москва, ***, ранее привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений) - адвоката Захватова Д.И. на постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 13 августа 2021 г., которым Коновалова М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного ареста сроком 15 суток, установил:
12 августа 2021 года дежурным ОМВД по Тверскому району г. Москвы в отношении Коноваловой М.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ, дело передано на рассмотрение в Тверской районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Защитник обратился в Московский городской суд с жалобой на постановление судьи, в которой ставит вопрос о его отмене, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение прав иных лиц, привлеченных к административной ответственности, нарушение КоАП РФ и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, нарушение права на свободу выражения мнения, малозначительность вмененного правонарушения, нарушение права на справедливое и публичное рассмотрение дела беспристрастным судом с участием стороны обвинения, отсутствие состава вмененного правонарушения, нарушения порядка принятия обеспечительных мер.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Коновалова М.В. и ее защитник адвокат Захватов Д.И. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
При таких обстоятельствах дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ст. 25.1, 25.5 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
Из материалов дела следует, судьей районного суда установлено, что Коновалова М.В. публично демонстрировала нацистскую атрибутику и символику, а именно: 08.06.2021 года в период с 14 часов 00 минут по 14 часов 50 минут, в нарушение требований Федерального закона N 114-ФЗ от 25.07.2002 года "О противодействии экстремистской деятельности", а также Федерального закона N 80-ФЗ от 19.05.1995 "Об увековечивании Победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.", Коновалова М.В. в режиме доступа для неопределенного круга допустила массовое распространение и демонстрацию информационных материалов с изображением нацистской символики (свастика) на зарегистрированной страничке в социальной сети " Instagram " под *** "***" (***), которую администрирует вышеуказанная гражданка (***), тем самым совершила административное правонарушение предусмотренное ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ.
Действия Коноваловой М.В. квалифицированы по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина Коноваловой М.В. в его совершении подтверждены совокупностью относимых и допустимых доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении, согласно которому 08.06.2021 года в период с 14 часов 00 минут по 14 часов 50 минут, в нарушение требований ФЗ N 114-ФЗ от 25.07.2002 года "О противодействии экстремистской деятельности", а также ФЗ N 80-ФЗ от 19.05.1995 "Об увековечивании Победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 г..г.", Коновалова М.В. в режиме доступа для неопределенного круга допустила массовое распространение и демонстрацию информационных материалов с изображением нацистской символики (свастика) на зарегистрированной страничке в социальной сети " Instagram " под *** "***" (***), к оторую администрирует вышеуказанная гражданка (***), с целью пропаганды или оправдания нацистской идеологии; протоколами об административном задержании и о доставлении лица, совершившего административное правонарушение от 12.08.2021 года; рапортами оперуполномоченного *** отдела ЦПЭ УВД по ЦАО ГУ МВД России по гор.
Москве Кривцова С.В. об обнаружении признаков административного правонарушения, согласно которым пользователем социальной сети " Instagram " п од *** "***" (***), администрируемой Коноваловой М.В, *** года рождения, размещен информационный материал экстремисткой направленности, а также на котором размещена символика нацисткой Германии и фашистская атрибутика (свастика), скриншотами со страницы пользователя социальной сети " Instagram " от 08.06.2021 по адресам: *** ; заявлением и объяснениями Юрасова Г.М, согласно которым последний обнаружил размещение в социальной сети " Instagram " под *** "***" (***) материалов экстремисткой направленности; актом осмотра от 15.06.2021 года, согласно которому осмотрено приложение КУСП N *** от 11.06.2021 в виде скриншотов со страницы пользователя социальной сети " Instagram " от 08.06.2021 по адресу *** ; справкой об исследовании N *** от 06.07.2021, согласно выводам которой в вербальной и визуальной информации, размещенной пользователем "***" социальной сети Instagram (***) содержится демонстрация нацистской атрибутики и символики - нацистской формы (знаки отличия: эмблема СС) нарукавной повязки со свастикой, другими материалами дела.
Протокол об административном правонарушении, в отношении Коноваловой М.В. по ч. 1 ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором подробно приведено событие административного правонарушение, указаны нормы права, нарушение которых вменяется заявителю, протокол составлен в присутствии Коноваловой М.В, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции Российской Федерации, ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с протоколом она ознакомлена, копию для сведения получила, о чем в протоколе в соответствующих графах расписался, а также протокол содержит подпись должностного лица административного органа его составившим.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ наступает за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.
В силу ст. 6 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941 - 1945 годов" важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма.
Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории.
В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.
Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций (в том числе иностранных или международных), отрицающих факты и выводы, установленные приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ (ред. от 31 декабря 2014 года) "О противодействии экстремистской деятельности" экстремистская деятельность (экстремизм), - в том числе пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.
Под нацистской символикой понимаются знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия и пароли, представляющие собой воспроизведение в любой форме соответствующей символики, использовавшейся Национал-социалистической рабочей партией Германии и фашистской партией Италии: свастики и других отличительных знаков государственных, военных и других структур, признанных преступными Нюрнбергским международным трибуналом, фасций, приветственных жестов и т.д, а также всякая другая символика и атрибутика, напоминающая нацистскую (фашистскую).
Под демонстрацией нацистской символики понимается ее публичное выставление, показ, ношение, вывешивание, изображение, воспроизведение на страницах печатных изданий или в фото-, кино- и видеоматериалах, тиражирование и другие действия, делающие ее восприятие доступным.
Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ.
Объективную сторону данного административного правонарушения образует пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики и символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, т.е. публичное выставление, показ, вывешивание, изображение нацистской атрибутики и символики, сходных с ними до степени смешения, воспроизведение нацистских или сходных с нацистскими до степени смешения приветствий и приветственных жестов, а также любые другие действия, делающие рассматриваемые атрибутику и символику доступными для восприятия других лиц, в том числе путем публикации в средствах массовой информации.
Вывод о наличии в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебном постановлении. Принцип презумпции невиновности, закрепленный в ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушен.
К целям и задачам производства по делам об административных правонарушениях не относится достижение благоприятного для привлекаемого к административной ответственности лица результата, отвечающего его ожиданиям, а является всестороннее, полное и объективное рассмотрение всех обстоятельств дела в их совокупности, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 6 Конвенции о защите прав и основных свобод, ст. 46, 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом.
Приведенные выше нормы права в данном деле не нарушены.
Из разъяснений п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ. Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
Таким образом, требованиями КоАП РФ не предусмотрена необходимость обязательного участия в рассмотрении дела должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении.
При этом полномочия прокурора в рамках производства по делу об административном правонарушении установлены ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ, поддержание государственного обвинения в указанный перечень не входит.
Доводы о незаконном применении обеспечительных мер в виде административного задержания, полагаю несостоятельными и не свидетельствующими о нарушении прав последнего, поскольку, из смысла ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ следует, что возможность применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного задержания связана, в частности, с необходимостью обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, поэтому применение этой меры не противоречит требованиям КоАП РФ. При этом о произведенном административном задержании составлен соответствующий протокол, который соответствует требованиям ст. 27.4 КоАП РФ.
В силу положений ст. 24.4 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
Рассмотрев заявленные ходатайства стороны защиты, сводившиеся к голословному отрицанию вмененного правонарушения, что являлось избранным способом защиты, но не являющимся установленным законом основанием для прекращения производства по делу, суд первой инстанции счел их не подлежащими удовлетворению, так как совокупность представленных в материалы дела доказательств является достаточной для проверки законности и обоснованности привлечения заявителя к административной ответственности.
Сторона защиты не учитывает, что согласно ч. 2 ст. 10 Конвенции (свобода выражения мнения) осуществление свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.
В силу ч. 2 ст. 11 Конвенции (свобода собраний и объединений) осуществление прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.
Таким образом, согласно буквальному толкования Конвенции, приведенные выше права могут быть ограничены законом, в данном случае - приеденными выше Федеральными законами, принятым в установленном порядке, не утратившим юридическую силу, устанавливающим должный порядок реализации прав на указанные мероприятия в целях соблюдения баланса прав и обязанностей граждан и общества, регулирующего, в том числе, возникшие в данном деле правоотношения.
Нарушений Конституции Российской Федерации, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, при рассмотрении дела в отношении заявителя, а также норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы послужить основанием для изменения или отмены судебного постановления, в том числе по доводам жалобы, не установлено.
При этом ст. 18 Конвенции (п ределы использования ограничений в отношении прав) соблюдена.
По существу доводы жалобы не содержат правовых аргументов, объективно ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Административное наказание назначено Коноваловой М.В. в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ с учетом личности виновной, а также характера совершенного административного правонарушения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного постановления, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 13 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Коноваловой М.В. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда М.М. Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.