Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием генерального директора ООО "ГРИНДЕРБОКС" Г*** И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО "ГРИНДЕРБОКС" Г*** И.П. на постановление судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 6 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ГРИНДЕРБОКС", УСТАНОВИЛ :
1 июня 2021 года советником-юристом управы района Зябликово города Москвы в отношении ООО "Гриндербокс" (далее также - Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Нагатинский районный суд города Москвы.
Постановлением судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 6 июля 2021 года ООО "ГРИНДЕРБОКС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, генеральный директор ООО "ГРИНДЕРБОКС" Г*** И.П. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что представитель ООО "ГРИНДЕРБОКС" не присутствовал при осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений и составлении протокола о применении названной обеспечительной меры; в протоколе об административном правонарушении неверно описано событие вменённого Обществу административного правонарушения; стажёр ООО "ГРИНДЕРБОКС" С*** Е.З. имеет проблемы с дыхательной системой, в связи с чем находилась на момент осмотра без средств индивидуальной защиты органов дыхания; Общество предпринимает все необходимые и достаточные меры с целью соблюдения требований указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
Генеральный директор ООО "ГРИНДЕРБОКС" Г*** И.П. поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав генерального директора ООО "ГРИНДЕРБОКС" Г*** И.П, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ наступает за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID -19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Законом г. Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" (далее - Устав города Москвы) установлены полномочия Мэра Москвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Устава города Москвы в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории города Москвы введён режим повышенной готовности (п. 1 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
Органы власти, организации и индивидуальные предприниматели, а также иные лица, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, обязаны обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) требований по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки), социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию) (п. 12.2 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
На основании п. 5 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ утверждены Требования к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащие применению с 12 мая 2020 г, согласно приложению 6 к настоящему указу (далее - Требования).
В соответствии с п. 2.2 Требований с 12 мая 2020 года работодатели обязаны о беспечить использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц (п. 2.2.1 Приложения 6), а также использование средств индивидуальной защиты рук (перчатки) на рабочих местах и (или) территории работодателя в случаях посещения мест общего пользования, в том числе лифтов, санитарных узлов, мест приема пищи, а также физического контакта с предметами, используемыми неограниченным кругом лиц, в том числе дверными ручками, поручнями, иными подобными предметами (п. 2.2.2 Приложения 6).
При этом ограничения, установленные указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ, действуют в части, не противоречащей указу Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ).
На основании п. 2.6 указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ (в редакции Указа Мэра Москвы от 30.07.2021 N 45-УМ), если иное не установлено настоящим указом, продлевается приостановление действия ограничений, предусмотренных указом Мэра Москвы 12-УМ, за исключением следующих ограничений, продолжающих действовать в отношении использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых осуществляется реализация товаров, работ, услуг гражданам, нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу ; соблюдения работодателями требований по обеспечению измерения температуры тела работников, проведения исследований на предмет наличия у работников новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а также иных требований, установленных приложением 6 к указу Мэра Москвы N 12-УМ.
Согласно материалам дела, 28 апреля 2021 года в 15 часов 30 минут по адресу: город Москва, Ореховый бульвар, дом 22А в торговом центре "***" ООО "ГРИНДЕРБОКС" в нарушение п. 12.2 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N12-УМ (в редакции Указа Мэра Москвы от 30.07.2021 N 45-УМ) в помещении магазина "***" не обеспечило соблюдение работниками указанного объекта режима использования средств индивидуальной защиты органов дыхания: работник магазина находилась без маски или респиратора.
Действия ООО "ГРИНДЕРБОКС квалифицированы по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "ГРИНДЕРБОКС" административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 1 июня 2021 года, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений от 28 апреля 2021 года, видеозаписью, копией приказа (распоряжения) о приёме работника на работу от 25 мая 2020 года.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям ООО "ГРИНДЕРБОКС" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришёл к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что представитель ООО "ГРИНДЕРБОКС" не присутствовал при осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений и составлении протокола о применении названной обеспечительной меры, не влияет на законность постановления судьи районного суда.
На основании ч. 6 ст. 27.8 КоАП РФ протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательств, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми в случае их участия.
Осмотр принадлежащего ООО "ГРИНДЕРБОКС" помещения магазина "***" по адресу: *** в ТЦ "***" проведён в соответствии с требованиями ст. 27.8 КоАП РФ с применением видеозаписи, а также в присутствии сотрудника магазина (администратора магазина - С*** М.В.), который, ознакомившись с содержанием протокола осмотра от 28 апреля 2021 года, поставил в нём свои подписи.
Довод жалобы о том, что Обществом принято достаточно мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции в период режима повышенной готовности, введённого в городе Москве, в том числе путём обеспечения работников Общества всеми необходимыми средствами индивидуальной защиты, является несостоятельным.
Пунктом 5 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ утверждены Требования к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащие применению с 12 мая 2020 года.
Согласно п. 2.2 Приложения 6 к указу Мэра Москвы от 05.03.2020 N12-УМ с 12 мая 2020 г. работодатели обязаны обеспечить использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц (п. 2.2.1 Приложения 6).
Обеспечение соблюдения гражданами (в том числе работниками) специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них) пунктом 12.2 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ возложена на организации и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан.
Согласно протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений и находящихся там вещей и документов от 28 апреля 2021 года, видеозаписи, при осмотре помещения торгового объекта - магазина "***", расположенного по адресу город Москва, Ореховый бульвар, дом 22А, установлено, что при осуществлении торговой деятельности работниками магазина не соблюдается режим использования средств индивидуальной защиты (у сотрудника магазина, находящегося в торговом зале, отсутствует маски или респиратор), что свидетельствует о нарушении Обществом пункта 12.2 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ, п. 2.2.1 Требований.
На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нахождение работника магазина без средств индивидуальной защиты в момент осмотра свидетельствует о том, что Обществом не принимаются достаточные и необходимые меры, направленные на обеспечение соблюдения требований Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N12-УМ, в том числе путём проведения с работниками разъяснительных бесед, осуществления надлежащего контроля за ношением ими средств индивидуальной защиты, реагирования в случае нарушения ими установленных правил.
Ничем объективно не подтверждённая ссылка в жалобе на наличие у работника заболевания органов дыхания не может быть принята во внимание, поскольку приведённое обстоятельство не освобождает работодателя от обязанности в целях охраны здоровья граждан обеспечить нахождение в торговом зале работников со средствами индивидуальной защиты - маской или респиратором.
В данном случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО "ГРИНДЕРБОКС" имелась возможность для соблюдения указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N12-УМ, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем его действия правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Вопреки утверждению заявителя, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые данные, в том числе в нём полно описано событие вменённого Обществу административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, связанного с нарушением п. 12.2 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ.
Материалы дела свидетельствуют о том, что административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, назначено ООО "ГРИНДЕРБОКС" в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ. По своему виду и размеру указанное наказание соответствует обстоятельствам и тяжести содеянного. В данном случае непринятие Обществом надлежащих и достаточных мер для обеспечения использования работниками средств индивидуальной защиты в магазине, то есть мер, направленных на недопущение распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), создало опасность причинения вреда их жизни и здоровью, а также вреда жизни и здоровью других лиц.
Назначение более мягкого вида наказания в виде предупреждения в данном случае не будет отвечать целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.
Постановление судьи в части назначения ООО "ГРИНДЕРБОКС" наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему такой меры ответственности, а также её соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения ООО "ГРИНДЕРБОКС" к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем имеется основание для изменения постановления судьи районного суда.
8 июня 2020 года издан указ Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ), в соответствии с п. 2.6 которого (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении) если иное не установлено настоящим указом, продлевается приостановление действия ограничений, предусмотренных указом Мэра Москвы 12-УМ, за исключением следующих ограничений, продолжающих действовать в отношении использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых осуществляется реализация товаров, работ, услуг гражданам, нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу; соблюдения работодателями требований по обеспечению измерения температуры тела работников, проведения исследований на предмет наличия у работников новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а также иных требований, установленных приложением 6 к указу Мэра Москвы N 12-УМ.
Указом Мэра Москвы от 30.07.2021 N 45-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 года N 68-УМ" в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 года N 68-УМ внесены изменения: в дефисе пятом пункта 2.6 указа исключены слова "и рук (перчатки)" (п. 1.1 указа); дефис седьмой пункта 2.6 указа дополнить словами "(кроме требования об использовании средств индивидуальной защиты рук (перчатки)" (п. 1.2 указа).
Таким образом, с 30 июля 2021 года отменены обязанность граждан использовать средства индивидуальной защиты рук (перчаток) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), в которых производится реализация товаров, работ, услуг, и обеспечение указанной обязанности организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими данную деятельность, а также обязанность использования работниками средств индивидуальной защиты рук (перчаток) на территории работодателя, то есть на момент рассмотрения настоящей жалобы положение нормативно-правового акта, содержащее обязательное для исполнения гражданами и организациями правило поведения при введении режима повышенной готовности, нарушение которого вменено ООО "ГРИНДЕРБОКС" в постановлении судьи районного суда, было отменено, что является основанием для применения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ.
При таких обстоятельства постановление судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 6 июля 2021 года подлежит изменению путём исключения из него указания на необеспечение ООО "ГРИНДЕРБОКС" соблюдения использования работниками и посетителями средств индивидуальной защиты рук (перчаток).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 6 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ГРИНДЕРБОКС" изменить: исключить из него указание на необеспечение обществом с ограниченной ответственностью "ГРИНДЕРБОКС" соблюдения использования работниками и посетителями средств индивидуальной защиты рук (перчаток).
В остальной части постановление судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 6 июля 2021 года оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "ГРИНДЕРБОКС" Г*** И.П. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.